Реформы грозно и уверенно шагают по стране. В борьбе за «европейское будущее» нет времени оглядываться на жертвы «переходного настоящего». Дойдут не все, но будет перемога. Кто не верит – того не жалко.
С 4 апреля вступил в силу «Закон о государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевой продукции». Больше никакого пальмового жира в сливочном масле и сои в колбасе, только продукты высочайшего качества по европейским стандартам.
Дешевая еда – пережиток прошлого. Правительство хочет, чтобы украинцы ели только качественное, натуральное, произведенное на всех этапах под серьезным контролем соответствующих государственных органов. Идея замечательная и сразу видно, что продиктована исключительно заботой о здоровье граждан. Давно пора навести порядок в магазинах и на рынках, на производстве и транспорте, в каждом сельском коровнике и сарае, курятнике и огороде. Контроль и учет, все на благо общества.
Новый закон выведет на улицы городов и сел, во все розничные точки и на все предприятия целую армию инспекторов, которые будут проверять качество реализуемой продукции, выявлять нарушения и карать виновных штрафами «космических» масштабов. Они будут вправе производить любые внеплановые проверки без предупреждений, изымать любое количество образцов из торговых точек, останавливать «опасные» производства, проводить целые расследования о всех этапах производства продукции, штрафовать на суммы до 200 тысяч гривен за каждый некачественный образец товара.
«Это европейская система контроля качества. Можно ожидать, что наша еда станет более качественной», – считает глава Ассоциации поставщиков торговых сетей и депутат Киевсовета Алексей Дорошенко.
При этом он прогнозирует стремительный рост цен на продукцию «повышенного» качества и исчезновение из продажи дешевых, доступных для большинства обедневших граждан продуктов питания.
Также эксперты видят в новом законе угрозу коррупционной составляющей и закрытие предприятий «под заказ» конкурентов.
«Закон №2042-19 "О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровья и благополучия животных" был принят парламентом в мае прошлого года. По сути, он дублирует европейские директивы в сфере защиты прав потребителя, что обязалась сделать Украина, подписывая Соглашение об ассоциации с ЕС», - пишет издание «Страна».
Главным нововведением станет появление огромного количества ветеринарных инспекторов, наделенных практически неограниченными полномочиями. Они будут проверять всю цепочку производства, поставок и продажи продуктов, в первую очередь мясной и молочной продукции.
«Например, в магазине, где продается упакованная продукция длительного хранения, рисков меньше, чем в магазине, где реализуется свежее мясо», – поясняют чиновники.
Даты и адреса проверок будут хранить в строжайшей тайне, чтобы не дать возможности подготовиться к проверкам. Частота визитов в одну точку не ограничена.
Выбранные образцы товаров будут направлять на экспертизу в лабораторию, и по результатам составлять акты, штрафовать или закрывать предприятия торговли или производства. Суммы штрафов выглядят очень внушительно.
К примеру, за нарушение гигиенических требований на производстве или в магазине штраф может составить 6 минимальных зарплат, то есть более 22 тыс. грн, за отсутствие или неполный пакет документов на товар – 20 минимальных зарплат, это 74 тыс. грн. За «реализацию опасной для здоровья людей продукции» – 25 минимальных зарплат, примерно 92,5 тыс. грн, за неисполнение предписаний о снятии с производства и продажи некачественного товара – 30 минимальных зарплат, 203,5 тыс. грн. Причем, это не общая сумма штрафа, а за каждый «некачественный» образец.
Таким образом, один визит проверяющих может обойтись крупной торговой точке в миллионы гривен штрафа. Разумеется, эти риски заранее будут учитывать в ценниках при расчете розничной цены на продукты. По прогнозам, только это увеличит стоимость продуктов для покупателя на 15-20%.
После выявления некачественного товара на полках инспекторы должны провести полную проверку его производственного цикла, от выращивания скота, условий его содержания и ветеринарных стандартов до стадии условий забоя и транспортировки. Контролировать смогут и «импортных» поставщиков, устраивая выездные рейды на таможни и промышленные мощности заграничных производителей.
Несмотря на горячие уверения премьер-министра Гройсмана о том, что никаких запретов на продажу домашнего молока и мяса не будет, закон говорит об обратном.
На сельскохозяйственных рынках упомянутые инспекторы также будут проводить рейды и снимать с продажи товар без соответствующих документов. Под «соответствующими документами» подразумевается справка о том, что животное было забито на сертифицированной бойне с соблюдением всех принятых норм.
Таких «легальных» мест забоя скота и птицы на Украине всего около четырех сотен, и большинство из них находится достаточно далеко, за сотни километров от потенциальных клиентов. Услуги таких предприятий также не дешевы. Воспользоваться ими могут только фермеры, у которых большой поток в выращивании и торговле мясом, а для рядовых селян это «удовольствие» практически недоступно.
По сути, автоматически это вводит запрет на домашнее мясо, вопреки всем «обещалкам» правительства. Обнаруженное на прилавках рынков мясо инспектора будут снимать с торговли, а продавцам и руководству рынков выписывать штрафы в 74 тысячи гривен. Таким образом, администрации рынков будут просто запрещать торговлю мясом на своей территории.
В законе «Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов» есть запрет на забой домашних животных, птицы и кроликов (более 3-5 голов) на несертифицированных бойнях. Там же указано, что мясо, полученное мимо бойни, может использоваться исключительно для домашнего потребления. Это правило, согласно закону, вступает в силу лишь с 1 января 2025 года.
Но в статье 32 закона №2042-19, вступившего в силу 4 апреля, указано, что «запрещается оборот мяса без нанесенных на части туш знаков пригодности». А такие знаки могут наноситься только на бойне, и только если в результате предзабойного и послезабойного осмотра не обнаружились причины, по которым мясо может быть признано непригодным для потребления человеком.
Кроме условий забоя, инспекторов будет интересовать и вся пищевая цепочка забитого животного, в частности, качество кормов, которым его откармливали.
«Фермер покупает корма у торговцев – откуда он знает, того ли они качества, что затем потребует ветеринарный инспектор. Мы ожидаем, что, если товар легально продается в Украине, значит к нему не должно быть вопросов», – удивляется руководитель фермерского хозяйства "Роксолана" Максим Собко.
Не совсем понятно, за какой период следует предоставить документы о качестве кормов, неужели от самого появления животного на свет? И как быть, если кормили «с огорода», а не купленным? Закон явно писали люди, далекие от суровой реальности простого украинского села.
Для молочных буренок в законе также заложен сюрприз. Запрет на продажу молока «второго сорта» с частных подворий отложили до лета, и премьер Гройсман в очередной раз успокоил селян, что ничего такого не планируется. Спокойно выращивайте коров и продавайте молоко.
Однако, по вступившему в силу уже сейчас закону ветеринарные инспекторы могут контролировать и «частных» коров, молоко от которых идет в продажу и на переработку. Будут проверять и условия содержания животного, и соблюдение правил дойки, санитарных условий и даже использование ветпрепаратов. За нарушение гигиенических норм прописан штраф в 22 тысячи гривен. Но он может быть не единственным, наложенным при проверке.
Глава Госпотребслужбы, которая и будет курировать проверки, Владимир Лапа уже анонсировал изменения с 4 апреля.
«Сейчас качество сырого молока вызывает очень много дискуссий, поэтому важно синхронизировать контроль», – отметил он.
Вряд ли новые правила повлияют на производство мяса и молока в стране в положительную сторону. Большинство коров все-таки уйдет под нож, даже если мясо и не удастся реализовать. Выращивать свиней и телят на мясо станет на селе делом, сулящим многотысячные штрафы вместо и так небольшой прибыли. Разве что «для себя».
Конечно, ситуация с качеством продуктов питания в Украине, мягко говоря, оставляет желать лучшего. После введения моратория на проверки бизнеса и ликвидации СЭС нашлось много безответственных производителей, уверовавших в безнаказанность и бесконтрольность и в открытую злоупотребляющая этим.
На прошлой неделе я писала о том, какая катастрофическая ситуация сложилась в сфере поставок продуктов питания в детские учреждения. Несмотря на массовые отравления детей, на крайне безответственное отношение поставщиков, на выявленные систематические нарушения условий закупок, транспортировки, хранения и приготовления продуктов для детского питания, государство пустило ситуацию на самотек, прикрываясь мораторием на проверки бизнеса. Однако, мораторий не снят, а проверки в мясо-молочном бизнесе грядут просто поражающих масштабов.
Так в чем же секрет таких резких метаморфоз? Может быть, в суммах штрафов? Или в открывающихся для «нужных» людей возможностях «заказных» закрытий предприятий-конкурентов?
Конечно, формально в законе прописаны механизмы противодействия «коррупционной составляющей». Например, обязательная видеофиксация проверки. Однако, снятое на видео изъятие продукции еще не гарантирует, что именно этот образец повезут на проверку в лабораторию, и там его ни с каким не «перепутают», например. А ведь результаты, судьбу предприятия, производителя или продавца, будут решать инспекторы на месте, единолично, «без суда и следствия». Кроме того, в рейдах могут участвовать представители общественных организаций по защите прав потребителей, как утверждает закон. Но могут и не участвовать. При внезапной проверке даже при большом желании можно не успеть пригласить свидетелей. Да и будут ли они «неупередженими»?
Что касается «дешевых» мясопродуктов, то ни для кого не секрет, что украинский потребитель покупает, чаще руководствуясь низкой ценой, и прекрасно отдавая себе отчет в сомнительности качества. Ведь «настоящая» колбаса стоит от 100 гривен за килограмм, а произведенная из низкокачественных составляющих – от 30 гривен. Понятно, что мясную хотят купить все, однако, большинство просто не имеет такой возможности. Теперь, когда качественные мясопродукты подорожают еще минимум на 20-30%, а остальных просто не останется в продаже, для многих мясо и колбаса останутся в воспоминаниях. Как и «домашнее» молоко, которое можно было купить на рынке дешевле, и как правило, оно было настоящим, а не «восстановленным» из сухого порошка.
В то же время, существуют риски появления «подпольных» цехов, которые будут работать до первой проверки и растворяться в воздухе при выписанных штрафах. Там, как прогнозируют эксперты, вообще не станут придерживаться санитарных норм, стараясь максимально быстро заработать, сколько успеют. И такие продукты будут продавать с рук, из-под полы, но при всех рисках такую продукцию все равно будут покупать те, кто просто не в состоянии будет приобрести качественные, но безумно дорогие мясные и молочные продукты.
В «борьбе за качество» выживут не все. Думаю, правительству пора начинать государственные бесплатные программы по массовому внедрению «лечебного голодания» и «праноедения». Если все пойдет удачно, то со временем можно будет и запустить инспекторов по «контролю качества праны». А то мало ли.
Впрочем, до выборов осталось слишком мало времени для таких глобальных экспериментов. Так что, по мнению некоторых экспертов, следует ожидать очередного переноса сроков вступления в силу столь неудобного для предвыборного периода закона.
Наталка Nik