Не историк и не специалист просто немного читал о первых днях войны и большинство склонно считать что войска отступали, но ведь и сражались и давали отпор.
Немного подумав пришел к выводу что основная ошибка первых дней состояла в том что не было связи и недостаточная проводилась разведка : считали что им противостоит немецкая дивизия, а на самом деле это были корпуса.
Немного разной информации о нескольких днях:
Состав и руководство боевых частей: Йо́зеф Харпе (нем.
Josef Harpe; 21 сентября 1887, Бюр (пригород Гельзенкирхена).
14 марта 1968, Нюрнберг) - немецкий военачальник, генерал-полковник вермахта во время Второй мировой войны (1944 год). Кавалер Рыцарского креста с Мечами и Дубовыми Листьями.
В апреле 1931 года — произведён в майоры и официально уволен с военной службы, поскольку с мая 1931 до октября 1933 года руководил в СССР военным учебным центром в Казани (так называемая школа «Кама», где немецкие инструкторы, формально — бывшие офицеры, обучали советских курсантов использованию боевых машин).
В октябре 1940 года принял командование 2-й моторизованной дивизией, которая под его руководством была в январе 1941 года переформирована в 12-ю танковую дивизию.
Дивизия вошла в состав XLVI корпуса 11-й армии в группе армий «Ц». Возглавил дивизию генерал-майор (позднее генерал-полковник) Йозеф Харпе, ранее возглавлявший танковую школу в Цоссене.
12-я танковая дивизия (
12. Panzer-Division) — танковая дивизия вермахта, сформированная в октябре 1940 года. В основу дивизии легла 2-я пехотная дивизия (моторизованная). 5-й и 25-й пехотные полки которой составили 12-ю стрелковую бригаду, в то время, как три батальона 29-го танкового полка сформировали заново.
19-я танковая дивизия (
19. Panzer-Division) — танковая дивизия вермахта, сформированная в ноябре 1940 года, на основе 19-й пехотной дивизии. Танковый парк к весне 1941 года включал 40 PzKpfw I, 33 PzKpfw II, 109 PzKpfw 38(t), 30 PzKpfw IV, 8 командирских PzKpfw 38(t).
Дивизия находилась в арьергарде мотокорпуса. После длительного марша закрепилась районе Трабы (между Минском и Вильнюсом). На этом участке дивизия вела упорные бои с советскими войсками, пытающимися выйти из Минского котла в северо-восточном направлении.
24-я Самаро-Ульяновская Мотострелковая Бердичевская, Железная ордена Октябрьской Революции, трижды Краснознаменная, орденов Суворова, Богдана Хмельницкого дивизия.
В 1939—1940 годах, в ходе Советско-финской войны дивизия отличилась при прорыве линии Маннергейма на Карельском перешейке.
Советская 24-я стрелковая дивизия (начала марш с началом войны из Молодечно через Воложин и к 24 июня сосредоточилась в районе ст. Юратишки). Усиленная сводным танковым батальоном (3 роты: рота тяжелых КВ - 8 машин, разгружены на ст. Юратишки, рота средних Т-34 - 10 машин и рота легких Т-26 - 15 машин) , получила приказ выдвинуться к Гольшанам, дивизия форсированным маршем подошла на восточный берег рр. Гавья и Клева, переправилась через р. Клева, в районе Трабы натолкнулась на передовой отряд немецкой 19-й танковой дивизии. Провела атаку на Гольшаны и заняла Трабы, но далее была остановлена: на помощь немецкой 19-й танковой дивизии пришла 18-я мотодивизия.
37-я стрелковая дивизия одним полком вышла к Трокели, не встретив противника, но ее 91-й стрелковый полк в районе Трабы был атакован и рассеян.
Передовой отряд 12-й танковой дивизии вермахта достиг Ошмян и столкнулся с разведбатами советских 24-й и 50-й стрелковых дивизий.
Согласно плану, наступление шло в направлении
Меркине - Варена - Вороново - Ошмяны. В задачу корпуса входило прикрытие 39-го мотокорпуса, наступающего севернее в направлении Вильнюса от возможного контрудара советских войск со стороны Лиды. Вплоть до падения Минска 28-го июня корпус отражал многочисленные атаки советских войск, выходящих из окружения из Минского котла в северо-восточном направлении.
Командующий 3-й танковой группой Г. Гот записал в своих мемуарах: "
19-й танковой дивизии, совершавшей 25 июня марш через Вороново, Трабы на Минск, пришлось прокладывать себе дорогу через массы войск противника, отрезанные 18-й моторизованной дивизией и теперь пытавшиеся пробраться через Сурвилишки. Правый фланг 19-й дивизии, где находился командир корпуса, постоянно подвергался атакам противника при поддержке 50-тонных танков. Поэтому дивизия была вынуждена из длинной походной колонны развернуться фронтом на юг. До 28 июня она отражала атаки противника с южного направления…"
12-я танковая дивизия, повернувшая от Ошмян на Воложин, также пробивала себе дорогу к участку кольца окружения западнее Минска, при этом дивизия понесла значительные потери.
Тем временем подчиненная штабу 21-го корпуса 24-я стрелковая дивизия вместо наступления на Гольшаны весь день отбивала атаки немецкой 19-й танковой дивизии, которая пыталась переправиться через р. Гавья у Суботников и Жемыславля. Обе стороны понесли большие потери.
Наступавшая со стороны Ошмян немецкая 12-я танковая дивизия 57-го мотокорпуса заняла Воложин. В районе Ошмян ее атаковала 5-я танковая дивизия (до того понесшая потери в районе Алитуса и Вильнюса), но была отбита. Г. Гот вспоминал о больших потерях с немецкой стороны (без подробностей: "
12-я танковая дивизия, повернувшая от Ошмян на Воложин, также пробивала себе дорогу к участку кольца окружения западнее Минска, при этом дивизия понесла значительные потери").
Тем временем немецкая 7-я танковая дивизия 39-го мотокорпуса по шоссе Вильнюс-Молодечно почти без боя прорвалась к Минску; ее передовой отряд занял Вилейку. Части немецкой 7-й танковой дивизии 39-го мотокорпуса заняли Молодечно и Радошковичи.
Немецкая 12-я танковая дивизия пробилась к Минску со стороны Воложина и Ракова.
Между 7-й и 12-й дивизиями на Минск наступала 20-я танковая дивизия.
Продвигавшиеся на восток дивизии 39-го мотокорпуса отбросили советскую 50-ю стрелковую дивизию на Ковали и Кривичи, связь штаба фронта с ней была потеряна.
Советская 50-я стрелковая дивизия была сбита с позиций в районе Вилейка-Молодечно и начала отход в район Плещеницы.
Таким образом, в то время как немецкий 39-й мотокорпус продолжил наступление на Минском направлении, фронт 57-го мотокорпуса стал разворачиваться к югу, образуя северную дугу окружения советских войск Западного фронта. Ему в помощь немецкие 5-й и 6-й армейские корпуса сдвинуты вправо против рубежа Лида, Вильнюс; 900-я учебная моторизованная бригада направлена к Вильнюсу для обеспечения связи с группой армий "Север".
Начальник германского Генштаба Ф. Гальдер записал в своем дневнике: "В районе Новогрудка давление скопившихся здесь войск противника на правый фланг танковой группы Гота все время возрастает, и уже отмечено появление частей противника севернее Немана. Это требует немедленного выдвижения частей 5-го армейского корпуса (9-й армии) на юг. Вместо 5-й пехотной дивизии, которая выдвигается в этом направлении, 5-му армейскому корпусу переподчиняется 161-я пехотная дивизия.
6-й армейский корпус должен выйти в район гораздо южнее Вильнюса, в связи с чем 900-я бригада направлена на Вильнюс, чтобы прикрыть брешь, постепенно образующуюся между группами армий "Центр" и "Север"…"
Получилось так, что 3-я танковая группа была направлена через Молодечно на Минск (вопреки мнению главнокомандующего группой армий "Центр" Ф. фон Бока, который думал использовать ее севернее, на Полоцком направлении). Левой колонной наступал 39-й мотокорпус (в авангарде шла 7-я танковая дивизия), правой - 57-й мотокорпус (в авангарде - 12-я танковая дивизия). И если 39-й мотокорпус вышел на оперативный простор и продвигался почти не встречая сопротивления, 57-й мотокорпус столкнулся с сосредотачивавшейся 13-й армией.
К вечеру выяснилось, что 21-й стрелковый корпус действует в окружении, поэтому командир корпуса генерал-майор В. Б. Борисов отдал приказ отходить на юго-восток (начало движения было намечено на 20.00 28 июня; 24-я и 37-я стрелковые дивизии начали отход на восток только 29 июня).
В районе Лиды и Ивье 24-я и 37-я стрелковые дивизии, утратив связь со штабом 21-го корпуса, наконец, тоже начали выход из окружения. При переправе через р. Березину (которая восточнее Минска) в районе Бакшты в результате авианалетов было уничтожено значительное количество матчасти.
Немецкая 12-я танковая дивизия передана из 57-го мотокорпуса в 39-й. Таким образом, все немецкие соединения 3-й танковой группы, прорвавшиеся к Минску, были объединены под единым командованием.
В этот же день утром руководство над советскими войсками на Минском направлении принял командующий 13-й армией П. М. Филатов.