В 1935 году в Хабаровске обокрали квартиру Льва Николаевича Тарасова. Уголовный розыск не смог найти воров. На этом бы история и закончилась, если бы не два обстоятельства: Тарасов был практикантом-«особистом», а его соседом – Терентий Дерибас, начальник УНКВД по Дальневосточному краю.
.
Слева – деревянный дом, в котором жил Тарасов, справа – особняк Дерибаса (известен в Хабаровске как «Дом Гоглидзе»). Фото 1960-х гг. Источник:
http://khabkrai-nasledie.ruДом-коммуналка, в котором жила семья Тарасова, хотя и стоял на главной улице города, но отапливался дровами и не имел ни водопровода, ни канализации. «Поэтому воду нам приносили за плату китайцы, которые носили ее в 20-литровых банках (из-под керосина) – на длинных деревянных коромыслах. Эти же китайцы зачастую предлагали и контрабанду: дамские чулки, шелк, спирт и даже опиум». Возможно, китайцы-разносчики и обчистили квартиру молодого энкавэдэшника.
Заурядная кража стала поводом для операции «по зачистке Хабаровска от деклассированных элементов». Милиция тогда подчинялась НКВД, и Дерибас дал соответствующее поручение своему помощнику Митрофану Слонимскому. В «зачистке» также участвовали многие оперативники-чекисты и все комсомольцы УНКВД.
Результат: в Хабаровске разгромили несколько притонов и опиумокурилен; конфисковали большое количество опиума и другой контрабанды; арестовали ряд воров и грабителей, попутно изъяв «некоторое количество револьверов, кинжалов и кастетов».
Украденное у Тарасова имущество так и не нашли.