Когда заходит речь о позднесоветском периоде истории, современный взгляд на те реалии во многом совпадает с мнением живших тогда людей.
Дефицит товаров и идеологический догматизм — это плохо, а высокая социальная защищенность населения и уверенность в завтрашнем дне — это хорошо. Так думали тогда и так считают сейчас по перечисленным и множеству иных тем.
Но есть в этом списке и исключения.
Был в Советском Союзе феномен, который к концу его жизни воспринимался обществом весьма равнодушно, а местами даже с некоторым внутренним раздражением — как часть навязчивой и мертвой к тому времени идеологической пропаганды. Речь идет о том, что советские СМИ регулярно и браво рапортовали об очередных трудовых подвигах советского же народа — о рекордных удоях, запущенных заводах, досрочно выполненных пятилетних планах и достижениях строек коммунизма
Репортажи с производств, колхозных полей или из тайги, где прокладывалась Байкало-Амурская магистраль, были привычным — и в глазах большинства довольно унылым — информационным шумом, сопровождавшим обыденную жизнь советских граждан.
Надо было потерять это — как, впрочем, и существенную часть реального сектора отечественной экономики, — чтобы начать ценить и скучать казавшимся когда-то нудными репортажам и статьям.
Однако крайне незначительное присутствие темы достижений отечественного производства в современных российских СМИ обернулось еще одним важным феноменом, который подтвердил давнее наблюдение: то, о чем не пишут газеты/не показывает телевизор, не существует.
На дворе уже давно не 1997-й и даже не 2007-й, а весьма существенная часть отечественного общества продолжает пребывать в убеждении, что они живут в стране гибнущей промышленности и инфраструктурной деградации.
В немалой степени причина этого в том, что люди лично сталкиваются с позитивными тенденциями в российской жизни на вещах, которые им кажутся незначительными мелочами вроде резко улучшивших за последние годы свое качество дорог. Российское общество в значительной степени просто не знает о масштабных промышленных и инфраструктурных проектах, реализуемых в разных концах страны, — проектах, которые будут определять экономику и лицо России в следующие десятилетия. А не знают они этого, потому что об этом практически не рассказывают медиа.
Едва ли не единственной масштабной программой, о которой знают все, является строительство Крымского моста. Недавние подъемы арок освещались самым подробным образом всеми СМИ. Однако даже относительно моста можно услышать жалобы от крымчан, что федеральные масс-медиа очень мало уделяют внимания его строительству. А ведь это касается возведения объекта с феноменально активной пиар-службой и вниманием к нему всей страны.
Что же говорить о не столь громких, хотя ничуть не менее масштабных идеях.
На днях практически незамеченной прошла новость о том, что "Газпром" с опережением графика построил более половины первого отрезка газопровода "Сила Сибири" — более 1095 километров, или 50,7 процента от общей протяженности его первоочередного участка от Чаяндинского месторождения до Благовещенска.
Про грандиозные работы, ведущиеся Россией в Арктике, знают только профессионалы да интересующиеся вопросом энтузиасты. Хотя масштаб деятельности там может поспорить с великими стройками первых пятилеток советской власти — построенный с нуля в кратчайшие сроки морской порт Сабетта, предназначенный для перевалки сжиженного природного газа, строительство нового поколения ледокольного флота… Теперь вот вроде небольшая, но весьма показательная новость — Россия прорабатывает план прокладки волоконно-оптической линии по Северному морскому пути, причем проект предполагается чисто коммерческий.
Можно порадоваться хотя бы тому, что российское общество осознало собственные успехи в сельском хозяйстве и прекратили свое существование еще совсем недавно бывшие популярными мифы (уже достаточно давно не соответствующие действительности), что у нас нет ни своего зерна, ни мяса, ни овощей. Теперь бы еще привыкнуть к тому, что Россия не только развивает и реконструирует старые, но и строит новые порты (у Сабетты тут очень неплохая компания — Приморск, Усть-Луга) и аэропорты (на днях получил разрешение на введение в эксплуатацию новый аэропорт Ростова-на-Дону Платов).
Подобные новости, свидетельствующие о глубинной инфраструктурной перестройке страны, поступают едва ли не в ежедневном режиме, но они в основном остаются малозамеченными в новостных лентах и на страницах отраслевых СМИ.
Может быть, все-таки стоит позаимствовать советский опыт и рассказывать о достижениях народного хозяйства и "великих стройках капитализма" в России в ежедневном режиме в телевизионный прайм-тайм и на первых страницах изданий?
МОСКВА, 25 июл — РИА Новости. За четыре года существования российской компании "Союз майкрофонс" выпускаемые ею "золотые" микрофоны вышли на рынки всех континентов. Последние альбомы Coldplay и Radiohead записаны именно на них. Основатели компании россиянин Павел Баздырев и американец, лидер группы Brazzaville Дэвид Браун рассказали Sputnik Mundo, как идет бизнес "Союза" за рубежом и что общего у этих микрофонов с советскими беспилотными космическими аппаратами.
"90% бизнеса микрофонов "Союз" — это поставки на экспорт. Ключевой рынок для нас — США. Там мы и открыли наш офис в 2016 году. Далее по объему продаж идут Германия, Япония, Чили, Польша, Франция, Австралия, Мексика, Китай и прочие страны", — рассказывает Баздырев.
Еще одной отличительной особенностью продукции марки "Союз" стала умеренная цена: флагман SU-017 стоит 3,5 тысячи долларов за микрофон против 8-9 тысяч долларов за немецкие винтажные Telefunken или Neumann. В России одним из клиентов тульской компании стало МИА "Россия сегодня", для которого "Союз" выпустил ограниченную серию микрофонов с использованием корпоративных цветов и символики.
"В студиях Sputnik используются 3 модели наших микрофонов: узкомембранные ламповые SU-011, широкомембранные SU-019 и наша новая модель широкомембранного микрофона, номер которой еще не присвоен, но для Sputnik мы использовали номер SU-021. Это наша последняя разработка, которую мы планируем выпустить на рынок осенью 2017 года. Так что, можно сказать Sputnik — первая в мире радиостанция, которая использует микрофоны нашей новой модели. Они выполнены вручную и используют особым образом настроенные капсюли, за основу которых брался капсюль легендарного советского микрофона ЛОМО 19А4", — рассказал Баздырев. На ближайшее будущее "Союз" не строит никаких амбициозных планов. "Мы планируем расти медленно и органично, не жертвуя теми принципами, на которых основан наш бизнес", — говорит Браун. При этом тульской компании есть куда расширяться: по состоянию на середину 2017 года в ней работали всего 13 человек. "Чем больше мы станем, тем больше людей сможем нанять, тем больше музыкантов и звукоинженеров смогут насладиться записью на наших микрофонах", — заключает лидер Brazzaville.