Юго-Восточная Азия и другие регионы. Литературно-исторические исследования..
20,548,495 50,289
 

  ps_ ( Слушатель )
04 окт 2017 15:50:46

Печалька

новая дискуссия Дискуссия  584

Недавно я наткнулся на новый жанр литературы, ЛитРПГ (первое произведение давным-давно написал Лукьяненко, а в 13-ом году был всплеск). Мне понравились книги одного автора, Михаила Дулепы, он написал несколько произведений в 13, 14 годах, а потом перестал писать. Я начал выяснять, что произошло и наткнулся на его ответы читателям.

Первый более короткий я под спойлер засунул, а второй по ссылке

© Copyright Книжный Червь (mdulepa@gmail.com)
Размещен: 24/01/2017, изменен: 24/01/2017.

Пришло очередное письмо с вопросом "почему нет продолжения?"
      Их часто пишут, на самом деле. Чаще, чем спрашивают в комментариях на СИ.
      А я человек вежливый, я не могу вот так сразу послать, я над ответом думать начинаю... И вот в очередной раз подумав решил написать своеобразное продолжение "Плача", с объяснением, что сейчас вообще происходит.
      Итак - почему не пишу?
       
      Нам довелось жить в эпоху перемен. Политика и прочая экономика это фуфло, главное из масштабных изменений это смена основного информационного носителя.
      Бумага сдает позиции экрану. Походу - навсегда.
      Вместе с бумагой уходят сложившиеся практики применения ее возможностей.
      После изобретения в середине девятнадцатого века дешевой бумаги из дерева (по значимости это сравнимо с приходом смартфонов) появилась так называемая "литература". Точнее, появилась возможность наполнять контентом новый носитель.
      Целина была не пахана, кто рискнул углубиться в новые темы стал классиком, в общем читайте историю литературы, которая вам расскажет о том, как писались книги.
      Но умолчит "зачем" они писались.
      Если присмотреться, то почти все классики, новаторы, мастера и прочая, были коммерческими писателями.
      (тут масса людей начнет заламывать руки и завывать о бездуховности... ну да чего дураков слушать.)
      Схема простая: писатель делал текст, собирая в него то, что может по какой-то причине вызвать интерес у читателя. Этот текст принято называть "книгой", именно его мы подразумеваем, говоря "я прочитал книгу Иванова". Издатель брал у писателя стопку исписанных листов, подвергал безжалостной обработке и создавал свой продукт, который, по удивительному совпадению, мы тоже называем "книгой", но уже имея в виду стопку сброшюрованных и переплетенных листов бумаги с каким-то текстом на них. Говоря "я купил книгу Иванова" мы имеем в виду именно эту стопку бумаги с картинкой на обложке. Приобретался доступ к услуге "ознакомление к текстом, зафиксированным на носителе".
      Варианты оплаты работы писателя в конце концов пришли к простейшему подсчету проданной бумаги. С продажи каждой переплетенной стопки сколько-то отчислялось в карман писателя. Соответственно, был стимул писать как можно лучше, увеличивая у потребителя интерес к покупке собственного экземпляра, поскольку лишь это гарантировало постоянный доступ к тексту.
      Кто-то рисковал с новым жанром - и угадывал, кто-то ставил на особенности подачи информации, кто-то на создание ассоциативных цепочек... в общем много способов. Хорошее владение приемами увеличения интереса и означало "быть писателем".
      (что, слишком издалека зашел? но, как я убедился, многие люди этих простейших вещей не понимают, увы.)
      Поступление денег гарантировалось контролем над производством и распространением. Нет бумаги - нет книги. Можно, конечно, купить пишмашинку и вручную напечатать, а то и вообще от руки переписать, но это такой геморрой... цена на экземпляр держалась доступной для широких масс, так что схема работала идеально. Создавались все новые жанры, охватывалась все новая аудитория. Все было зашибись.
      А потом появились эти ваши интернеты.
       
      Перейдем от умствований к практике: десять лет назад писатель (беру русскоязычный книжный рынок) занимавшийся худлитом мог худо-бедно прожить за две книги в год. Или за одну, но хорошую. Хорошей считается не умная или написанная изысканным стилем, а хорошо продающаяся! Впрочем, неинтересные книги продаются не очень, верно? Но я о другом - книжное ремесло на исходе эры бумаги еще кормило. Но случился приход интернета, и контроль над распространением был утрачен.
      Издательства, просчитав ситуацию, поменяли схему работы: если раньше было выгодно печатать хорошие книжки, потому что с некоторого момента они переставали требовать расходов кроме как на типографию и логистику (так называемые "лонгселлеры"), то теперь продаются только малые тиражи, которые можно распихать с максимальной вероятностью. Падение количества компенсируется наращиванием объема наименований: количество книг выросло в шесть раз за десять лет. А тиражи упали во столько же. Издательство зарабатывает с продажи бумаги, эти продажи изменились не так уж и значительно.
      Но писатель зарабатывает с тиража! Каждая проданная книжка это упавшие в карман роялти! Нет тиража - нет заработка.
      Нет заработка - нет смысла заниматься этим бизнесом.
      Почему же писатели не продают напрямую? Вот же дураки, да?
      Потому что пираты... и не надо морщиться.
      Мы живем в век экрана. У каждого теперь в шаблонах поведения тот или иной вариант сценария "что-то интересует? надо погуглить!" А количество совершенно без всякого заднего умысла выкладывающих чужие тексты в открытый доступ печально велико. Идиот пишет мне письмо: "Дорогой автор, я купил вашу книгу и выложил в сеть, потому что ее должны читать! Такое пишут все реже, пусть люди радуются! Уверен, они вас отблагодарят!"
      А у меня перед глазами график падения продаж в момент появления текста в открытом доступе...
       
      Помните разницу между "книга писателя" и "книга издателя"? Так вот - книга писателя это услуга, а не товар. И как любая услуга будучи уже оказанной она теряет в цене. Соответственно падает отдача от текста. В отличии от издательства я не могу положить товар стопкой в углу хранилища, чтобы сбыть по случаю. Она уже в сети и если не продаю я - ее продает кто-то другой. А я не могу быть повсюду.
      Есть люди, которые любят выдвигать "убойный довод" - "чем зарабатывает Флибуста?". Подразумевается, что это совершенно бездоходный проект абсолютно чистых душой доброхотов.
      Так вот - пираты ТРАТЯТ вложенные в продукт время и силы. Эти ресурсы ведь можно потратить впустую, без прибыли для себя, но они все равно будут потрачены.
      Вы бы согласились, чтобы вашу жизнь тратили чужие люди?
      Каждая книга это несколько сотен часов работы. Несколько сотен часов моей жизни. Время, которое я не провел с друзьями, силы, которые я не потратил на свое будущее или пусть даже и развлечения.
      Мне этого времени жалко.
      Очень немногие способны работать зная, что результат будет похерен какими-то левыми чуваками из их личных убеждений в том, что так будет лучше.
       
      Итак, из всего вышесказанного нетрудно догадаться, что я не пишу по двум причинам.
      Первое - нет контроля над результатом моей работы.
      Второе - в отсутствии контроля нет перспектив.
      Чтобы было понятно - за прошлый год мне в общей сложности поступило предложений типа "автор, ты давай пиши, а я готов прислать денег прям щас" на почти полтораста тысяч рублей. Хотели, правда, разные книги, но общий итог примерно такой.
      (кстати, любопытный момент: чем меньше предлагал человек, тем больше он хотел. за пять тысяч - посвящение себе и определенные моменты в сюжете, за суммы на порядок большие - лишь пожелания открытого доступа к тексту, хотя бы на время работы)
      Так вот, при подсчете этих денег все равно недостаточно. Даже на одну книгу.
      Люди как-то забывают, что цель работы со стороны выполняющего это получение адекватной компенсации за проделанный труд. Что можно считать адекватным написанию книги? Посчитаем еще раз: 400-500 часов работы специалиста выше среднего уровня, с определенными требованиями к личности и опыту... Ну, меньше 200к за проект (т.е. книгу) никак не получится. Собственно, это нижний предел, гарантированная ставка без учета бонусов и премий.
      (смешное - именно столько в пересчете и платило "злое и жадное" издательство за приличную книгу еще десять лет назад! Пока не появились те, кто "хочу платить автору".)
      На что же можно рассчитывать в реальности? 2500 тиража по 10-15 рублей за экземпляр... минус налоги. Плюс тысяч десять "доната" от читателей, в лучшем случае.
      То есть 1/5 от минимально требуемого.
      Вывод - в настоящей ситуации писательство это малооплачиваемый труд без возможности развития. Шабашка для тех, кому срочно нужны хоть какие-то деньги.
      Или развлечение для имеющих другие источники финансирования.
      Но я, например, развлекаюсь другими способами...
       
      После появления "Плача" мне стали приходить письма, в большинстве которых с мне с гонором объяснялось, что я, конечно, во всем виноват сам. Потому что надо продавать, надо рекламировать, надо свой сайт и прочее.
      Конечно, никто из советчиков сам ничего никогда не писал.
      (вот тоже - все занятые в книжном бизнесе со статьей согласились. А все противники почему-то были лишь из читателей. Причем на слова "так я же говорю о личном опыте" махали рукой и твердили, что так быть не может.)
      Продавать? Рекламировать? Сайт? Краудфандинг?
      То есть вдвое-трое больше сил ради увеличения прибыли на... сколько-сколько процентов? Ребята, оно так не работает!
      На данный момент заработать писательством можно лишь по "подписочной" схеме, то есть опять-таки имея контроль над продуктом. После написания книги эта услуга теряет в цене мгновенно, смотрите выше про пиратство.
      Просто писать книгу уже недостаточно.
      А я умею лишь писать.
      И совершенно не испытываю желания суетиться с подписками, продами, сроками и прочей фигней. Причем, совершенно не окупающей усилия фигней.
      (тут обычно предлагают один из расплодившихся "сайтов прод" - ребята, почитайте их договора. Я вот читал, и соваться в ЭТО не намерен ни под каким соусом.)
       
      Вот и получается, что когда вы просите автора написать продолжение полюбившейся книги, то вы предлагаете ему заняться утомительным трудом без каких-либо перспектив на достойное вознаграждение. Сами согласились бы?
      Еще раз - книги не кормят. Это НЕ работа. Но сил и ресурсов уходит как на полноценную вторую работу. Книга это полгода без выходных и отдыха - потому что придя с работы садишься за монитор и начинаешь... опять работать.
      И основной ресурс это мое здоровье и время моей жизни. Трата этих ресурсов на книгу сейчас ничем не компенсируются. А у меня в 16м и так два месяца больничных.
       
      Кстати, даже пираты начали уже тосковать и возмущаться о том, что хороших текстов чего-то все меньше и меньше. Раскрою страшную тайну: сейчас сложился "цикл молодого автора". Человек пишет свою первую вещь. Не всем удается закончить, но некоторые добираются до эпилога и понимают, что сделали что-то приличное. С этим текстом они обращаются в издательство и там их печатают - почему нет, сейчас все печатают. Люди смотрят на сумму в графе "итого", чешут в затылке и решают побороть систему и заработать без посредников - открывается подписка на вторую книгу. И тут молодой, талантливый (без иронии) автор узнает о реальном положении дел. Сложив доходы от подписки и предполагаемый гонорар человек пожимает плечами... некоторые даже честно заканчивают вторую книгу. А потом человек исчезает. Больше писать ему не хочется...
      В результате общий уровень резко катится ко дну. На таланте не выехать, нужен рост, а для роста - ресурсы. Со стороны издательства они больше не поступают, так что...
      (смешное - ненавидимые посетителями пиратских сайтов низкопробные тяп-ляп-попаданцы как раз продаются хорошо и с охотой печатаются, так что их авторы еще долго будут трудиться на благо отрасли, зля эстетов)
       
      Что у нас впереди? Дальнейшее падение интереса к чтению. Письменность все еще остается наиболее выгодным способом передачи информации, так что совсем книги не пропадут, но с развитием технологий скоро будет быстрее снять сериал, чем написать книгу. Совсем тексты не пропадут, еще лет двадцать будет постепенно угасающий спрос, но... Короче, впереди ничего хорошего.
      Убери из уравнения пиратов и цену электронки можно было бы опускать до 20-30 рублей, причем за 40 я бы бросил основную работу и следующие лет пять только писал бы, сюжетов море. Но увы, при нынешнем положении дел это невозможно. В целом, перспектив у занятия никаких.
       
      Потому и не пишу.

Плач жадного копираста

Как-то грустно стало, поскольку автор прав и никто за бесплатно работать не обязан, а с другой стороны мне , как читателю, жалко, что новых книжек не появляется. И что делать не понятно Плачущий
  • +1.06 / 28
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  gvf ( Слушатель )
04 окт 2017 17:11:19

Либо он чуток лукавит, либо недостаточно разобрался.
Тут нужно добавить еще один параметр - предложение товара на рынке.
Начнем с того, что речь идет о развлекательной литературе.
Кроме развлекательной литературы в которой заинтересован сам клиент - читатель, может быть литература научная - она всегда была дорогая и не о ней речь, или научно-популярная - в ней заинтересовано государство и оно же может оплатить труд писателя, и так далее.
Т.е. разница в бенефициаре и соотв. в том кто оплачивает труд.
Возвращаясь к предложению: число писателей в жанре развлекаловки возрасло за тот же период экспоненциально и логично ожидать что доход на каждого должен упасть.
Итого.
Кризис перепроизводства закончится, вырастет доход.
Желающим работать на этом рынке нужно подстраивать свой креатив под других  заинтересованных: будь то свое государство - литература патриотическая или чужое.... 5я колонная никуда не делась.
Пардон за скомканность.... времени чуть.
  • +0.56 / 15
  • АУ
 
 
  ps_ ( Слушатель )
04 окт 2017 17:26:46

Насколько я понял, автор готов участвовать в рынке.
Проблема в том, что в связи с научно-техническим прогрессом, классический литературный рынок ИСЧЕЗ
А чего-то нового пока не появилось
  • +0.45 / 11
  • АУ
 
  footuh ( Практикант )
04 окт 2017 17:37:49

Лишь на пятый день заключения индеец Зоркий Глаз наконец-то заметил, что в камере у них нет четвертой стены.Улыбающийся
Скажу больше, - на второй год заочного обучения в Литературном институте, наш преподаватель Николай Семенович Евдокимов просто и честно нам обрисовал ситуевину. Он прямо так и сказал, что на собственно литературном труде заработать невозможно. И никто ни в одной стране НИКОГДА этого не сумел.
Не буду голословным, просто вспомним историю - "наше все" Александр Сергеевич оплачивался из своего кармана Александром Христофоровичем Бенкендорфом. Равно как Лермонтов, или Гоголь. Гоголю не повезло, Александр Христофорович умер раньше, и быстро выяснилось, что кроме него платить Николай Васильевичу тупо некому. Александр Дюма-отец. Первая книга (Три мушкетера) была успешной, но денег Дюме не принесла. Деньги у него появились лишь после того, как Александр Дюма стал писать роман "про Дантеса" на деньги заказчика - барона Георга фон Геккерна (кстати замминистра финансов Франции), которого мы лучше знаем как Жоржа Дантеса, а деньги на это Георгу давала тетка - великая княгиня Доротея фон Ливен (то есть родная сестра Александра Христофоровича). Она же оскорбилась появлением трилогии "Королева Марго"/"Графиня де Монсоро"/"Сорок пять" ибо заподозрила, что под видом королевского дома Валуа "гадким французиком" были скрыты Романовы/Бенкендорфы (вплоть до коллизий столкновений "Лотарингского дома" - читай Прибалтики и враждебной ей Гасконью - читай Польши, с явной симпатией французского автора к полякам). Дюма-отец после этого перестал издаваться и сдулся стремительно.
Если брать не эпоху "золотого века", а начало скажем 20-го века - легко выяснится, что и Толстой, и Достоевский жили именно на деньги спонсоров (именно эта ветвь Толстых в реальности были род очень бедный), а Горький в явном виде писал исключительно на деньги небезызвестного Парвуса. Умер Парвус и - все. Горький был вынужден пересесть на довольствие товарища Сталина. И так далее. Надеюсь не надо пояснять на какие шиши издавались классики уже советской литературы.
Точно то же самое происходило и в литературе за рубежом. Например всем известный Даниэль ДеФо в благодарность за опубликование его "Робинзона" на средства Секретной службы Его Величества - долгие годы работал.... в общем сдавал членов шотландского подполья в рамках борьбы со свергнутой династией Стюартов. Или о том, что сэр Киплинг в явном виде был на довольствии у Короны.
Здесь речь не о качестве текстов, а именно о материальной стороне вопроса. Писательский труд затратен по определению, и всегда возникает вопрос на тему о том, как и кем он должен оплачиваться. И простейшая бухгалтерия говорит нам, что труд без участия литературного спонсора самому писателю тупо не выгоден. И это верно и в Англии 18-го века, и в России 19-го и в СССР - 20-го.
Посему в 1997-ом году Николай Семенович обрисовал картину мира нам так. При СССР было понятно, что надо как-то дружить с определенными отделами того же ЦеКа (для начинающего писателя опосредованно), или ровно наоборот с определенными "кругами", в которые без нужной графы никого нас не пустят. К 1997-му году всем стало ясно, что никакого идеологического отдела ЦеКа больше нет, и за помощь начинающим литераторам отвечать тупо некому. Соответственно все поле продаж заняли разнообразные "Дети Арбата" и прочие неполживцы, однако ко всем им мы (ученики Евдокимова) не подходили по пятой графе. Можно было изобразить из себя вторую Донцову, или что-то еще, впахивая на какое-нибудь "ЭКСМО", однако работа эта была (по его словам) на износ и сродни трудам "литературного негра". А посему у метра был к нам лишь один простой и честный вопрос - "На хрена вам все это надо?" Мол, ладно, если вам нужны корки про высшее образование. Но если у вас уже есть диплом, то - нахрена?
И вы знаете, я честно сказал, что на мой взгляд "времена перемен" когда-то уходят и может быть удастся и нам найти спонсора. Ну если не из отдела ЦеКа, так хотя б где-то рядом. Впрочем, беседа сия крепко подкосила мое желание Литинститут с дипломом заканчивать.
Иными словами, все что написал этот чел, - все так и есть. Особенно, если встать на точку зрения "маленького хохла", у которого "злые пираты все сперли". Однако надобно понимать, что вопрос написания нужных для читателей книг в свое время курировался на уровне идеологического отдела ЦеКа (или шефа жандармского управления), ибо для государства вовсе не все равно, на каких именно сказках будут расти наши будущие поколения. В начале Девятнадцатого века где-то в эмпиреях принимали решения, что сказки маленьким русским будет рассказывать Александр Сергеевич Пушкин. И девятнадцатый век нам удался. А к началу двадцатого неважно какие масоны принимали решение, что очередные сказки будут рассказывать Крестьяне (по квадре) Толстой с Достоевским. И в итоге всякая кухарка решила, что сумеет управлять государством. Ну что, двадцать первый век начинается, а у нас опять же и все тот же вопрос, - кто именно и какие сказки расскажет будущим маленьким русским? (И при этом мы хорошо должны понимать, что собственно литературным трудом зарабатывать невозможно.)
 З.Ы. У меня в доме Везения (11-ом) стоит Венера в знаке Экзальтации и Юпитер в своем знаке. А Еще мой дом Везения "опыляет" Сатурн из Девятого. Короче говоря, мне в отличие от предыдущего оратора - охренительно повезло. У меня есть выУлыбающийся
  • +2.09 / 58
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
05 окт 2017 02:18:11
Сообщение удалено
liss_
02 ноя 2017 09:43:22
Отредактировано: liss_ - 02 ноя 2017 09:43:22

  • -0.32
 
 
 
  Bugi ( Слушатель )
05 окт 2017 10:47:25

До трёх лет ребёнок импринтингом впитывает то, что находится в окружающем его мире. В основном это мир его родителей. А родители могут быть воспитаны как Горьким или Достоевским, так и Донцовой или де Садом.
Поэтому процесс воспитания родителей автоматически распространятся на их детей.
Дабы не вступать в полемику с троллем, дискурс заканчиваю.
  • +1.05 / 27
  • АУ
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
05 окт 2017 11:48:44
Сообщение удалено
liss_
02 ноя 2017 09:43:03
Отредактировано: liss_ - 02 ноя 2017 09:43:03

  • -0.50
 
 
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
05 окт 2017 22:05:03

Нас пришел учить жизни еврей из низшей касты. Прикольно
  • +1.22 / 29
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
05 окт 2017 22:34:18
Сообщение удалено
liss_
06 окт 2017 12:35:52
Отредактировано: liss_ - 06 окт 2017 12:35:52

  • -0.33
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
05 окт 2017 22:59:55
Сообщение удалено
Ворон Кутха
06 окт 2017 03:01:02
Отредактировано: Ворон Кутха - 06 окт 2017 03:01:02

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
05 окт 2017 23:15:02
Сообщение удалено
liss_
06 окт 2017 12:35:55
Отредактировано: liss_ - 06 окт 2017 12:35:55

  • -0.49
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  донна роза ( Слушатель )
06 окт 2017 01:49:11
Сообщение удалено
Senya
06 окт 2017 12:36:00
Отредактировано: Senya - 06 окт 2017 12:36:00

  • +0.40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
06 окт 2017 05:05:28
Сообщение удалено
liss_
06 окт 2017 12:36:03
Отредактировано: liss_ - 06 окт 2017 12:36:03

  • -0.39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Ale_Khab ( Слушатель )
06 окт 2017 10:30:46
Сообщение удалено
Senya
06 окт 2017 12:36:05
Отредактировано: Senya - 06 окт 2017 12:36:05

  • +0.08
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Удаленный пользователь
06 окт 2017 11:38:51
Сообщение удалено
liss_
06 окт 2017 12:36:09
Отредактировано: liss_ - 06 окт 2017 12:36:09

  • -0.13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Практикант )
06 окт 2017 12:35:18

Значит выделяю время для пересмотра "Вавилона-5". Там про шута доходчиво.
  • +0.84 / 17
  • АУ
 
 
 
  rat1111 ( Слушатель )
05 окт 2017 22:03:05

Какое отношение эта семья имеет к русской традиционной культуре - не очень понятно.
  • +0.93 / 20
  • АУ
 
 
  Alseek ( Слушатель )
05 окт 2017 08:20:45

Времена меняются, есть Джоан Роулинг, Стивен Кинг и пр. Насколько это литературный труд могут быть разночтения, но книги издаются и люди зарабатывают.
А для подрастающего поколения сейчас в тренде видеоблоги на youtube, это конечно совсем не литература, но количество подписчиков и просмотров поражает (как собственно и сам контент).
Швед PewDiePie — 52 401 138 подписчиков и более 10 млрд. просмотров. Заработок около 1 млн. долларов в месяц.
Наш EeOneGuy — 10 619 142 подписчиков, заработок поменьше, но тоже миллионы (в рублях правда).

Можно по разному относится к их "творчеству" но с цифрами не поспоришь эту фигню массово смотрят и она влияет на воспитание и много чего. Это уже реальные средства массовой информации созданные в одиночку (по официальной по крайней мере версии)
  • +0.35 / 9
  • АУ
 
 
 
  footuh ( Практикант )
05 окт 2017 08:39:18

Не уверен насчет Стивена Кинга. Его начали бурно публиковать не так чтобы сразу и вроде бы он пришелся по вкусу телевизионным компаниям. Впрочем, не изумлюсь если выяснится, что его основные контракты прямо завязаны на какие-то фонды недавно умершего Рокфеллера. Ибо тема "с фобиями" она была очень близка отцам "открытого общества".
По поводу Джоан Роулинг, боюсь, что вы просто не в курсе. Там явно была накачка баблом через former Фабианское общество (то бишь людей которые были связаны с тогдашними лейбористами). В "Поттериане" все совсем уж не просто так и то что нынче творится с молодежью на Западе в значительной мере эффект именно "Поттерианы" и всех прочих "сумерек". То есть народ массово сейчас привели в ту самую "сказку", на которой их и воспитывали. (Типа нынче в США времена после разгрома "ордена Феникса", но "вы там крепитесь!" "Сам Гарри Поттер со всеми его сторонниками уже на подходе!") Беда правда в том, что в Десятом цикле не предвидится никакого "Антихриста" (аналогичного тем что были в Шестом - Бонапарт, или Восьмом - Гитлер), а стало быть и никакого "Гарри Поттера" сейчас у "глобалистов" не получитсяУлыбающийся. (А ведь им так хотелось!) А в остальном эта сказка была рассказана грамотно и то, что происходит сейчас в тех же США с разгулом леволиберальных Антифа - итог воздействия на западные умы именно этой - хорошо написанной сказки.
  • +1.53 / 43
  • АУ
 
 
 
 
  Квадрига ( Слушатель )
06 окт 2017 11:59:43

И вся бондиада и Форсайт тоже спонсировались из шкатулки Ее Величества. Иначе откуда бы мы знали, что бриты такие жентельмены все. Теперь зхаем. Подмигивающий
  • +0.46 / 12
  • АУ