Цитата: Hanych от 03.04.2018 09:50:49верно. именно из за этого я не учитываю расход энергии на отопление, кроме как на работу собственно автоматики и насоса котла. Иначе сравнение будет настолько не в пользу солнечной энергетики (в нашем случае), что и сравнивать будет нечего.
Забавно. А почему вы сравниваете велосипед и автомобиль? Сравнивайте тогда уж дизель и электрокар. Теслу например с фольсом дизельком минус дотации на теслу.
что значит из расчета солнечного киловатта на 25 лет? Я так и сравниваю. конкретно для моего дома. При среднечасовом потреблении в сутки порядка 0,5 киловатта в час зимой. То, что летом расход снизится на 0,1 киловатт, не учитываем. Это худший вариант. C учетом бойлера, холодильника, стиральной и посудомоечной машины, зимнего времени и прочих потребителей. С учетом стоимости генератора и потраченного за 25 лет бензина затраты не дотянут до 500 тысяч даже с учетом трехкратной замены аккумуляторов (2 штуки. 55 а/ч и 17 а/ч. котел и освещение)
Поехали по солнечным батареям. Еще раз повторю, это все просчитывалось при проектировании инженерных систем дома. Тульская область. А данные по аккумуляторам - вообще фактические.
Как я уже сказал, среднечасовой расход электроэнергии мал. Если бы речь шла только о нем, то хватило бы солнечных с десятикратным запасом по мощности. И аккумуляторов с пятнадцатикратным. (для простоты - три аккумуляторных батареи по 200 а/ч 12 вольт.) Но! Два раза в сутки включается бойлер с потреблением 2 квт в час. Общее время работы в сутки - 3 часа. Расход 6 киловатт. Т.е он один способен высосать аккумуляторы насухо, до сработки отсечки по напряжению. Учитывая деградацию аккумуляторов, мы должны увеличить их емкость в 3-4 раза и при этом идем по краю уже через несколько лет. Остальных крупных потребителей я не считаю, хотя летом возможно прибавится кондиционер, но не будет котла и меньше света.
И вот начинаем танцы с аккумуляторами. Для подобных систем идеально подошли бы сурьмяные автомобильные АКБ. Но из за присущих им недостатков, например осыпания активной массы из за вибраций и прочих преимущественно автомобильных причин - их сейчас если и выпускают, то очень мало. Когда мне срочно понадобилось - я не нашел. Но они самые дешевые и уверенно работают в тепличных условиях при соответствующем обслуживании (контроль плотности, долив воды), по 5-7 и более лет. Ну берем 6 лет. Далее считаем, что их емкость упала наполовину. Строго говоря, в системах резервного питания достаточно 20% потери емкости для замены, но у нас то не резервное.
Кальциевые АКБ. Прекрасны для автомобилей, вибраций не боятся, всем хороши, но! Пара - тройка разрядов до аварийно отсечки и привет расчетному времени работы, емкость падает до 30-50 % для начала. У меня только в этом году инвертор отрубался четыре раза. Остаются гелевые и агм. Но их цена в три- четыре раза выше автомобильных при довольно сомнительном в тепличных условиях преимуществе по сроку службы.
И вот скажите, вы готовы как минимум трижды поменять по шесть -восемь 200 амперных аккумуляторов агм или гелевых при их цене порядка 25-30 т.руб. штука?
Еще мелочи. На солнце в жару отдача солнечных панелей падает. КПД аккумуляторов сильно зависит от тока разряда, как и срок службы. Даже не обслуживаемые аккумуляторы лучше обслуживать, доливая туда дистиллированную воду. Она выкипает из них, хоть и меньше. (не верите - откройте поработавший агм аккумулятор и новый. Заодно убедитесь, что их желательно обслуживать, меньше будут терять емкость. )
Солнечные батареи. Ну да, понятно, что обещанный срок службы 25 лет. А скорость деградации учтена при расчете?
А то, что инверторы и контроллеры тоже не вечные и их срок службы обычно не превышает 10 лет. Нет, их вовсе не обязательно менять, все ремонтируется, у меня на освещение работает некогда восстановленный и переделанный ИБП (с этой самой аппроксимированной синусоидой), но это тоже затраты. А затраты на монтаж на улице всей этой радости, места для размещения этого добра в доме и прочая - я опять же не учитываю.
Поэтому пользуясь вашими сравнениями, я бы сказал, что человек, использующий солнечную генерацию при наличии сетевой - это покупатель ламборджини в сельской глубинке, где трактора чувствуют себя уверенно и всегда есть мутный 92 бензин. Единственный вариант солнечной генерации при наличии сетевой - это возможность отдавать ее в сеть и брать из сети при необходимости. Да и то без дотаций на оборудование и на продажу энергии сети - она не выгодна.
С другой стороны - когда электричества нет вообще - тогда и на ламборджини будешь картошку возить. У меня коллега сейчас в такой ситуации и решает вопрос именно с помощью солнечной генерации. Но он на даче наездами и ему много чего не нужно.
Совсем забыл. Стоимость солнечной электростанции с аккумуляторным полем для описываемого дома - более миллиона без учета расходов за период эксплуатации. И если у меня стоимость киловатта за 25 лет немногим более 4 рублей, то у владельца солнечной электростанции она будет более 10-12 рублей. И да, я понимаю, что инфляция и стоимость будет расти. Но цена денег при этом в общем то снижается. А вот для владельцев домов с гибридной генерацией киловатт сетевого электричества может внезапно стать дороже, чем для чисто сетевых потребителей. По причинам, здесь уже изложенным другими.
И да, насухо - это когда в нем не более 20% осталось. Но это у меня, два аккумулятора в достаточно щадящем режиме. А вот в солнечных электростанциях, насколько я помню, не рекомендуют разряд более чем на 50% в связи с уменьшением срока службы аккумуляторов. Впрочем, это я в расчетах не учитывал.
"А почему вы сравниваете велосипед и автомобиль?" - а потому что и первое, и второе могут обеспечить регулярное перемещение тела человека.
"Сравнивайте тогда уж дизель и электрокар." - зачем? Электрокар де-факто пока есть предмет роскоши, поскольку стоит в разы дороже и имеет ряд прочих технических и экономических проблем, а любой иной автомобиль - давно превратился в предмет домашнего обихода.
"При среднечасовом потреблении в сутки порядка 0,5 киловатта в час зимой. То, что летом расход снизится на 0,1 киловатт, не учитываем. Это худший вариант. C учетом бойлера, холодильника, стиральной и посудомоечной машины, зимнего времени и прочих потребителей. С учетом стоимости генератора и потраченного за 25 лет бензина затраты не дотянут до 500 тысяч даже с учетом трехкратной замены аккумуляторов (2 штуки. 55 а/ч и 17 а/ч. котел и освещение)" - извините, но моя заметка касается ЮЖНЫХ РЕГИОНОВ, где летом в газифицированном доме потребление электричества значительно РАСТЕТ по причине работы кондиционеров. Кроме этого, в течение этих 25 лет неизбежен рост тарифов.
Кроме этого, хронические проблемы сети (дефицит мощностей, жуткая аварийность и низкое качество сети в виде огромного понижения напряжения и/или скачков) приводят к значительно большим расходам на аварийное электроснабжение, на ремонт или замену сгоревшего оборудования. И сами тарифы у нас - выше.
А еще планируется ввод так называемых "социальных норм" потребления из сети.
"Два раза в сутки включается бойлер с потреблением 2 квт в час. Общее время работы в сутки - 3 часа. Расход 6 киловатт. Т.е он один способен высосать аккумуляторы насухо, до сработки отсечки по напряжению. Учитывая деградацию аккумуляторов, мы должны увеличить их емкость в 3-4 раза и при этом идем по краю уже через несколько лет. " - что-то мне подсказывает, что вообще не поняли, о чем я веду речь.
ЗАЧЕМ вообще в гибридной системе значительное количество АКБ? Если аварийность низкая - можно совсем без аккумуляторов обойтись.
Минимально необходимая емкость АКБ в системе предназначена для обеспечения только самых важных потребителей ТОЛЬКО во время аварии в сети. Соответственно, любой тип АКБ будет находиться львиную долю времени в совершенно комфортных условиях, следовательно - служить сможет максимально долго.
"Остаются гелевые и агм." - что касается типа АКБ, то я рекомендую использовать панцирные 2-вольтовые отечественного производства. Стоимость - на уровне гелевых, а ресурс - втрое больше. Но требуют некоторого обслуживания (раз в несколько месяцев долить дистиллированную водичку), либо - использовать пробки рекомбинации (тогда доливать надо будет один раз в несколько лет). И надежность 2-вольтовой сборки несравнимо выше любого АКБ на 12В. В последнем при выходе из строя одной из 6-ти банок (которые находятся внутри) - выбрасывать придется весь аккумулятор (причем, система будет выключена до момента замены этого АКБ), а с панцирными - проще. Выход из строя 1-2 банок не приводит к выходу из строя всей системы. Банка просто вынимается, цепочка соединяется, параметры инвертора и контроллера - меняются и вся система продолжает спокойно работать до прибытия новой банки сколько угодно времени.
Высшим пилотажем в части АКБ сейчас можно считать литиевые и литий-титанатные, но они пока очень дороги. В этом году Тошиба выходит на рынок нашей страны со своими АКБ второго типа (производятся уже пару лет японцами) - характеристики фантастические и при значительном падении цен со временем этот тип АКБ будет представлять реальный интерес, поскольку 15-20 тысяч циклов полного разряда в ноль до снижения емкости на 20% позволят служить таким АКБ без замены практически пожизненно.
Есть и в столице у нас КБ, которое ведет подобные разработки, но там пока еще все сыро, а японцы уже вышли в серию.
"И вот скажите, вы готовы как минимум трижды поменять по шесть -восемь 200 амперных аккумуляторов агм или гелевых при их цене порядка 25-30 т.руб. штука?" - в гибридной системе с панцирными АКБ, если не забывать доливать водички, за 25 лет потребуется только одна замена комплекта (плюс, возможно, замена одной-двух банок с мелкими дефектами, которые проявятся через несколько лет работы) - и все эти затраты я учитываю при расчете стоимости солнечного кВт*ч.
"На солнце в жару отдача солнечных панелей падает." - совершенно верно, но в прохладную погоду и на морозе зимой - растет. Средняя годовая производительность СП (солнечных панелей) - это все учитывает.
"КПД аккумуляторов сильно зависит от тока разряда, как и срок службы." - напомню, что в гибридной солнечной системе АКБ находятся в абсолютно комфортных условиях до момента аварии в сети НОЧЬЮ (днем ведь будут работать СП и какой-то приход энергии все равно будет).
"А скорость деградации учтена при расчете? " - да, я учитываю скорость деградации в расчетах. Заводские СП через 25 лет должны обеспечивать не менее 80% номинала, я сразу вычитаю 10% от номинала при расчете количества энергии, которое возможно получить.
Более того, расчеты учитывают и потери в системе за счет разных факторов.
"А то, что инверторы и контроллеры тоже не вечные и их срок службы обычно не превышает 10 лет. Нет, их вовсе не обязательно менять, все ремонтируется, у меня на освещение работает некогда восстановленный и переделанный ИБП (с этой самой аппроксимированной синусоидой), но это тоже затраты." - в расчетах я учитываю и эти затраты, но, поскольку я рекомендую достаточно качественное отечественное оборудование с низкой аварийностью, всегда доступным и недорогим сервисом, эти затраты достаточно разумны, и я беру их в расчет даже с хорошим запасом.
"А затраты на монтаж на улице всей этой радости, места для размещения этого добра в доме и прочая - я опять же не учитываю. " - в своих расчетах я учитываю и это.
"Поэтому пользуясь вашими сравнениями, я бы сказал, что человек, использующий солнечную генерацию при наличии сетевой - это покупатель ламборджини в сельской глубинке, где трактора чувствуют себя уверенно и всегда есть мутный 92 бензин." - не соглашусь, поскольку средняя стоимость гибридной СЭС примерно вдвое ниже стоимости среднего автомобиля (а последний уже давно не считается роскошью). А в гибридной системе с целью компенсации затрат энергии на отопление с помощью ТН (теплового насоса) в хорошо утепленном доме - затраты сравнимы со стоимостью среднего автомобиля.
"Единственный вариант солнечной генерации при наличии сетевой - это возможность отдавать ее в сеть и брать из сети при необходимости." - я не пойму - почему Вы не читаете написанного мною выше?
Именно об этом речь и идет. Просто в текущей редакции Правительства пока будет предусмотрен только выкуп излишков, но в будущем вероятна также и простая сальдировка (взаимозачет). Последний вариант я лично считаю более интересным для людей, поэтому продолжаю работать над темой микрогенерации с ответственными лицами при Правительстве.
"Да и то без дотаций на оборудование и на продажу энергии сети - она не выгодна." - смотря где, как использовать, чем комплектовать и как собирать.
Например, некоторые конфигурации гибридных СЭС на Кубани могут уже сейчас (даже без будущей программы микрогенерации) обеспечить стоимость солнечного кВт*ч в течение 25 лет (с учетом ВСЕХ возможных затрат) на уровне около 3-х руб/кВт*ч, что значительно дешевле существующих тарифов для населения.
А для бизнеса у нас тарифы - 8-9 рублей.
"то у владельца солнечной электростанции она будет более 10-12 рублей" - в автономной СЭС стоимость кВт*ч, естественно, значительно выше, чем в гибридной, но автономные решения - это достаточно редкое и всегда исключительно индивидуальное явление, а гибридные - могут стать в ближайшие годы широко распространенными в соответствующих регионах страны. Также надо помнить, что палка - всегда о двух концах, и я обычно начинаю с наведения порядка в самом электрохозяйстве, поскольку компенсировать солнцем нерациональное потребление - занятие глупое. А вот уже после оптимизации существующего хозяйства и можно подумать как лучше организовать использование местных природных условий для компенсации заданной части потребления объекта. Могу сказать, что для автономных решений на Юге можно снизить стоимость кВт*ч до уровня примерно 6-8 руб.
"А вот для владельцев домов с гибридной генерацией киловатт сетевого электричества может внезапно стать дороже, чем для чисто сетевых потребителей." - такой перспективы не просматривается даже на горизонте.
Наоборот, будут разные преференции, о которых я уже писал. Следите за новостями.
А введение абонентской платы, когда оно произойдет, будет касаться ВСЕХ подключенных к сетям (и я лично эту затею поддерживаю).
"А вот в солнечных электростанциях, насколько я помню, не рекомендуют разряд более чем на 50% в связи с уменьшением срока службы аккумуляторов." - нормальный инвертор позволяет корректировать параметр глубины разряда в зависимости от типа АКБ и желания потребителя. Можно поставить глубину поменьше, но в гибридной системе при использовании АКБ глубоко разряда (например, описанных выше панцирных) этого можно не делать.