17 октября 2016 года комитет Верховной Рады по иностранным делам начал рассматривать законопроекты о выходе Украины из состава СНГ. Интересно, что украинские дипломаты достаточно спокойно комментируют эту инициативу. Якобы, выход из СНГ не несет для Киева никаких рисков — границы Украины признаны, а другие вопросы можно решать с государствами-участниками на двухстороннем уровне.
Действительно границы признаны. Одна деталь — «в рамках Содружества». В случае выхода из СНГ эти договоренности теряют свое правовое значение. И тогда территориальные вопросы действительно будут регулироваться исключительно двухсторонними соглашениями.
Только сможет ли Украина эффективно использовать этот инструмент?
Самые удовлетворительные у Киева сегодня отношения с Минском. В 2013 году вступил в силу договор об украинско-белорусской госгранице. Но делимитация линии разграничения продолжится до 2024 года и за этот период может возникнуть немало «неожиданностей».
В отличие от Белоруссии, ситуация с молдавско-украинской границей намного сложней. Причина — в «Декларации о независимости Молдовы». В этом документе фактически прописаны территориальные претензии к Украине. Ведь Кишинев провозгласил свою преемственность не от Молдавской ССР или Молдавской демократической республики 1918 года, а от Молдавского княжества 1774 года. А это значит, что Молдавия, с одной стороны, идентифицирует себя с румынской частью некогда молдавских земель, население которых и жители Валахии создали в 1859 году Румынию. С другой стороны, Кишинев объявил незаконность отторжения от Молдавского княжества Северной Буковины (Черновицкая область) и южной Бессарабии (часть Одесской области).
Правда, в 1999 году Киев и Кишинев подписали «Договор о государственной границе». Но его ратификация молдавским парламентом в 2001 году сопровождалась скандалом. «Проевропейская» оппозиция пыталась заблокировать голосование, заявив, что договор является «неравным» и «незаконным». Она же организовала массовые акции протестов по всей республике. И хотя коммунистическое большинство тогда проголосовало «за», но впоследствии соглашение по границе оказалось нарушено.
В нарушение Договора Кишинев официально отказался передавать Киеву село Паланка и близлежащие земли в рамках обмена территориями. Интересно, что в этом споре молдавское правительство сослалось на положения своей Конституции, которая «запрещает передачу территории республики другим государствам».
Продолжением этой истории стало то, что в 2013 году Конституционный суд Молдавии признал превалирование «Декларации о независимости» над любым законом страны. Положения Декларации, в которой прописаны территориальные претензии к соседям, поставлены выше Конституции или постановления о ратификации «Договора о государственной границе». Мало того, Конституционный суд начал постепенно отменять прежние решения парламента.
Если он признал «неконституционными» изменения в Конституцию 2001 года, то что стоит отменить решение о ратификации договора о госгранице с Украиной? Тем более что «проевропейские» оппоненты соглашения с Киевом сегодня пришли к власти.
На фоне территориальных проблем Украины с Молдовой ситуация с государственной границей на востоке еще сложнее. Хотя в 1997 году был подписан «Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между Российской Федерацией и Украиной», в котором стороны приняли на себя обязательство отказаться от взаимных территориальных претензий, но это соглашение является срочным. Его действие закончится 1 октября 2018 года и, скорее всего, ожидать пролонгирования не приходится.
Кроме того, выполнение документа привязано к целому ряду условий, таких как соблюдение прав человека. В этом вопросе к нынешнему нацистскому режиму в Киеве более чем достаточно претензий.
Но еще более опасным для Украины, как и любой страны, которая решит выйти из СНГ, является прецедент, созданный одним высокопоставленным украинским чиновником. 14 августа 2008 года с подачи президента Грузии, а ныне одесского губернатора Михаила Саакашвили, грузинский парламент единогласно проголосовал за выход страны из Содружества. В результате Тбилиси автоматически лишил себя прав на признание тех границ, которые гарантировались республике в рамках объединения. Тем самым Саакашвили юридически открыл для Российской Федерации путь к признанию 26 августа 2008 года независимости Южной Осетии и Абхазии.
Сегодня Украина решила создать очередной прецедент и прокладывает в правовом отношении для Москвы дорогу к признанию Донецкой и Луганской народных республик. Причем к признанию в административных границах украинских Донецкой и Луганской областей.
Впрочем, это в точности соответствует старой украинской забаве, в отношении которой есть поговорка: «назло бабушке отморожу уши».