ПМИК: ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ! (О ДЕЛЕ УЛЮКАЕВА) Михаил Делягин) Учитывая биографию Улюкаева, который долгие годы был если не правой, то левой рукой Гайдара и прославился именно как его верный помощник (а также его полный непрофессионализм, вопреки которому он так долго находился на верхних этажах государственного управления), ни коррупция, ни наглость не должны вызывать никакого недоумения: это всего лишь реализация идей, принципов и морали современного либерализма в действии. Знаю его с конца 1992 года - и уже тогда даже в среде самих "гайдаровцев" репутация у Улюкаева была совершенно однозначная.
Похоже, это последствие победы Трампа: неприкосновенность и гарантированной безнаказанности либералов приходит конец. Случись это задержание при Обаме или Хиллари, мы немедленно плучили бы новые санкции, "список Улюкаева" на уровне конгресса США и истошный вой рукопожатных общечеловеков всех мастей. Не факт, что дело дойдет до суда не рассыпется в нем, - практика слишком велика, - но это первое задержание Министра со времен Министра юстиции Ковалева, получившего "9 лет условно" в 2001 году за хищение 9 млрд.руб. в конце 90-х, и вообще первое после уничтожение Советского Союза задержание действующего министра.
Однако, вне зависимости от перспектив расследования (хотя сдержанная реакция Д.Пескова вызывает оптимизм), совместная работа Следственного комитета и ФСБ в рамках расследования деятельности Улюкаева, которое продолжалось не менее года, развеивает опасения о межведомственной конкуренции правоохранительных ведомств (или, по крайней мере, о деструктивных следствиях такой конкуренции). Я в свое время полагал, чтоборьбу с коррупцией во власти следует сделать исключительной сферой ведения ФСБ - просто потому, что она подрывает государственную безопасность, - но задержание Улюкаева показывает, что сложившаяся система, вероятно, более жизнеспособна. Вызывает восторг сохранение же столь длительного расследования в полной тайне от его фигурантов.
Если арест трех губернаторов (Хорошавина, Гайзера и Белых) многие объеясняли необходимостью создания соответствующей атмосферы перед выборами, то сейчас до следующих выборов - президента России весной 2018 года - еще очень далеко. И задержание Улюкаева, который был настолько убежден в своей безнаказанности, что принял свое задержание за розыгрыш, не вызывает даже тени подозрений в политическом пиаре: это 100% борьба с коррупцией. При этом удар по либералам вполне логичен, ибо современный либерализм - это служба глобальным финансовым спекулянтам (и Западу как их персонификации) против своего народа, а глобальные финансовые спекулянты, в отличие от официально пропагандируемой точки зрения, объективно заинтересованы в коррупции в перерабатываемых ими странах, так как коррупционеры управляемы и вывозят награбленное в фешенебельные страны, поддерживая тем самым их финансовые системы (да еще и так, что их ресурсы можно конфлисковать при попытке вывода из этих систем).
Улюкаев легко может избежать лишения свободы благодаря проведенной Медведевым либерализации Уголовного кодекса, позволяющей даже чиновникам по-средневековому откупаться от взяток (то есть преступлений против государственности как атковой), на которых их поймали, за счет взяток, по которым они остались безнаказанными. Максимальная сумма выкупа для Улюкаева - 200 млн.долл.; думаю, что речь будет идти (если правосудие переломят) скорее о минимальной сумме, но даже эти деньги, насколько можно судить, не проблема не только для либерального клана в целом (так как, начав давать показания, он "утянет" на свое дно всех), но и для него лично.
Вместе с тем, если суд проявит принципиальность и встанет на сторону закона и борьбы с коррупцией, а Улюкаев увидит перспективу реального лишения свободы, - он, скорее всего, пойдет на сделку со следствием и, что называется, "сдаст всех". Однако здесь все зависит от готовности руководства России переходить от модели разрушения страны либеральным кланом к модели ее развития: без этого системная, реальная борьба с коррупцией не нужна, а с точки зрения сохранения текущей стабильности при закрывании глаз на будущее - и вовсе контрпродуктивна.