Ветряные мельницы Шаталова
19 января 2013 г. в 1:29Сегодня, 2013-01-18 я посетил Донецк с единственной целью - встретиться с легендарным Виктором Фёдоровичем Шаталовым. Надо признаться, я о нём мало что знал. Фамилия была где-то на слуху, но ничего конкретного. Решение встретиться с ним пришло благодаря комментариям к проекту Объясняшки - мол, идеи, положенные в основу Объясняшек - это идеи опорных карт Шаталова. В общем, собрался и поехал. Очень хотелось пообщаться с первоисточником.
Машинке в этом году исполнилось 50 лет. Единственная сложность в использовании - жуткий дифицит с лентами.
Виктор Фёдорович встретил меня у себя дома. В этом году 1 мая ему исполняется 86 лет - два раза по столько, сколько мне. Мужчины в нашей стране, я имею ввиду ещё ту страну, в которой мы родились, столько не живут. А он молодец - у него острый подвижный ум и отличнейшая память. Правда, возраст даёт своё - слух подсел, поэтому двустороннего общения не получилось - больше вещал он, а я благодарно впитывал. Благо, что ему есть что сказать и он хочет высказаться, хочет быть услышанным. Поэтому пишет свои книги. Сотни имён и событий с фотографической точностью он воспроизводит, рассказывая не только о своей жизни, но и о жизни той страны, которую мы потеряли.
Дальше я попробую зафиксировать некоторые интересности, услышанные от Шаталова.
Первое и самое удивительное. Несмотря на подтверждённые многочисленными фактами, результаты эффективности системы Шаталова в образовании, официальное образование ведёт себя так, будто этой системы не существует. Шаталов - уникальный педагог, вырастивший рекордное количество профессоров и докторов наук. Он учил, показывал результаты и стучался во все двери - смотрите, как надо учить, это не сложно и эффективно - берите и используйте. Но мало кому, кроме энтузиастов это было нужно - инертность образовательной машины он преодолеть не смог.
Коротко его тезисы относительно того, каким должно быть образование:
- Школьную программу средней школы можно усваивать за 9 лет. Сейчас же, сделали за 11.
- Учебная неделя должна быть построена по следующему принципу: понедельник-среда учимся, четверг выходной, пятница и суббота опять учимся. ДВА ВЫХОДНЫХ!
- Каждый день ФИЗКУЛЬТУРА - как говорится, в здоровом теле здоровый дух!
- Никаких школьных журналов и дневников. Они не нужны. Просто нет смысла контролировать.
- Никаких домашних заданий специально. Дети сами начинают впитывать знания - активируется абсорбирующее свойство мозга впитывать всё новое и интересное.
У шаталова выпускники не только яйцеголовые профессора, но и мастера спорта. Да и сам он до недавнего времени ежедневно пробегал по 10 километров. Говорит, что за свою жизнь пять раз пробежал вокруг экватора. Пришлось прекратить бег из-за несчастного случая - уронил кастрюлю с кипятком и обварил ноги.
Для меня в этот день случилось много открытий. Одно из них - меня учили математике в математической школе по системе Шаталова (просто я этого не знал), так что мне довелось на своём опыте довелось испытать её действенность. И это не какие-то схемы или приёмы. Главное - это создание особой атмосферы в ходе учебного процесса.
После окончания восьмилетки в 1986, мне нужно было выбирать, где учиться 9 и 10 классы. И моя одноклассница Наташа Валова, позвала в математическую школу. Я и согласился. То, как учили математике в этой школе не походило на то, к чему я привык. Объяснений материала было мало. Зато запомнилось то, что учитель Трубачёва Наталья Николаевна, в начале урока записывала с десяток разных задачек на доске, а мы решали их наперегонки. Кто первый решил, получает право рассказать остальным решение. Месяца три я тупил - я просто не понимал, как они это делают. Задачки не повторялись. Пристроиться на какую-то одну схему просто невозможно. Домашние задания не задавали. Точнее их не проверяли специально. Через некоторое время я втянулся и стал получать удовольствие от поиска решений на сложные задачки. Причём, чем сложнее задачка, тем больше удовольствия.
После школы, я часто задавался вопросом, почему другие предметы так не преподают. Оказалось, система Шаталова подходит под все предметы. Просто проще идти по накатанной и не брать на себя ответственность - это я про функционеров из образовательной сферы.
Кроме того, Виктор Фёдорович прошил очень интересную и насыщенную событиями жизнь. Его молодость - служба в армии во время войны и позже, прошла на Дальнем востоке. Он до сих пор отчётливо помнит Владивосток, Хабаровск, Биробиджан, Сахалин. Будучи геодезистом, он исходил половину приморья, о чём написал книгу.
И вообще, написание книг - его основное занятие. Раз в неделю ходит учить учителей в институт повышения квалификации. Говорить может часами на самые разные учебные темы - математика, география, биология, физика, психология - эрудит.
Свою тему я двигать не стал. Спросил его, КАК ОН ЭТО ДЕЛАЕТ? Он толком ответить не смог - для него это естественное состояние. Купил у него несколько книг - поразбираюсь дома.
Пригласил в ресторан в гостинице - отобедали высокой кухни.
На прощание, Виктор Фёдорович взял у меня почтовый адрес, сказал, что напишет. Дал и мне свой почтовый адрес 83017, Донецк, Бульвар Шевченко 65, кв.33.
Уезжаю из Донецка с кучей книг и невероятными впечатлениями.
Чего хочу пожелать себе и всем - прожить такую же яркую, насыщенную смыслами жизнь.
Источник: