В Польше растет количество трудовых мигрантов из сопредельных государств. Речь в первую очередь об Украине и Белоруссии.
«Украинцы — прекрасные люди. На национальном уровне, к сожалению, возникли проблемы на культурно-исторической почве. У нас украинцы составляют половину всех мигрантов. Мы пытаемся интегрировать и внедрить их», — заявил заммэра Гданьска
Веслав Белавський.
Как свидетельствует исследование Центробанка Польши и Варшавского университета, за прошедшие три года количество работников с Украины увеличилось почти вчетверо: с 204 тысяч до 770 тысяч человек.
От Украины не отстаёт и Белоруссия. По данным министерства по делам семьи, труда и социальной политики Польши, за первую половину 2017 года власти выдали в три раза больше разрешений на трудоустройство граждан Белоруссии — 24 тыс., чем за тот же период минувшего года.
Ukraina.ru разбиралась в причинах сложившейся ситуации.
Возвращение на кресыKresy Wschodnie — кресы всходни или восточные границы — одна из болезненных тем даже для современной Польши. С 1918 до 1939 года, а до этого с XVI по конец XVIII века в состав Польши входили земли Литвы, Белоруссии и Украины. При этом население этих земель не сильно любило поляков. К примеру, на Западной Украине была создана Организация украинских националистов, которая еще до сотрудничества с нацистами и борьбой с СССР занималась убийствами польских политиков в отместку за жёсткую ассимиляторскую политику. Тем не менее, утеря этих территорий до сих пор вызывает в Польше боль.
Так, недавно в залах аэропорта Шопена в Варшаве появились плакаты с Польшей в границах 1918 года, где Львов и Вильнюс изображены как польские города. После скандала руководство аэропорта вынуждено было оправдываться. Как заявил директор маркетинга варшавского аэропорта
Губерт Войцеховский, целью размещения именно такого изображения было показать пассажирам, какой вид имела Польша перед Второй мировой войной, и какой вид имеет сегодня. Тем не менее, МИД Украины отправил в Варшаву запрос по поводу сложившейся ситуации.
Однако Варшава восстанавливает свое влияние на утраченных землях не только символическими акциями вроде плакатов. Из Польши на Белоруссию вещает оппозиционных телеканал «Белсат», созданный при участии польского МИД, и радио «Рацыя». Многие белорусские, да и украинские оппозиционеры находили свое убежище в Польше.
В Белоруссии и Украине также активно раздаются «карты поляка», которые позволяют их обладателям получить доступ к бесплатному образованию, экстренной медицинской помощи, долгосрочной многократной шенгенской визе без предоставления дополнительных документов, а также дают возможность легально работать в Польше и вести бизнес на тех же основаниях, что и поляки. Основной критерий выдачи карты — доказать свою «польскость».
В августе стало известно, что приблизительно 100 тыс. — около половины «карт поляка» — во всем мире
выдано гражданам Белоруссии. По гражданам Украины есть лишь статистика 2015 года. К тому времени карту поляка получило около 60 тыс. украинцев. Примечательно, что лишь около 1 тыс. белорусов, получивших «карту поляка», выехали в Польшу. Остальные живут у себя на Родине.
Некоторых украинцев сложившаяся ситуация с «картами поляка» не радует.
«Польское правительство поднимает документы и однажды на международном уровне заявляет: «Это «карта поляка», столько людей на Западной Украине ею владеет, значит они являются поляками». Соответственно, возникает вопрос, что поляки на законодательном уровне имеют претензии на украинские земли и могут этим воспользоваться», —
описывалгипотетический сценарий украинский историк
Роман Грицкив.
Примечательно, что в Белоруссии с 2012 года пользование «картой поляка» депутатами и чиновниками было запрещено, а еще годом ранее Конституционный суд страны заявил, что «карта поляка» противоречит международному праву.
Тем временем Польша облегчает условия для трудовых мигрантов из стран СНГ. Граждане Белоруссии, Украины, России, Грузии и Молдавии с 1 января могут трудоустроиться на работу в Польше без разрешения, но не более, чем на полгода в течение года. Помимо этого упростили процедуру трудоустройства на сезонные работы. Теперь соответствующее разрешение может просто оформить местный староста.
«Польша в том числе и через гостевых рабочих оказывает очень сильное влияние и на Белоруссию, и, особенно, на Украину. В данной ситуации статус безвизвого въезда предполагает возможность находиться три месяца на территории ЕС, но не предполагает возможность работать. Польша игнорирует этот факт, разрешая людям из Украины и Белоруссии работать у себя. Они в некотором роде являются заложниками — их в любой момент могут вернуть обратно в соответствии с нормами безвизового режима», — отмечает в комментарии
Ukraina.ru член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ
Богдан Безпалько.
Интересно, что, несмотря на численное превосходство украинцев, белорусы являются для них опасными конкурентами.
«Преимуществ у белорусов перед украинскими работниками масса. Белорусы более трудолюбивы и исполнительны, более дисциплинированны, большинство приезжающих — католики, то есть нет религиозно-культурного барьера. К тому же почти отсутствует языковой барьер, ведь белорусский язык ближе к польскому, чем любой другой. То есть на бытовом уровне барьеров в общении почти нет, а на профессиональном — белорусские работники быстро подтягивают уровень языка», — цитирует
RT Тадэуша Меньжински — менеджера компании Polska Praca, занимающейся трудоустройством в Польше граждан Украины, Белоруссии и России.
Но привлечение трудовых мигрантов из Белоруссии и Украины — это не только способ восстановить свое влияние на землях, когда-то принадлежавших Польше. Это еще и аргумент в борьбе Варшавы с Брюсселем.
«Правильные» мигранты против «неправильных»Польша — одно из самых моноэтнических государств Европы и мира. По данным переписи населения 2002 года, 96,74 % населения Польши отнесли себя к этническим полякам. В то же время, это одна из самых консервативных стран ЕС. Римскими католиками являются от 86% до 96% поляков. Как свидетельствуют соцопросы, около 42,8% граждан страны поддерживают консервативную партию «Право и солидарность». При этом ее основной конкурент — «Гражданская платформа» имеет почти вдвое меньшую поддержку — 23,6% голосов избирателей. 9,8% поляков и вовсе поддерживают праворадикалов из «Kukiz'15».
В таких условиях одно из основных требований Евросоюза к Польше — принять беженцев из Ближнего Востока — наталкивается на протест со стороны польских властей, поддержанный и населением страны.
В сентябре министр внутренних дел Польши
Мариуш Блащак заявил: его страна отказывается идти на поводу у Брюсселя и принимать беженцев.
«Мы не будем заявлять о принятии беженцев, потому что мы уже приняли украинцев, которые находятся в Польше. Для нас приоритетной задачей является безопасность. Я не стану подвергать риску Польшу и поляков», — подчеркнул Блащак.
Он отметил, что переселение в Польшу и Европу в целом беженцев не будет эффективным, а лишь спровоцирует новые волны миграции из Азии и Африки. Блащак отдельно указал на тот факт, что «свыше миллиона украинцев» в Польше достаточно хорошо интегрировались «в отличие от мусульман».
«Мусульманские сообщества на западе Европы, несмотря на десятки лет, не совсем интегрировались с европейцами», — резюмировал польский министр.
Принимая белорусов и украинцев, Польша выигрывает и экономически. Ведь сами поляки активно едут на заработки в Западную Европу.
«Из самой Польши уехало достаточно большое количество людей в страны Западной Европы: Францию, Италию, Германию. Эти люди не собираются возвращаться. Они ассимилируются там, оседают и Польша теряет не только демографически свое население, но и теряет рабочие руки. Граждане Украины и Белоруссии возмещают этот ущерб: они сходны по менталитету, они европейцы, христиане, согласны работать за небольшие деньги и они не претендуют на какой-то особый статус, как африканские или арабские беженцы в странах Евросоюза западнее от Польши», — указывает Безпалько.
По его словам, Россия сильно проигрывает от того, что не занимается привлечением тех же украинских и белорусских мигрантов к себе.
«В России существует ряд территорий, где обезлюдивание идет со скоростью 2% в год. У нас резкое ухудшение демографических показателей в плане рождаемости. Помимо всего прочего территория РФ побольше, чем у Польши, а вот население можно сравнивать — у России — 140 млн, у Польши — 40 млн при меньшей в разы территории. Люди, которые бы приезжали к нам из Украины и Белоруссии больше родственны нам, чем Польше. Они знают и разговаривают на русском языке, даже живущие в западных областях этих стран. Если они хорошо устраиваются, то, как правило, остаются и могут привезти сюда своих детей. Эти дети станут гражданами России, будут здесь работать на заводах, в полях, пополнят ряды Вооруженных Сил», — указывает Безпалько.
А это именно то, что нужно России, уверен эксперт.
«На мой взгляд, очень большую ошибку делают у нас в России, отказываясь принимать даже жителей Донбасса, строя неисчислимое количество препятствий для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство или гражданства. У нас должна быть пересмотрена миграционная система. К сожалению, у нас государство привыкло зарабатывать на мигрантах, продавая им разрешение на работу — патенты, и это всех устраивает. Но это абсолютно близорукая политика. Нам нужны люди, которые хорошо относятся к России, здесь легко ассимилируются, не требуют адаптации и обучения русскому языку, а также не требуют здесь строительства 50 мечетей в Москве», — резюмирует Безпалько.
https://ukraina.ru/e…82795.html