На этой неделе для курортной Тавриды прозвучали обнадеживающие новости. Три месяца чрезвычайного положения объявил Египет. После крушения питерского лайнера над Синаем дорогие россияне туда и так почти не ездят, однако последнее время все шло к тому, что египетское направление могли открыть. И подобная конкурентная перспектива серьезно напрягала крымский турбизнес.
Зато теперь можно расслабиться. Настоящая вишенка на южнобережный тортик — Москва снова останавливает
чартеры на Турцию. Официального решения до сих пор нет, но душу ялтинских отельеров греет разосланное в авиакомпании предупреждение Росавиации.
Теперь отечественным курортникам деваться попросту некуда. Одним Пхукетом жив не будешь. Таврида готовится поделить с Сочи нынешние миллионы россиян по-братски, напополам.
Хотя по большому счету совершенно непонятно, хорошо это или плохо. Парадокс, но только увесистая оплеуха в виде возможного срыва летнего сезона могла бы помочь Республике Крым наконец-то очиститься от дерьма. Это не образное выражение и не ошибка в тексте. Речь именно о дерьме, которое привычно заливает здешние пляжи и уже к середине июля превращает море в дизентерийный бульон.
Вот картинка из прошлого августа. Скамейка под туями Симферопольского аэропорта, бледный, изможденный мальчик, мама с синюшными кругами под глазами. Только бабушка с дедушкой выглядят более менее по-человечески. Это возвращается домой питерская семья. Отдыхали в хорошем алуштинском пансионате, реально четыре звезды. Их никто не предупредил, чтобы не ходили на городской пляж — потому что уже десять лет подряд высокий сезон для Алушты означает 24-кратное превышение предельной нормы содержания кишечной палочки в морской воде!
Первым в инфекционную больницу загудел ребенок. Следом свалилась молодая женщина. Старики спаслись тем, что почти не купались. Больше всего «отдыхающих» поразило, сколько народу вместе с ними попало под удар кишечной инфекции.
Нынешняя катастрофа с канализационными стоками — на самом деле есть привычное состояние крымских городов и прибрежных поселков. Так они жили «при Украине», то же самое продолжается теперь. И самое страшное, что многие на полуострове не хотят ничего менять.
…Пикеты, картонки с возмущенными лозунгами, попытки блокировать дорогу — в ялтинском пригороде Васильевка вспыхнул настоящий бунт. Некоторые отчаянные жители грозили самосожжением. Что случилось?
По домам ходят представители «Водоканала» с полицией и перекрывают у людей сточные трубы. В истерике многие хозяева домовладений показывают техусловия на проведённую и оплаченную канализацию. Документ датируется далеким 1998-м годом. Увы и ах, но сейчас официально выяснилось, что канализации как таковой в Васильевке нет — нечистоты льются прямо в речку Бала и по речному руслу стекают в море.
На минуточку, устье Балы находится у Центральной набережной Ялты. Именно там, где начинаются городские пляжи. Можно объехать дыры на асфальте и отвернуться от заваленных мусором обочин. Можно как-то перетерпеть крымский сервис, «кидал"-таксистов и дикие, совершенно неоправданные ценники. Но если ты приехал к морю, а в море плещутся коричневые сгустки, тут уж полный аут.
О проблеме известно давно, каждый в Васильевке знает, куда течет его «гуано». В 2013-м, наконец, прошел все согласования проект общей канализации посёлка. Ровно через три года новые российские власти рисуют свой проект за 26 млн. рублей. Следом ялтинский
мэр Ростенко бодро обещает найти на канализацию уже 400 миллионов…
С тех пор дело замерло, где деньги — ялтинцы не знают. Сейчас местным предлагают покупать индивидуальные ёмкости для выгребных ям за 50 тыс. рублей, плюс отдать еще по 30 тыс. за монтаж и регулярно оплачивать услуги ассенизационных машин. Несогласных предупредили, что отключат воду.
До сих пор по всему побережью владельцы курортных теремков, коттеджей и курятников не заморачивались подобной проблемой. Тупо врезали свои канализационные трубы в городской ливнесток и недоуменно пожимали плечами на вопрос собственных постояльцев-отдыхающих — отчего так воняет морская вода?
Теперь власти потребовали поставить нормальную выгребную яму. Это ж просто мордор какой-то, тирания и деспотизм! Вдруг оказалось, что почему-то нельзя в России сливать дерьмо в море. Зато в знак протеста можно кричать в объектив, бегать по улицам и самосжигаться в Ютубе. Они до сих пор сдают жилье втихую, без оплаты налогов и сборов. Отходы в речку — тоже хорошо. А стоило явиться полиции, сразу вой: пусть государство нам канализацию оплатит.
Отечественной социальной психологии еще предстоит объяснить этот феномен. Как можно бунтовать за «право гадить» и одновременно ждать туристов? Да еще сетовать, мол, мало едут? В большинстве частных домов материковой РФ стоит локальная канализация и сами люди платят за нее. Зато хозяев из ялтинской Васильевки буквально «жаба» задушила потратиться на установку емкостей. Ведь предельно ясно, в ближайшие сезоны центральной канализации не будет. Почему — вопрос к прокуратуре, но нельзя жить по-свински, продолжая поганый украинский слив.
Ситуацию вроде бы поняли дачники огромных кооперативов Севастополя, где от Херсонеса до Фиолента применяются современные септики. Хотя бы потому, что севастопольцы не только сдают жилье, они сами тут купаются. И все равно более 80% стоков «города русской славы» уходит в море без биологической очистки.
Гаспра, элитный поселок Большой Ялты. Популярнейшие видовые площадки Алупкинского шоссе, между санаторием «Парус» и дворцом «Ласточкино гнездо». Отсюда открывается сказочная картина на знаменитый замок и морскую даль. Видовые площадки Гаспры устроены прямо над будущей игорной зоной, которая должна стать одним из самых фешенебельных мест ЮБК. Однако с окрестного холма прямиком на шоссе течет бесконечный поток канализации из аварийных колодцев. Даже в прохладную погоду амбре невыносимо, и туристы напрочь отказываются «наслаждаться роскошными видами».
Незабываемое впечатление получили пробежавшие у Ласточкиного гнезда в начале апреля 1200 спортсменов II Всероссийского марафона «Ялта-2017». Вот шокирующее признание замминистра ЖКХ Крыма
Якуба Зейтулаева. Терпеть дальше нельзя, чиновник решился публично обнародовать ужасные для курортной отрасли факты. Речь о «вопросе водоотведения», так аппаратчики называют канализационный сброс:
— Мы провели инвентаризацию. Только в четырёх городах насчитали порядка 20 тысяч абонентов, у которых не решён вопрос — нет централизованного водоотведения. Это Алушта, Ялта, Судак, Феодосия. Там 80% - выгребные ямы, а остальные врезаны либо прямо в ливнёвку, либо сбрасывают стоки в водоём, в речку, в море.
— Абоненты, пользующиеся выгребными ямами, в течение двух месяцев должны делать септики герметичными, — заявляет Зейтулаев. — Масштаб бедствия большой. В прошлом году в приморских городах инфекционные отделения больниц были переполнены. Люди страдали от кишечной палочки и постоянно жаловались в МинЖКХ на то, что в море плавают стоки.
Если предупреждения и штрафы не действуют, нарушителям отключают воду и отрезают от канализации. По словам замминистра, к таким мерам пришлось прибегнуть, потому что некоторые жители и хозяева отелей «просто обнаглели».
— Более 500 крымских мини-отелей уже наказаны за сброс нечистот в море, — отчитался на последнем заседании республиканского Совмина министр ЖКХ Крыма
Сергей Карпов. Всего в Алуште, Судаке, Феодосии, Ялте и Евпатории ведомственная проверка выявила порядка двух тысяч «грязных» абонентов. Цифра явно занижена, но пока не справились даже с ними. «Четвертую часть таких абонентов мы отключили. Работа будет продолжена, думаю, к началу курортного сезона мы максимально, сколько сможем, из этого количества отключим», — обещал главный коммунальщик.
Как признает Якуб Зейтулаев, особенно много проблем в Коктебеле, где подавляющее большинство домовладений — частная собственность граждан Украины. «Приходится тракторами перекапывать незаконные трубопроводы, зарывать неправильно смонтированные септики, накопители. Но люди все равно их вытаскивают и снова скидывают стоки в море. Мы снова повторяем рейд. И если обнаруживаем, что после двух подобных ситуаций это повторяется в третий раз, отрезаем воду или тампонируем канализацию. Что еще делать, если по-хорошему не понимают!..»
Цена вопроса для коктебельцев — 2 тысячи рублей за вызов машины и вывоз нечистот. Смешные деньги для собственников огромных курортных вилл. И все равно многие предпочитают экономить. «Отдыхайки» — презрительная местная кличка, придуманная для курортников. От них скрывают, что коктебельский пляж в июле-августе реально опасен для здоровья. Знающие люди ездят купаться за город, в относительно чистую Тихую бухту.
Сегодня полиция, МЧС и муниципалы начали жестко пресекать незаконный слив. Против рейдов выступил некий «городской актив» и группа новоявленных правозащитников. Типа, не смейте покушаться на наше право гадить туда, куда хочется! Ну не нравится пакостникам «тампонирование», когда особым устройством забивают сливную трубу и фекалии поступают обратно.
В ответ на действия властей неизвестные стали рисовать характерный трафарет-протест. Ночью по стенам домов и заборам появляется силуэт маленького мальчика, справляющего большую нужду. Дите гадит на основных магистралях Коктебеля — улицах Ленина и Десантников, у набережной и причала.
Очередное пакостное граффити возникло прямо на центральной площади, у подножья памятника
Максимилиану Волошину. Гений серебряного века, поэт-символист и певец сказочной Киммерии удивленно смотрит на вполне конкретную крымскую какашку. Установленная напротив памятника веб-камера почему-то не зафиксировала ночных рисовальщиков. Мальчик отчетливо виден на онлайн-трансляции, с видом на набережную и Кара-Даг.
ссылкаКто врёт?