Азербайджан, Молдавия, Грузия, Украина...
164,674 904
 

  certain ( Слушатель )
  13 июл 2017 17:28:22

Кавказ и Ближний Восток: политика в логистике превыше всего

новая дискуссия Статья  201

Экономика логистики Южного Кавказа – фактор исключительно политический и очень взрывоопасный, считает политический обозреватель Sputnik Армения Арман Ванескегян.

По информации СМИ, представители Москвы и Тбилиси договорились приступить к реализации подписанного в 2011 году договора "О торговых коридорах" между Россией и Грузией через бывшие грузинские автономии — Абхазию и Южную Осетию. Об этом стало известно по итогам переговоров в Праге заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина и спецпредставителя премьер-министра Грузии, посла Зураба Абашидзе. После имплементации этого соглашения стороны намерены перейти к оформлению контрактов со швейцарской фирмой SGS, которая будет контролировать движение товаров и грузов из России в Грузию и обратно через "торговые коридоры" по территории Абхазии и Южной Осетии.

По мне, так "торговому коридору" между Россией и Грузией через Южную Осетию или Абхазию не быть. Как минимум при нынешней политической реальности. А нынешняя реальность в регионе будет длиться до тех пор, пока тут не случится каких-то глобальных потрясений или же судьбоносных изменений. Либо политических, либо идеологических, либо (не дай Бог) вооруженных…


На самом деле, прийти к этому выводу достаточно просто. Необходимо всего лишь представить, как лягут костьми американцы, если вдруг окажется, что опекаемая и обожаемая ими Грузия пошла на экономическую сделку с Россией и открыла ей удобный и стратегически важный коридор через Кавказский хребет.
То есть, если Тбилиси пойдет на сотрудничество с Россией в сфере формирования принципиально новой схемы логистики во всем регионе, он обесценит ту самую козырную карту, которой вот уже почти десять лет размахивает Запад, блокируя сухопутный выход России и к Турции, и к Армении, и к Ирану. В очень нестабильном и взрывоопасном регионе, занимающем территорию от Черноморского побережья до Каспия.
Интересы Российской Федерации и Ирана тут весьма обширны. Равно как и интересы, скажем, Турции или Соединенных Штатов. И интересы эти полностью противоречат друг другу.
Дело в том, что Соединенные Штаты, по большому счету, не имея ничего против самой Армении ни в политическом, ни в экономическом плане, готовы на все, лишь бы не дать России в буквальном смысле этого слова прорваться на Ближний Восток.


Там, в Сирии, у американцев дела складываются далеко не лучшим образом. Скорее, даже наоборот – в одном месте (Сирии) приходится либо самим вступать в драку с кадровыми сирийскими частями, сохранившими верность Башару Асаду, либо смириться с тем, что они (сирийские солдаты) выйдут-таки и на левобережье Евфрата, и на границу с Ираком.
На самом деле американцы страх как не любят самостоятельно ввязываться в драку. Однако каких-то реальных сил, способных остановить сирийскую армию, в регионе попросту нет. Все то, что способно воевать, застряло под Раккой, и неизвестно когда неофициальная столица террористов из ИГ (террористическая организация, запрещенная в России и ряде стран) будет окончательно освобождена.
Однако, если не остановить сирийцев и дать им выйти на левобережье, то для американцев и их союзников в регионе это будет откровенной катастрофой. В том плане, что тогда Иран, который сам костьми лег, но защитил Башара Асада, сейчас получит прямую сухопутную дорогу в западные районы Сирии вплоть до берега Средиземного моря, до границы с Израилем.
Опять-таки, у американцев появляются серьезные проблемы с сухопутной логистикой в том плане, что образуется шиитский пояс от Каспия до Средиземноморья, через который уже самим американцам придется как-то куда-то прорываться…


Однако передвинемся от Ближнего Востока к Южному Кавказу — туда, где, как уже было сказано, "прорубает" себе сухопутную дорогу на юг Российская Федерация. К своему партнеру по ЕАЭС — Армении и к своему союзнику по антитеррористической коалиции – Ирану.
Прямого выхода и общей границы у партнеров и союзников нет. Между ними два государства.
Грузия, всеми фибрами души стремящаяся в НАТО и в Евросоюз и имеющая более чем напряженные взаимоотношения с Россией (территориальный спор по Абхазии и Южной Осетии, прямое военное противостояние 2008 года), и Азербайджан, у которого вроде бы достаточно ровные взаимоотношения с Российской Федерацией. Однако там другая закавыка. Азербайджан-то особенно никуда не стремится – ни ассоциированным членом в Евросоюз, ни в ЕАЭС. Но в регионе есть Турция, с которой изначально был выбран формат "два государства – одна нация", и есть уже ставший стародавним конфликт с соседней Арменией…
И если учесть, что у Ирана давно сложились достаточно напряженные взаимоотношения с Турцией (они давние и откровенные соперники в претензии на лидерство в регионе), то следует предполагать, что и свою логистическую проблему Тегеран вряд ли хочет решать при помощи транзита через Азербайджан. Если бы хотел – давно бы решил. Были для этого и возможности, и сроки. Но автодорога по берегу Каспия до сих пор работает ни шатко, ни валко…


Иран при подобном раскладе, в принципе, не прочь решить проблему нормального транспортного сообщения именно при помощи Армении, которая в этой ситуации могла бы пробить почти 30-летнюю транспортную блокаду, в которой ее держат Турция и Азербайджан. Тем более, что с российско-иранским тандемом у Армении отношения вполне доверительные. И членство в ЕАЭС тому подтверждение, и дружеские отношения с Ираном.
Так, получи Армения возможность стать полноценной транзитной территорией для объемных автомобильных грузоперевозок между Россией и Ираном, и горя бы не было: и блокада была бы прорвана, и экономика страны задышала бы нормально. Но…
Из всех имеющихся автомобильных дорог перевал через Ларс, которым приходится пользоваться и пассажирскому и грузовому автотранспорту – самый трудный и длинный. Более того, почти половину года дорога попросту закрыта – бури, снегопады, сели, и проч.
Вот и получается, что налаживать нормальную логистику через Армению в Иран России придется лишь нащупав какие-нибудь точки соприкосновения с Грузией. И "прорубать коридор" либо через Южную Осетию, либо Абхазию, которые Тбилиси считает оккупированными территориями.




Однако дело даже не в этом. Если действовать согласно тем европейским нормам, под которые "подписалась" Грузия, выбирая членство в ЕС и в НАТО, то держать единственную нормальную автодорогу через Кавказский хребет на замке Тбилиси не имеет права. Это уже международные нормативы. Не говоря о том, что для грузинской экономики закрытые дороги – тоже, как говорится, не есть хорошо.
Тем более, что есть договор от 2011 года, подписанный самим Мишико Саакашвили, согласно которому автомобильные дороги и через Абхазию, и через Южную Осетию будут открыты, и груз будет перевозиться без каких либо проблем — под контролем швейцарской мониторинговой компании.



Вот тут-то и подходим к самому главному. К тому, что масс-медиа поспешили, заявив о том, что Россия и Грузия ведут переговоры по грузоперевозкам через территорию непризнанных республик. К тому, что стоит официальному Тбилиси только заикнуться о намерении разблокировать хотя бы один из двух коридоров (неважно который), как последует такой протестный взрыв на улицах грузинских городов – что мама не горюй!
К такому внутриполитическому всплеску недовольства нынешнее руководство страны однозначно не готово. И, наверное, в ближайшие годы готово не будет.
Тем более, что можно не сомневаться – западные спецслужбы всеми своими силами и возможностями максимально подогреют "народное недовольство и гнев".



В этом плане речь идет в первую очередь именно о США, которые, как уже было сказано в начале статьи, попросту костьми лягут, лишь бы не дать России "прорубить" коридор через Армению и Иран на Ближний Восток и в сторону Персидского залива.
Случись такое, это станет глобальным поражением американцев сразу по нескольким позициям, в первую очередь – на Ближнем Востоке и на Южном Кавказе. Будет деблокада Армении и выход ее экономики на, как говорится, оперативный простор ЕАЭС. Будет прорыв экономической блокады Ирана. В регионе заработает такая глобальная логистическая система, которая обеспечит настоящее экономическое равноправие всех государств региона. 

Этого американцы ни в коем случае не допустят…
  • +0.24 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!