Президент Игорь Додон призвал министров правительства уйти «демократическим способом»
Глава государства не исключил, что «свержение этой власти» в республике может произойти уже 24 сентября текущего года. Подобное развитие событий возможно во время массового антиправительственного митинга в связи с запретом референдума, предложенного президентом. «24 сентября, – сказал И. Додон в эфире телеканала «НТВ-Молдова», – мы выйдем на протесты в поддержку четырех вопросов (референдума –
В.М.). Но если понадобится, то в Кишиневе мы соберемся только для великого национального собрания, где мы должны выйти все вне зависимости геополитических преференций, для того чтобы свергнуть эту власть».
В конце июля Конституционный суд Молдавии признал декрет Додона о проведении 24 сентября республиканского консультативного референдума не соответствующим основному закону. Глава республики планировал вынести на голосование вопросы о расширении полномочий президента, досрочных выборах в парламент, сокращении числа депутатов со 101 до 71, о возврате гражданам выведенного из республиканских банков миллиарда долларов, а также о преподавании истории Молдавии в школах страны.
По словам президента, это может произойти в двух случаях: если станет ясно, что власти «готовятся к дестабилизации, к войне на Днестре» или «если будет видно, что они запускают инициативы по снятию с должности президента, что тоже приведет к дестабилизации ситуации».
«Вот к этим сценариям мы очень серьезно готовимся. Не исключаю, что резолюцией митингов 24 сентября будет подготовка к великому национальному собранию до конца этого года. Великое национальное собрание – это антиправительственный митинг. Серьезно рассматриваю возможность созыва великого национального собрания, которое закончится не хороводами, а мы поставим точку в этом вопросе», – пояснил молдавский лидер.
Он напомнил, что «обычно те, кто приходит к власти с революцией, в девяти из десяти случаев уходит так же». «А эта власть пришла в Молдавии в результате попытки государственного переворота 7 апреля 2009 года», – добавил Додон.
Президент отметил, что не хочет подобного развития событий. «Я всеми силам пытался и пытаюсь сделать все возможное, чтобы не было дестабилизации ситуации. Но если по-другому никак, то народ выйдет, и президент будет рядом», – сказал он.
Молдавия, согласно конституции, является парламентской республикой, поэтому основная власть сосредоточена у премьер-министра, назначаемого депутатами. Полномочия же президента Молдавии ограничены. Но в последнее время противостояние между пророссийский настроенным Игорем Додоном и правительством, ориентированным на Запад и США, резко обострилось.
Спор сегодня, фактически, идет по главной для страны проблеме: восстановление и развитие связей с Россией, что предлагает президент, или же полная ориентация на Запад и полный разрыв отношений с нашей страной, на что явно держит курс правительство.
Причины обострения
Подтверждением драматического обострения противостояния между правительством и президентом явился также недавний инцидент с вице-премьером РФ Дмитрием Рогозиным, которого не пустили в Кишинев на переговоры. «Сорвав переговоры вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина и президента Молдавии Игоря Додона, Молдавия потеряла возможность пополнить казну десятками миллионов долларов за счет новых предложений России, которые российская делегация планировала представить в Кишиневе», – сказал Д. Рогозин в интервью молдавскому каналу НТВ.
«Теперь уж об этом говорить не буду, теперь это уже не актуально. Потеряли, думаю, десятки, а может быть сотни миллионов долларов одним таким жестом хамским», – добавил он. Рогозин отметил, что «идет разрушение всех договоренностей, которые у нас были с правительством Молдовы».
Детские книги под подозрением
Остроту этого противостояния пришлось в некоторой мере почувствовать и автору этих строк, который побывал в Молдове в конце минувшей недели в составе делегации Санкт-Петербурга. Проблемы у нас начались в аэропорту, сразу после прибытия в Кишинев. Хотя направлялись мы не в молдавскую столицу, а в город Комрат – столицу автономии, которая называется Гагаузия. Виз для российских граждан в Молдову сегодня нет, но пограничник на паспортном контроле сразу вежливо осведомился о цели нашего визита, а потом передал наши паспорта своему коллеге, который стоял у него за спиной. Тот снова стал расспрашивать о том, зачем мы приехали, но потом паспорта все-таки вернул. Однако после получения багажа нас стали досматривать, и снова расспрашивать: «Что везете, зачем? Книги для школьников? А это что?» Полицейский стал листать серию книг, посвященных 100-летию революции. «А в Кишиневе их можно купить? Нет? Жаль…».
Пограничники и таможенники – молодые ребята форме - были подчеркнуто вежливы, даже улыбались и, в конце концов, нас с миром пропустили, но все равно осадок остался. Ведь мы направлялись в Комрат – столицу АТО (автономного территориального образования) Гагаузия Республики Молдова с целью передачи подарка от губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко – набора детских книг для первоклассников к 1-му сентября.
Казалось, ну что здесь могло быть подозрительным? Но из более сотни пассажиров рейса Санкт-Петербург-Кишинев досматривали только нас - представителей Санкт-Петербургского «Дома писателя» и писательских организаций города на Неве. Нас в аэропорту уже специально ждали.
Как они живут?
Что же происходит сегодня в Молдове? Как живут там люди? Об этом мы думали, когда машина мчалась по узкому шоссе среди залитых ярким солнцем живописных холмов и покрытых виноградниками плодородных полей. Благодатный край! Как писала газета «Молдавские новости», Молдова на своем печальном опыте убедилась в том, что ориентация «на Европу» за какие-то десять лет этот край – в недалеком прошлом богатейшая аграрная республика бывшего СССР – превратился в страну, где большая часть населения выживает на рынке секонд-хенда, а представители истеблишмента воруют миллиарды долларов из бюджета.
Но что думают обо всем этом простые люди? Об этом мы стали расспрашивать водителя машины, на которой ехали из Кишинева в Комрат. Им оказался пожилой мужчина с суровым, изъеденным жизнью лицом, чем-то напоминающий ворчливого водителя такси из фильма «Брат».
– Сколько получаю в месяц? Если перевести с наших лей – около 80 долларов, – нехотя признался он, добавив пару энергичных выражений. – А горбатиться приходится утра до вечера. Когда был СССР, за один рубль можно было шесть буханок хлеба купить, а сейчас? Работы нет, все уезжают. У меня, например, сын живет и работает в Санкт-Петербурге, а племянница – в США. А как выживаем? Огородом! У меня там – виноград, делаем вино, помидоры, огурцы, ну и прочее. А как иначе? Европа? На нее у нас уже никто не надеется, нахлебались! Прямо скажу – без России у нас сегодня нет будущего! За себя я не боюсь, я свою жизнь прожил, а вот дети… Что их ждет?
Ирина Влах – народный лидер
Но когда мы побывали на празднике народного костюма в третьем по величине городе Гагаузии Вулканешты, то увидели, что в этой автономии ситуация другая, и люди не настроены столь пессимистически.
Там мы увидели нарядную толпу хорошо одетых, веселых и довольных людей. Многие пришли с детьми. Собравшиеся радостно приветствовали выступавшую на празднике Башкана (президента) Гагаузии Ирину Влах. Говорила она по-русски, время от времени вставляя короткие фразы на гагаузском языке. Толпа сопровождала ее выступление радостными криками и аплодисментами. Было заметно, что люди любят и ценят своего руководителя.
Ирина Влах была избрана главой (Башканом) Гагаузии в 2015 году и уже не раз решительно заявляла о необходимости всемерного развития сотрудничества с Россией. «Основным приоритетом мы изначально обозначили сотрудничество с РФ и российскими регионами, – сказала она, например, в интервью «Российской газете». – Для жителей автономии это очень важно, потому что мы всегда были очень близки с Россией. Многие гагаузы работают, получают образование в России. Все, что связано с Россией, для нас дорого. У меня было много встреч на высоком уровне с руководством Российской Федерации. Этот факт показал жителям автономии, что мы взяли правильный курс – курс на установление отношений с нашими традиционными партнерами. По экономическому направлению программы мы говорили о создании новых рабочих мест, об открытии новых предприятий на нашей платформе».
«В вопросе сотрудничества с Россией мы зашли достаточно далеко, начиная с культуры и заканчивая экономическими вопросами. Сегодня почти все губернаторы Российской Федерации – наши партнёры, – сказала И.Влах в интервью агентству «Спутник». – Они заинтересованы в том, чтобы поддержать Гагаузию. Только в 2016 году нам поступила гуманитарная помощь на 24 млн леев. Речь идёт о пожарных машинах, о технике для муниципальных хозяйств, автобусах.
«Нам очень помогли Московская область и Санкт-Петербург. Хочу сказать, что сегодня многие регионы Молдовы в хорошем смысле нам завидуют – тем направлениям, по которым имеет возможность работать Гагаузия. Мы, конечно же, хотим это продолжить». Сотрудничество Гагаузии с партнёрами из России, по словам Ирины Влах, является взаимовыгодным и свидетельствует о высоком уровне доверия друг к другу. «Мы показываем бизнес-партнёрам из России те преимущества, которыми мы обладаем, которые можно использовать. На территории Гагаузии предлагаем для бизнеса ряд льгот. У нас сегодня действуют отношения свободной торговли со странами СНГ, Европейским союзом и Турцией. Получается очень интересный бизнес, потому что, например, российское сырьё может быть поставлено на территорию Гагаузии, там переработано и направлено в другие страны. И таможенная пошлина будет нулевой», – высказала уверенность глава Гагаузской автономии.
О необходимости восстановления и укрепления связей с Россией нам говорил и начальник Главного управления строительства и инфраструктуры Гагаузии Владимир Панфилов. Нам надо, отмечал он, создавать совместные предприятия. Можно организовать, например, производство баранины – у нас много овец. Строить заводы по переработке продукции сельского хозяйства.
Нет на свете крепче уз, чем русак и гагауз!
Председатель Ассоциации производителей вин Гагаузии Константин Сибов рассказал нам, какие замечательные вина производятся сегодня в автономии. Есть такие, которые уже получают золотые медали на международных выставках виноделия.
– В СССР, – говорит К. Сибов, – все пили молдавские вина, а сейчас у вас их нет. Грузинские вина, например, в России продаются, а наших, вин из Гагаузии, нет! Почему? А ведь у нас есть еще прекрасные сливы, был замечательный табак. Помните, сам Сталин предпочитал табак из папирос «Герцеговина Флор», а где этот табак сейчас?
Не скрывая ностальгии, он тоже говорил о тех временах, когда Россия и Молдавия были вместе. «А как мы жили раньше? Когда СССР распадался, то у наших людей на книжках лежало по 100 тыс. рублей! Должен вам прямо сказать, что единственное место на планете, где сегодня русских любят больше, чем они сами себя, это – Гагаузия!» – с азартом воскликнул К. Сибов и добавил уже стихами:
Нет на свете крепче уз,
Чем русак и гагауз!
Ведь не случайно, что международную Олимпиаду по русскому языку недавно выиграла девушка из Гагаузии.
Однако в том, что он нам говорил, звучала тревога. Время уходит, серьезных, прорывных проектов в деле развития сотрудничества пока еще нет. Инвестиции тоже пока не идут. И понятно, почему. В Молдове нестабильная политическая ситуация.
Для установления эффективных экономических связей и их развития нужна политическая воля, прежде всего со стороны России, нужна наша активная поддержка, прежде всего в сфере создания новых рабочих мест, иначе процессы распада станут необратимыми.
Драматическое противостояние
Наши собеседники в Гагаузии говорили нам, что в Молдове в настоящее время складывается драматическое противостояние между настроенным в пользу сотрудничества с Россией всенародно избранным президентом Игорем Додоном, с одной стороны, и правительством и парламентом, с другой, которые ориентируются исключительно на Европу. Если бы Додон не победил на выборах 2015 года, говорили нам, то все связи с Россией оказались бы свернутыми.
Такие действия правительства Молдовы по блокированию развития отношений с Россией не случайны. Сегодня в Гагаузии некоторые даже вспоминают 1918 год, когда Сфатул Цэрий (парламент) проголосовал за объединение с Румынией, и на территорию Бессарабии вошли румынские войска. Может ли такая драматическая ситуация повториться и сегодня? В 2011 году Молдавия подписала соглашение с Румынией о том, что румынские части жандармерии могут участвовать в подавлении любых общественных беспорядков на берегах Днестра. Это было сделано для того, чтобы молдавское правительство имело возможность попросить Румынию, страну НАТО, о внешнем вмешательстве.
Недавно посол Румынии в Кишиневе Даниел Ионицэ заявил радиостанции Vocea Basarabiei, что, если бы вопрос об объединении Молдовы и Румынии обсуждался в румынском парламенте, голосование было бы положительным. В пользу такого поворота активно выступал предшественник Додона на посту президента Молдовы Николае Тимофти. «Сближение двух берегов – экономическое, политическое, информационное – должно стать одной из основных задач, как политического класса, так и общества. Такую политическую линию обозначил он во время своего официального визита в Бухарест. Две страны «объединены кровью, историей, духом, и нужно лишь возвести в превосходную степень это общее богатство во имя совместного процветания и безопасности», процитировала его пресс-служба.
В Кишиневе все чаще говорят о проекте Unirea-2018 («Объединение-2018).
По словам политического аналитика, директора Института проблем безопасности, бывшего замминистра иностранных дел Валерия Осталепа, «план по исчезновению Молдавии как государства существует». «Уже есть бюджет, люди. Исполнители всего этого – румынские коллеги под руководством США», – не сомневается эксперт.
Опасный проект
«Реализация этого проекта, – указывал И. Додон еще до того, как был избран президентом, – может превратить Молдавию в «кровавый котел». «Поднимутся Приднестровье, Гагаузия, болгары и север Молдовы, где много русских. Сюда войдут румынские войска, а с другой стороны – украинские. В Приднестровье 200 тысяч российских граждан и российская армия. Для Европы это страшный сон. Война будет идти не просто в Украине, а прямо в Евросоюзе», – предупреждает политик.
Однако на пути реализации этих коварных планов Запада есть одно главное препятствие – мнение народа Молдовы. У президента Додона высокий уровень народной поддержки, это подтвердил даже опрос, проведенный американской компанией Lake Research Partners совместно с Институтом маркетинга и опросов (IMAS). Социологи подтвердили крайне нежелательную для западных «друзей Молдовы» тенденцию: число сторонников вступления молдавского государства в ЕАЭС растёт. За интеграцию страны в Евразийский экономический союз выступают 52% опрошенных, а в Европейский союз хотят 48% респондентов. Против вступления в ЕАЭС проголосовали бы 30% граждан, против интеграции в ЕС – 36%.
Словом, идея ЕАЭС для молдаван становится более привлекательной, чем вступление в ЕС: это следствие того, что соглашение об ассоциации с Евросоюзом не принесло Молдове обещанных выгод, а вот разрыв отношений с Россией оказался губительным.
«Порошенко» для Молдовы?
А потому все обратили внимание на недавний визит в США самого богатого человека Молдовы, олигарха и медиамагната, главы Демократической партии (ДПМ) и фактического «владельца» нынешнего молдавского парламента, Влада Плахотнюка. Ему устроили «смотрины» в Конгрессе, Госдепартаменте и Совете национальной безопасности США. По мнению обозревателей, судя по всему, там решили готовить этого олигарха и хозяина ДПМ на роль «молдавского Порошенко».
Вернувшись из США, Плахотнюк немедленно пошёл в атаку на президента Молдовы Игоря Додона и даже пообещал ему процедуру импичмента. Лидер молдавских демократов также заявил о своём намерении протянуть через парламент закон о запрете «иностранной пропаганды» в СМИ с целью «очистить медиапространство от манипуляций некоторых российских каналов». Надо сказать, Плахотнюк и без парламента контролирует 75% медиа пространства Молдавии. Однако его американские покровители, видимо, поставили ему условие полностью зачистить СМИ от «российского влияния» с тем, чтобы можно было, как на Украине, выдавать ложь за правду, а в нужный момент меньшинство, которое ведут за собой молдавские демократы, выдать за большинство. А затем и осуществить тот разрушительный план, о котором мы уже писали выше.
А ведь переход Молдавии под полный контроль НАТО и США означал бы завершение стратегического плана окончательного окружения России со стороны Запада: образуется враждебная дуга, начиная со стран Прибалтики на севере и заканчивая Грузией и Молдавией на юге.
Однако президент Додон, судя по его последнему заявлению, не намерен сидеть, сложа руки. Перед лицом открыто враждебных действий правительства, которые противоречат коренным интересам Молдавии, он решил теперь обратиться напрямую к народу и при его поддержке добиться отстранения от власти нынешнего Кабинета министров.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/moldavskoje_protivostojanije_610.htm