Российские авиакомпании опасаются, что обнуление НДС на региональные перевозки мимо Москвы может в итоге вылиться в общее подорожание билетов по всем направлениям на 8–10%. Дело в том, что Минфин рассчитывает компенсировать потери бюджета от новой льготы путем возврата к обычной ставке (20%) для полетов через Москву вместо нынешней в размере 10%. Авиаторы просят сохранить льготы, оценивая рост налоговой нагрузки на отрасль в 20 млрд руб.Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предварительно оценила последствия повышения НДС на внутренних линиях при полетах через Москву с действующих 10% до 20%. Возврат к увеличенной ставке обсуждается в контексте просьбы главы «Реновы» Виктора Вексельберга дополнительно снизить НДС для внутренних рейсов в обход столицы (75% всех рейсов в РФ выполняются через Москву), ФАС предлагает обнулить налог к концу 2020 года. К этому моменту истекает срок льготной (10%) ставки НДС, введенной в 2015 году для всех внутренних рейсов (нулевая ставка действует для полетов в Крым до 2019 года и в Калининград бессрочно). В июне правительство решило обнулить НДС для полетов на Дальний Восток. Общие потери бюджета от льгот оцениваются в 34 млрд руб. в год.
По данным АЭВТ, на фоне обнуления НДС для региональных рейсов для полетов через Москву рассматриваются все три возможных сценария: обнуление, сохранение льготной ставки в размере 10% и повышение ее до 20%. Последний вариант, говорят источники “Ъ”, уже предложил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов Дмитрию Медведеву. В Минфине “Ъ” не ответили.
В АЭВТ подсчитали, что новые льготы для региональных рейсов обойдутся бюджету в 17 млрд руб., а увеличение НДС для полетов через Москву принесет 37 млрд руб. Таким образом, налоговая нагрузка на авиакомпании вырастет на 20 млрд руб., и перевозчикам придется поднять тарифы по всем направлениям не менее чем на 8–10%, что приведет к «прямо противоположному эффекту — развитие прямого авиасообщения между регионами замедлится», считает президент АЭВТ Владимир Тасун. Сохранение тарифов приведет к убыточности отрасли.
НДС в размере 10% оказал существенную поддержку отрасли, поясняет господин Тасун. По его словам, внутренние рейсы убыточны, но после сокращения налоговой нагрузки уже в 2016 году совокупный финансовый результат с учетом прибыльных международных линий впервые с 2010 года оказался положительным — 2,8 млрд руб., в 2017 году — 5 млрд руб. Впрочем, уточняет глава АЭВТ, при выручке в размере 1,3 трлн руб. речь идет о фактически нулевой операционной рентабельности. В 2017 году быстро росли ключевые затраты авиакомпаний на авиатопливо (на 24%), аэропортовое обслуживание (на 18%), при этом средняя провозная плата на регулярных рейсах снизилась на 2% на внутренних линиях и на 11% — на международных.
«Для развития здоровой коммерческой деятельности авиакомпаний целесообразным было бы сохранить ставку НДС в размере 10% для российских рейсов через Москву и обнулить для минующих МАУ»,— убежден господин Тасун. В Минтрансе “Ъ” заявили, что «по-прежнему выступают за последовательное снижение НДС для внутренних рейсов, в том числе на маршрутах вне МАУ».
В «Нордавиа» “Ъ” сообщили, что знают о планах повысить НДС для полетов через МАУ до 20%, но оценить убытки пока не берутся. Президент «UTair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков сообщил “Ъ”, что Минтранс обсуждает с авиаторами изменение ставки НДС, но точные планы и цифры пока неизвестны.
В S7 назвали «крайне важным» сохранение действующей ставки в размере 10% на внутренние перевозки через МАУ. «НДС — это косвенный налог, а это означает, что он перекладывается на потребителя»,— поясняют в компании. В S7 согласны, что с учетом величины пассажиропотока через Москву при росте НДС на этих рейсах потери для отрасли превысят любой положительный эффект от льгот в регионах. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев, по данным “Ъ”, еще в апреле писал в правительство с просьбой не повышать НДС. В авиакомпании на запрос “Ъ” не ответили.
Старший научный сотрудник Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко говорит, что идея Минфина «гарантированно введет отрасль в убытки», даже те перевозчики, которые выиграют от роста пассажиропотока в региональных узлах, в Москве потеряют гораздо больше пассажиров и денег.
ссылка