У нас на русском застолье (Ахмади --- мы с тобой на нем русские кондовее некуда! Никакой иронии!) никогда публика одной гребенкой не причесана, всегда будет спектр мнений от А до Я, разве что алфавит русский большой и какие-то буквы будут пропущены. Вот когда с китайцами начал сталкиваться, то и на собственную историю начал смотреть под заметно другим углом. Я о главном уроке из общения с китайскими физиками высказывался на ГА не раз, но повторение --- мать учения.
Китайцы из Дубны исчезли в 63-м, когда меня в Москве и в студентах не было. Так что первые китайцы, кого видел живьем, были три теоретика в теоротделе ЦЕРН-а (это где пресловутый БАК) в Женеве в 1978. Весь теоротдел ЦЕРН-а им просто зады усердно вылизывал... всем хотелось взять их в соавторы и с ответным визитом в этот тогда загадочный Китай попасть. Пара начальников таки оперативно сгоняли. Вернулись, само собой, в телячьем восторге.
Вообще тогда в просвещенной евпопейской среде было засилье цитатника Мао, хотя этот угар и был на спаде. (Вторым номером шел Троцкий. Я тогда продирался сквозь трехтомник Дойчера о Троцком на английском, после первой сотни честно прочитанных страниц шел по диагонали, только местами переходя на чтение по строкам. И мне было ясно, что эти "убежденные троцкисты" на самом-то деле о нем ничего не знают, кроме причисления к лику святых после героической смерти под ледорубом).
Очень быстро стало ясно, что двое из китайцев --- реальные теоретики, а третий хотя и с физическим образованием, но теоретик в штатском. Я тоже попытался с теми двумя хоть парой слов перекинуться, и даже подвернулся случай за кофе (они пили чай) посидеть в кантине, но они были наглухо застегнуты, и ничего я от них содержательного в-общем не услышал.
Второй опыт был уже в 1981 в Институте Макса Планка в Мюнхене, где китаец лет 50 был один, и несколько раз удалось поговорить почти содержательно --- хотя жили оба в институтском постоялом дворе и иногда за кухонным столом сидели только вдвоем, разговорить его было невозможно.
Затем уже в конце 80-х, на конференции в Международном центре теорфизики в Триесте, где нас было несколько, наш старший товарищ 30-го г.р. вдруг в толпе помчался к пожилому китайцу, которого хорошо знал, но опознал не без труда. Китаец тот учился в Харькове, делал диплом, потом там же аспирантура, и потом даже работал несколько лет в ФТИНТ (институте низких температур) в Харькове в конце 50-х и вполне хорошо говорил по-русски. Камрад этот получил урок культурной революции на всю катушку, заметное число лет с тяпкой на рисовых полях. Был вполне откровенен, но беседа с Китая перескаивала на Харьков, на физику, на общих знакомых, на Китай, опять на СССР, и понимание того, что в теме рисовых полей Мао остался безукоризненным вождем, до меня дошло не очень.
Уже в 90-е, когда в США китйайских аспирантов, постдоков да уже и молодой профессуры было как грязи, и где стал бывать почти каждый год, а иногда пару раз в году, разок и трижды, поговорить с китайцами уже было не бином Ньютона. И нарисовалась четкая картина, которая не меняется и с совершенно новым поколением в наше время: история Китая безукоризненна, Мао был и остается великим кормчим, слова "Тяньаньмень" китайское ухо не слышит, а если услышало, то только чтобы от темы этой отмахнуться. И вообще китаец живет только для того, чтобы успеть перед смертью приехать в родную деревню и с гордостью перед ней отчитаться, кем он смог в жизни стать.
Это как же, вашу мать, это надо понимать?Проще всего было бы сказать, что эти косорылые не способны своими мозгами думать и легко поддаются доктринизации, так как мозги у них не творческие. И развить этот тезис на многих страницах, вплоть до увесистой монографии. Тезис о Китае как стране творчески неполноценных людей вообще один из самых излюбленных среди ширнармасс. Но снимем эти примитивные шоры с глаз.
При виде хорошо удобренного поля особенно изысканных дам выворачивает запах навоза, перешибающего "Шанель №5" (для разнообразия допускается "Коко-Шанель"), который они полагали единственным существующим в природе запахом. Менее изысканных может оскорблять вид коровьих лепешок до запашки. А другие и вблизи и издаля видят хорошо удобренное поле, и радуются при мысли об обильном урожае, который они снимут в уборочную.
Не хотел бы никого обидеть, но за нашем застольем зачастую принципиальный спор о безусловном превосходстве Шанели над Шипром делает неуместными всякие невозвышенные мысли о будущем урожае. Китаец же думает об урожае, предпочитая не замечать, и это "не замечать" у него случается по умолчанию, коровьи лепешки не самого аппетитного вида на своем поле.
Это же переносится и на восприятие истории родной страны. Факты --- это удобрение, но кто-то выхватывает оттенки запаха, кто-то окрас и не совсем приглядную фактуру. А как учил Владимир Ильич в "Материализме и эмпириокритицизме": электрон так же неисчерпаем, как и атом. Кстати, с точки зрения истории физики 20-го века, наблюдение это был гениальным!