ЦитатаИменно 15 и 16 марта 2011 года в Дамаске были предприняты первые попытки организации антиправительственных митингов и массовых беспорядков. Однако в сколько-нибудь массовые протесты эти провокации не вылились. Причем помешали устроить в центре сирийской столицы кровопролитие не только стражи порядка (16 марта события разворачивались непосредственно у здания МВД: для провокации использовали собравшуюся там толпу родственников ряда граждан, находившихся под арестом), но и владельцы расположенных поблизости магазинов, а также простые прохожие.
Пока весь мир и тем более Россия всецело отдавали свое внимание выборам Президента РФ, абсолютно незамеченной для всех прошла одна трагическая дата. Даже сами сирийские боевики, которые традиционно устраивали в этот день какие-нибудь очередные громкие злодеяния (к примеру, в прошлом году совершили страшный теракт на входе в здание дамасского Дворца Правосудия, в результате которого было убито 32 человека и около 130 ранено) в этом году, видимо, решили очередную годовщину «не отмечать». А ведь именно 15 марта исполнилось ровно 7 лет с начала тех печальных событий, которые навсегда изменили жизни более чем 24 миллионов сирийцев. А в широком смысле и жизнь миллионов граждан стран региона.
Именно 15 и 16 марта 2011 года в Дамаске были предприняты первые попытки организации антиправительственных митингов и массовых беспорядков. Однако в сколько-нибудь массовые протесты эти провокации не вылились. Причем помешали устроить в центре сирийской столицы кровопролитие не только стражи порядка (16 марта события разворачивались непосредственно у здания МВД: для провокации использовали собравшуюся там толпу родственников ряда граждан, находившихся под арестом), но и владельцы расположенных поблизости магазинов, а также простые прохожие. В результате беспорядков погибло два человека. Правительство страны выразило семьям погибших соболезнований и приступило к созданию комиссии по расследованию случившегося.
Куда более
страшные события развернулись в южносирийском городе
Дераа в пятницу 18 марта. Беспредельщики жгли чужие машины, разгромили здание городского суда, сожгли все находившиеся в его стенах документы, включая уголовные дела, находившиеся в это время в производстве, и т.п. Видео со сценами учиненного разгрома снимали сами его участники. Спустя три дня – вопреки тому, что были выпущены из-под ареста непричастные к погромам, т.е. просто попавшиеся под горячую руку – провокаторами были совершены новые поджоги, а также совершены нападения на больницы (повреждены машины «скорой помощи» и дорогостоящее оборудование) и обстрел неизвестными сотрудников сил правопорядка.
В этот же день Министерство внутренних дел страны распространило специальное официальное сообщение о том, что в некоторых полицейских участках зафиксированы случаи появления неустановленных лиц под видом высокопоставленных офицеров. Провокаторы давали указания открывать огонь по любым группам подозрительных личностей, ссылаясь на распоряжения руководства МДВ страны. Именно такие провокаторы, которые, безусловно, были кем-то скоординированы, играли важную роль в раскачивании ситуации в стране.
То тут, то там происходят нападения на сотрудников полиции, медиков и обычных граждан. У тех, кого удается арестовать, находят крупные суммы денег и оружие. Одна из банд устроила «гнездо» в исторической мечети Умара, используя ее в качестве места хранения боеприпасов и плацдарма для нападений. В качестве живого щита преступники используют детей и проезжавшую мимо мечети машину «скорой помощи» (врач и фельдшер погибли). Преступников удалось обезвредить, арсенал, спрятанный ими в стенах мечети, был изъят. Однако к этому времени уже вовсю включены в антисирийскую кампанию различные западные СМИ, а также пресловутая катарская «Аль-Джазира»: пользуясь тем, что большинство зрителей никогда не были в Дераа, телеканалы показывают римские руины, расположенные рядом с мечетью, и сообщают о разрушении мечети сирийской армии (благо, и то, и то было построено из местного черного базальта). Несмотря на нормализацию в целом ситуации в городе, эти каналы продолжают показывать кадры, снятые 18 марта, выдавая их за текущие новости и съемки, сделанные в более поздние даты.
Президент Башар Аль-Асад подписал указ за № 120 от 2011 года о снятии с должности губернатора провинции Дераа Фейсала Кольсума. На следующий день была объявлена амнистия всем задержанным в результате беспорядков. В этот же день советник Президента Сирии Бусейна Шаабан на пресс-конференции озвучивает перечень реформ, намеченных правительством для реализации, среди которых удовлетворение экономических и ряда политических требований тех, кто выходил на митинги. Однако упоминаний об этом вы скорее всего никогда не найдете в архивных материалах той же «Аль-Джазиры».
Сирийские СМИ в те дни публиковали множество официальных сообщений о звонках лидеров стран региона Башару аль-Асаду, о визите выражавших поддержку делегаций. Белое стало черным, а черное белым несколько позже. После отказа Президента Сирии следовать навязываемым ему и его стране некоторыми прежде вполне дружественными государствами курсом. Курсом на сворачивание сотрудничества Сирии с Ираном и Россией.
Анхар Кочнева