Развитие оборонно-промышленного комплекса сегодня одна из приоритетных задач в отечественной экономике. Выступая на заседании военно-промышленной комиссии 26 января, президент Владимир Путин поблагодарил министерства, ведомства, коллективы предприятий оборонно-промышленного комплекса и коллегию ВПК за скоординированную работу, за тот вклад, который они внесли в переоснащение Вооружённых Сил и в укрепление национальной обороноспособности. Работу всей оборонки можно оценить, в том числе, и по результатам выполнения государственного оборонного заказа. Со слов президента, этот показатель в 2016-м стал лучшим в сравнении с периодом 2013-2015 годы. По итогам прошлого года Гособоронзаказ выполнен на 98.8 %, хотя многие эксперты предсказывали ухудшение результатов.
Понятно, в работе отраслей ВПК есть не только успехи, но и проблемы. Одна из них напрямую связана с исполнением меняющегося законодательства в сфере Гособоронзаказа. В течение всего прошедшего года в центре внимания, как исполнителей контактов, так и финансовых служб Министерства обороны был 275-ФЗ. Предприятия адаптировались к новым правилам и требование государственного заказчика. В итоге Гособоронзаказ в 2016-м выполнен почти на 100 %.
Сейчас разрабатывается новая государственная программа вооружения, рассчитанная до 2025 года. В ходе её выполнения к 2020 году уровень оснащения армии и флота современными образцами вооружения и военной техники должен составить не менее 70 процентов. Так сказал президент на заседании ВПК. А значит, расслабляться нельзя, задачи перед оборонными предприятиями стоят большие, ответственность возложена грандиозная.
Работу ОПК, как и прежде, будет регулировать 275-ФЗ. Но всем участникам и исполнителям важно иметь ввиду, что в закон внесены изменения, которые вступили в силу с января 2017г. Вкратце о некоторых самых важных поправках:
- Расширен предмет регулирования. Раньше закон определял только отношения, связанные с исполнением гособоронзаказа, теперь появилась функция контроля.
- Новые правила касаются всех заказчиков ГОЗ – ФСБ, МЧС, ФСИН, МВД, Росатом и др. В этом списке нет только Министерства обороны.
- В законе зафиксированы новые понятия. Точнее, фактически они уже были в ходу, но не являлись терминологией ФЗ. В частности, теперь в тексте закона есть: орган финансового мониторинга (препятствует отмыванию денег), идентификатор контракта (уникальный номер), отдельный счет (для расчетов по ГОЗ), банковское сопровождение и др. понятия.
- Отдельный пункт посвящен установлению квот на обязательные поставки. Это не что иное, как государственное бронирование некоторых видов материально-технических ресурсов. Перечень и цены квот будет определять Правительство страны.
- Появилась статья о процедуре рассмотрения дел в случае нарушения законодательства в сфере ГОЗ. Отныне любое решение контролирующей организации можно оспорить через Арбитраж.
- Конкретизирована ответственность заказчиков ГОЗ. Их могут оштрафовать (наказать), если будут нарушены условия контракта или в случае препятствия деятельности контролирующего органа.
- Одновременно с обязанностями заказчик получил право на увеличение бюджетных ассигнований.
- Контроль исполнения ГОЗ возложен на Федеральную антимонопольную службу. ФАС получила больше полномочий не только в части контроля, но и в вопросах наложения наказаний. По новым правилам заказчик обязан предоставить всю необходимую для ФАС информацию, в том числе охраняемую законом тайну (государственную или коммерческую) и свои персональные данные.
- Определен порядок проверок ФАС. Для их проведения могут являться основанием публикации в СМИ о нарушениях и материалы Прокуратуры.
- Независимо от ФАС контроль, как и прежде, будет осуществлять Минобороны, через свой департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.
Даже скептики, которые предрекали срыв гособоронзаказа в связи с вводом в действие 275-ФЗ, сегодня понимают, что совершенствование законодательства необходимо для усиления антикоррупционных механизмов в сфере ГОЗ. Слишком большие деньги «крутятся» в оборонке, поэтому найдутся и желающие направить «финансовые ручейки» не по назначению. А этого допустить нельзя. Кроме того, оборонную отрасль необходимо сделать инвестиционно-привлекательной.
Компании должны выстраиваться в очередь за получением государственного оборонного заказа. И они имеют право знать заранее и полностью понимать политику ценообразования, условия, сроки и порядок расчетов по контрактам в сфере ГОЗ.
И, несмотря на объем и сложность закона, его можно и нужно изучать. Специалисты ФАС, Миноробоны, Прокуратуры регулярно участвуют в конференциях и семинарах, посвященных 275-ФЗ, отвечают на вопросы и консультируют. На такие мероприятия полезно приехать не только тем, кто уже работает с оборонным заказом, но и тем, кто еще только подбирается к этой сфере бизнеса.
Одна из ближайших конференций состоится 17 февраля в Санкт-Петербурге. Для разговора на очень актуальную тему «Гособоронзаказ: 275-ФЗ и антимонопольное законодательство» приглашены специалисты Генеральной прокуратуры РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, Института государства и права РАН, Департамента военной контрразведки ФСБ России. Организатор конференции – журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии».
МОСКВА, пресс-релиз журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии»