Белоруссия: проблема геополитического выбора
21,481,606 102,191
 

  Удаленный пользователь
18 окт 2016 22:00:02

Будет ли Беларусь искать нефтяную альтернативу?

новая дискуссия Новость  200

Урегулирование газо-нефтяного конфликта с РФ оставляет за кадром вопрос: а что с нефтяной альтернативой, о чем на пике спора публично заявил белорусский президент?

Эту тему белорусские чиновники публично не комментируют. Пока известно, что до 20 октября Беларусь должна погасить недоплаченную сумму за газ (по словам белорусского министра энергетики Владимира Потупчика — 281 млн. долларов, по словам вице-премьера РФ Аркадия Дворковича – свыше 300 млн. долларов), после чего Россия восстановит поставки нефти на белорусские НПЗ.



Советник президента «Транснефти» Игорь Демин 14 октября сообщил, что поставки нефти из России в Беларусь трубопроводным транспортом в IV квартале составят 5 млн. тонн. Между тем, для полной загрузки своих мощностей белорусским НПЗ сейчас требуется около 5,8 млн. тонн в квартал. Не исключено, что недостающие объемы нефти по трубопроводной системе могут быть поставлены по железной дороге (хотя в соответствии с двусторонними соглашениями РФ должна поставить в этом году в Беларусь весь объем — 24 млн. тонн — по «трубе»), что удорожает стоимость сырья.
Тем не менее, уже очевидно, что переработать в этом году 24 млн. тонн нефти, как планировалось, белорусские НПЗ не смогут. Если до российского нефтяного «секвестра» «Нафтан» и Мозырский НПЗ перерабатывали вместе, по данным Белрынка, около 1,9 млн. тонн нефти в месяц, то после российских ограничений, начиная с III квартала, – не более 1 млн. тонн. Поэтому если даже сценарий нефтегазовых договоренностей сработает безупречно, по итогам года отечественные НПЗ снизят переработку примерно на 4 млн. тонн.
 
Возместят ли Беларуси потери от недопоставки нефти?
Получается, что долг за российский газ Беларусь вернет «Газпрому». А будут ли возмещены потери белорусским НПЗ вследствие снижения объема переработки нефти? И будут ли компенсированы потери белорусскому бюджету из-за недополученной экспортной пошлины на нефтепродукты? Как заявлял премьер-министр Беларуси Андрей Кобяков, из-за снижения поставок российской нефти ВВП Беларуси по итогам 8 месяцев снизился на 0,3%.
На эти вопросы пока никто не дал ответа. Но, возможно, белорусские потери пойдут в зачет межбюджетного субсидирования, которое РФ пообещала выделить Беларуси для оптимизации цен на газ?
Между тем, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, говоря о восстановлении поставок нефти в Беларусь, на встрече с вице-премьерами 10 октября отметил, что «параллельно мы (с белорусскими коллегами) договорились о корректировке индикативного баланса поставок нефти и нефтепродуктов из России в Беларусь и из Беларуси в Россию. А именно: о возвращении после урегулирования газовых проблем к объемам поставок до 24 миллионов тонн нефти в Республику Беларусь, юридически обязывающем объеме поставок из Беларуси в Россию нефтепродуктов в объеме 1 миллиона тонн».
Получается, что белорусскую сторону могут обязать поставить в этом году на российский рынок 1 млн. тонн бензинов, невзирая на ее апелляцию к прежними договоренностями (в соответствии с ним Беларусь может приостановить экспорт бензина в РФ, если это ей экономически невыгодно). Для Беларуси новая норма будет означать дополнительные потери, поскольку она лишится возможности экспортировать это топливо на маржинальные рынки. В качестве справки. По итогам 8 месяцев 2016 года Беларусь снизилапоставки нефтепродуктов в РФ на 66,6% по сравнению с январем-августом 2015 года, — до 230,394 тыс. тонн. При этом валютную выручка от экспорта нефтепродуктов на российский рынок за это время упал на 72,2% — до 79,5 млн. долларов.
Кроме того, отметил А. Дворкович 10 октября, есть определенные нюансы по режиму, объему и цене переработки на белорусских заводах — «на эту тему будет подготовлено отдельное соглашение между министерствами энергетики двух стран».
Можно предположить, что речь идет о требовании российских нефтяных компаний снизить стоимость процессинга на белорусских НПЗ. Если, опять же, со стороны Москвы это требование будет настоятельным, и Минск будет вынужден ему подчиниться, это станет дополнительной статьей затрат для белорусских НПЗ.
Наш ответ: иранская нефть и балтийская альтернатива
На пике газового спора с Россией президент Беларуси Александр Лукашенко поставил перед профильным вице-премьером Владимиром Семашко задачу обеспечить альтернативные поставки энергоносителей в страну. «Везде должна быть альтернатива, как бы ни было сложно. И по природному газу (это сложнее, конечно), а по нефти тем более», — подчеркнул А. Лукашенко 12 сентября.
7 октября, выступая перед депутатами, А. Лукашенко еще раз вернулся к этой теме. Как было сказано, нефтяной дефицит губителен для белорусской нефтепереработки: «Третий квартал мы работаем с критическим обеспечением нефти. Это уничтожит наши НПЗ». Поэтому он поручил правительству «немедленно найти альтернативы новые и вернуться к старым».
Более того, сообщил он, «сейчас мы ведем переговоры с Ираном, который просто мечется в поисках, куда поставить нефть». «И готов нам снижать цену, вплоть до того, что мы им предоставим все возможности на Мозырском или другом заводе: перерабатывайте свою нефть, продавайте, где считаете нужным. Они это воспринимают», – отметил А. Лукашенко. И добавил, что «мы договорились: сегодня загруженный танкер идет в Одессу, и начнем поставлять через Украину на Мозырский нефтеперерабатывающий завод».
А. Лукашенко также заявил, что Беларусь вернется к строительству нефтепровода из Балтики. Наконец, он потребовал немедленно закончить модернизацию Новополоцкого нефтеперерабатывающего завода (что, как ожидается, позволит этому НПЗ быть конкурентоспособным в новых условиях).
Диверсификация поставок нефти в Беларусь: очередные декларации?
Эти заявления белорусского президента означают ни что иное, как признание ошибочности тотальной привязки к одному поставщику сырья.
Но ведь это уже было. Более того, в 2010 году, когда разгорелся очередной нефтяной конфликт с Россией, белорусским чиновникам и нефтяникам удалось достаточно быстро организовать альтернативные поставки нефти – сначала венесуэльской, а затем, чтобы оптимизировать логистику – азербайджанскую (в рамках свопа). Но тогда альтернативной нефти удалось притянуть на белорусские НПЗ немногим более 1 млн. тонн. Через 2 года, когда конфликт с РФ был улажен, альтернатива оказалась не нужна. Однако трагедии из этого тогда никто не делал. Самое главное, что мы сделали, говорили белорусские чиновники, — апробировали альтернативный маршрут поставки нефти.
Если это так, то почему Беларусь не воспользовалась этим маршрутом уже в третьем квартале, когда РФ резко ограничила поставки нефти на белорусские НПЗ? Очевидно, что говорить об альтернативных поставках можно лишь тогда, когда страна сможет платить за нефть по мировой цене и получать прибыль от нефтепереработки. Беларусь сегодня к этому не готова.
Можно предположить, что восстановление поставок российской нефти остудит желание белорусской стороны искать нефтяную альтернативу. Возможно, иранская нефть могла быть востребована Мозырским НПЗ в случае дефицита сырья, но если поставки российской нефти восстановятся, она вряд ли сможет конкурировать с российской нефтью. Тем более, надо понимать, что нынешнее снижение Ираном цены обусловлено желанием поскорее восстановить добычу после снятия санкций и найти рынки сбыта, а в перспективе эта страна в любом случае будет стремиться к рыночным ценам на нефть
Налоговый маневр как стимул для альтернативы
Как можно предположить, реальная потребность в альтернативной нефти у Беларуси может появиться после того, как Россия завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли.
Белрынок писал, что в 2016 году российский Минфин в поисках новых источников пополнения бюджета активно продвигал новые подходы к налоговой политике в нефтяной отрасли, вплоть до обнуления с 2017 года пошлин на нефть и нефтепродукты и повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Для Беларуси такой сценарий стал бы шоком, поскольку разница в экспортных пошлинах на нефть и нефтепродукты сейчас позволяет Беларуси зарабатывать на переработке российской нефти.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА
В России доля нефтегазовых доходов бюджета снизилась до 36% по итогам января-июля 2016 года против 43% по итогам 2015 года. По данным Росстата, за первое полугодие 2016 года экспорт топливно-энергетических товаров в стоимостном выражении снизился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года почти на 40%, по сырой нефти и газу падение составило примерно 30%.
В начале октября стало известно, что после месяца острых споров в правительстве и Кремле Минфин РФ предложил правительству компромиссное решение в отношении «нефтянки». Министерство согласилось притормозить рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефти, но параллельно предложило не снижать акциз на бензин и поднять акциз на дизтопливо.
Что касается сроков завершения налогового маневра, то сейчас речь идет о радикальном завершении "нефтянго маневра", который включает отмену экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, рост НДПИ и корректировку акцизов, 2018-2020 годах. Кстати, в ходе международной конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», которая прошла 22 сентября, в Минске представитель «Газпром нефти» сообщил, что компания уже с 2018 года закладывает в свои программы параметры, предусматривающие обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты.
Сценарий обнуления российских экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты будет означать, что белорусским НПЗ придется покупать нефть фактически по мировым ценам. Что, соответственно, актуализирует для Беларуси тему нефтяной альтернативы, к чему страна должна быть готова заранее.
СПРАВКА БЕЛРЫНКА: КАК БЕЛАРУСЬ ИСКАЛА АЛЬТЕРНАТИВУ
Концепцией энергобезопасности Беларуси до 2020 года, утвержденной А. Лукашенко 10 сентября 2007 года, впервые было обозначено требование обеспечить к 2011 году поставки в страну нефти, альтернативной российской, в объеме примерно 4 млн. тонн через порты Балтийского и Черного морей.
В 2006 году в ходе визита в Минск президента Азербайджана Ильхама Алиева А.Лукашенко предложил ему обсудить возможность поставки нефти в Беларусь и транзит по территории Беларуси, а также участие белорусских компаний в нефтедобыче в Азербайджане (интерес к азербайджанским энергоносителям возрос на фоне усилившейся напряженности в отношениях между Беларусью и Россией). Заявлялось, что белорусская сторона заинтересована в увеличении объемов перекачиваемой через Беларусь нефти, в том числе каспийской, в страны Балтии и Польшу.
Однако оказалось, что азербайджанская нефть для Беларуси значительно дороже российской, прежде всего по причине затратного транспортного «плеча». Специалисты отмечали, что технически поставка нефти из Азербайджана возможна в случае строительства нескольких «перемычек» между белорусскими участками нефтепровода «Дружба» и украинским трубопроводом Одесса-Броды. Интерес к этому проекту проявляла Литва, так как он соединяет нефтяные месторождения Каспийского и Черного морей с потребителями в регионе Балтийского моря.
В 2007 году трудности в переговорах с Россией в отношении поставок энергоносителей заставили белорусское руководство активизировать поиски альтернативной нефти – ее искали в Венесуэле, Иране, Азербайджане. В то время изучались возможности поставки нефти из Ирана в Беларусь через порт «Южный» (Украина). Согласно оценкам, на реализацию этого проекта стоимостью более 600 млн. долларов, который включал строительство участка магистрального нефтепровода протяженностью около 800 км, 3 нефтеперекачивающих станций и восстановление станции «Костюковичи», требовалось как минимум 3 года.
«Вопросы альтернативных источников поставки нефти должны быть решены, кровь из носа. Без этого невозможно обеспечить не только ритмичную работу, но даже производственную безопасность наших нефтеперерабатывающих предприятий», — заявил А. Лукашенко 23 января 2007 года в Новополоцке на энергетическом совещании с правительством.
Первый вице-премьер Владимир Семашко рассказал, что в Беларусь может быть поставлена венесуэльская нефть через латвийский порт Вентспилс. Речь также шла об использовании трубопровода Сургут — Унеча — Полоцк — Вентспилс в реверсном направлении для обеспечения «Нафтана» нефтью, которая могла поступать с прибалтийских портов. По оценкам специалистов, реверсная загрузка этого направления была бы экономически целесообразна при загрузке более 1 млн. тонн. Тогда были проведены переговоры по реализации этого проекта с представителями швейцарско-английской компании «Витола». Как заявлялось, организация реверса по нефтепроводу «Дружба» обойдется в 15-30 млн. долларов и займет около 2,5 лет. Однако реальных шагов по реализации данного проекта со стороны белорусской стороны не последовало.
Тем не менее, в соответствии с требованиями Концепции энергобезопасности Беларусь до конца 2007 года планировала поставить на НПЗ первые пробные партии альтернативной нефти. Представители «Белнефтехима» сообщали, что это будут танкерные партии нефти в объеме около 100 тыс. тонн за одну поставку. Предполагалось, что Беларусь закупит арабскую нефть, которая в процессе переработки будет смешиваться с российской. В то время в «Белнефтехиме» отмечали, что самая дешевая и подходящая для Беларуси нефть — ливийская. Планировалось нефть из Ливии доставить в Вентспилсский порт, а оттуда по железной дороге — в Беларусь. Таким образом «Белнефтехим» собирался опробовать логистику и возможности железнодорожного транспорта стран Балтии и Беларуси, чтобы обкатать схемы транспортировки стратегического сырья на случай возможного форс-мажора. Белорусская сторона провела переговоры с ближневосточными нефтяными компаниями и те выразили готовность к сотрудничеству. Однако проект не был реализован. В этой связи в «Белнефтехиме» заявили, что диверсифицировать закупки нефти Беларусь будет в случае экономической целесообразности.
ссылка
Отредактировано: Alximik - 01 янв 1970
  • +0.06 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!