Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,481,581 102,191
 

  Удаленный пользователь
14 окт 2016 12:36:30

Убыточные госпредприятия: реформировать, продавать, закрывать?

новая дискуссия Новость  181

Количество убыточных организаций приближается к 25% от общего количества.



Реформирование неэффективно работающих государственных предприятий — вопрос перезревший. Однако правительство не демонстрирует готовности идти на решительные меры, продолжая поддерживать убыточные фабрики и заботы, мотивируя это необходимостью сохранять их социальную функцию.

Массовые сокращение и сопутствующие им социальные катаклизмы в регионах, где госпредприятия являются фактически единственным источником заработка для населения, действительно возможны, но предотвратимы.
Этой теме был посвящен круглый стол, организованный «Либеральным клубом».
 
Госпредприятия как угроза для экономики
Белорусские власти предприняли ряд конструктивных шагов в части денежно-кредитной политики для снижения инфляции и укрепления белорусского рубля. А вот проблема нерентабельности госпредприятий остается очень острой. Экономика Беларуси находится в «красной зоне», подчеркнул эксперт «Либерального клуба» Антон Болточко.
«Ухудшение работы государственного сектора экономики на фоне его медленного реформирования создает серьезную угрозу для дальнейшей развития Беларуси, — отметил Болточко. — Улучшение ситуации невозможно без реформирования госпредприятий, большинство из которых устойчиво работают в убыток, потребляя при этом значительные государственные ресурсы. Такая ситуация угрожает финансовой стабильности страны. Предприятия являются потребителями льготных кредитов, пользуются господдержкой, но являются менее эффективными, чем частные».
Количество убыточных организаций, отметил Болточко, приближается к 25% от общего количества.
Представить, что на самих предприятиях вдруг начнутся устойчивые, ведущие к позитивным изменениям перемены, трудно.
Страновой экономист представительства Всемирного банка в Беларуси Кирилл Гайдук констатировал, что госпредприятия обременены социальными функциями, в результате чего имеется значительная избыточная занятость.
По оценке Евразийского банка развития, избыточная занятость в Беларуси составляет сегодня около 20%. Иными словами, каждый пятый работник на белорусских предприятиях — лишний.
Есть еще проблема невысокого уровня управленческого состава и его зависимости от государственных органов.
«У директоров предприятий связаны руки, а ответственность на них лежит большая, — отметил эксперт в области проблемных активов Михаил Андреев. Все знают, например, как реформировать МАЗ, но не каждый захочет работать его директором. В сегодняшних условиях для этого надо иметь мужество».
«Над каждым директором висит топор», — добавил бывший гендиректор ОАО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава» Семен Лившиц.
«Атмосфера, созданная на госпредприятиях, не способствует проявлению инициативы, тем более риску со стороны руководителей», — подчеркнул Лившиц, имея в виду постоянные проверки со стороны контролирующих органов и необходимость выполнять доводимые показатели со стороны Минпрома, исполкомов и так далее.
 
Что делать?
Антикризисный управляющий Денис Плетенев полагает, что для начала надо начать платить за труд, а не за время, проведенное у станка:
«В нашей стране государство потакает работнику, заставляет собственника (государственного или частного) обеспечивать ему такие условия труда, при которых работать в общем-то не нужно. В такой ситуации без разницы, пройдет приватизация в Беларуси или нет».
А собственник должен быть «здравым, агрессивным, умным, который может выжать соки из станков и рабочих, чтобы они работали не один час, а в остальное время пили чай, а 8 часов».
Михаил Андреев согласен, что поддержка убыточных предприятий вредна. Одним их вариантов решения проблемы он видит «разъединение предприятий, отрубание сухих веток».
Вариант приватизации также актуален, однако в наших условиях далеко не каждый рискнет покупать у государства.
«Проблема в том, что в Беларуси собственник — это нечто условное. Сегодня ты собственник, а завтра — сиделец. Если право собственности станет безусловным, приватизация будет проходить естественно. Для этого достаточно ввести жесткий мораторий на лишение людей собственности», — подчеркнул Михаил Андреев.
 
Без работы может оказаться полстраны
Продажа государственных активов — частично или полностью — это вопрос принятия политического решения. Однако в Беларуси до сих пор людей пугают последствиями приватизации по образцу 90-х в России. Мол, купят за копейки, а работников выгонят на улицу.
Пересмотр численности сотрудников неэффективного предприятия в случае смены собственника, а проще говоря — сокращения, действительно фактически первый пункт антикризисной программы.
По оценкам экспертов, в нашем случае с проблемой безработицы могут столкнуться почти 50% всех занятых в экономике — как сотрудники неэффективных госпредприятий, так и связанных с ними частных фирм.
И рано или поздно властям придется задуматься о том, что делать с лишней рабочей силой. Михаил Андреев полагает, что уже сейчас надо принимать решение относительно увеличения размера пособия по безработице.
По мнению эксперта, для сглаживания проблемы безработицы в конкретной семье достаточно ввести пособие по безработице в размере 200-300 рублей:
«Это необходимо, чтобы человек не боялся остаться без работы и был социально защищен в такой ситуации. В настоящее время на поддержку убыточных предприятий мы тратим в разы больше денег, чем потратили бы на нормальные пособия. Я понимаю опасения властей, что появятся сотни праздно шатающихся безработных, обеспеченных минимальным доходом, но размер пособия по безработице должен быть адекватным».
В ряде стран для безработных вводятся лимитированные выплаты, при которых желание искать работу не пропадает; есть варианты, когда работает накопительная система, добавила научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.
По ее мнению, необходимо повышать эффективность системы переобучения безработных: «Решения существуют. Среди них, к слову, и стимулирование развития малого и среднего бизнеса, индивидуального предпринимательства путем предоставления налоговых льгот, предоставления субсидий. Важно также обеспечить бизнесу гарантию спокойно заниматься своим делом».
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!