Американо-турецкое противостояние развивается достаточно
динамично.
Видимо, окончательно убедившись в невозможности выйти из возникшей ситуации с приемлемыми потерями и взаимным сохранением лица, Эрдоган закончил паузу и перешел к активным действиями.
В официальном издании Resmi Gazete
опубликован указ турецкого президента о резком повышении ввозных пошлин на товары американского производства.
В частности, на табачные изделия на 60%,
на алкоголь – на 140%,
на автомобили – на 120%,
на косметическую продукцию до 60%,
на рис – на 50%,
на фрукты – на 20%.
В ответ США
заявили о совершенно немотивированной агрессии в поведении турецкого руководства, и полном отказе со своей стороны поставить Турции даже уже оплаченные самолеты F-35. Обучавшиеся в США их пилотированию офицеры турецких ВВС из страны высланы.
И вот теперь
стало известно об активизации Анкарой деятельности по переводу торговых отношений с максимально возможным перечнем стран
на прямые расчеты в национальных валютах, без использования доллара.
Пока в качестве ключевых направлений называются Россия, Китай, Иран и Украина.
Также вероятным партнером подразумевается Евросоюз.
Что из этого всего у турок получится, сейчас становится главным вопросом текущего момента.
Исходя из еще совсем недавних представлений о глобальности американского могущества, США (с ВВП в 19,3 трлн. долл.) должны были Турцию (
с ВВП 0,85 трлн. долл.)
прихлопнуть еще на взлете.
Однако пока картина наблюдается куда менее однозначная. Курс турецкой лиры, конечно, просел на целых 25%, по экономике это ударило, безусловно, серьезно. ЦБ отметил скачек инфляции до 20%.
Однако в значительной степени таким результатом страна обязана не столько действиям правительства США, сколько непоследовательной и явно популистской финансовой политики самого турецкого ЦБ, возглавляет который зять Эрдогана.
Впрочем, все это лирика, главное в другом. Если устоять против США, в том числе, за счет дедолларизации и быстрой смены геополитического вектора сумеет даже такая, относительно Америки маленькая страна, как Турция, то это имеет все шансы запустить аналогичные по смыслу процессы и в других местах, от Европы до Ближнего Востока.
И парадокс происходящего заключается в том, что действиями против Анкары, Вашингтон сам себе поставил "вилку".
С одной стороны, слишком сильно бить Эрдогана нельзя.
Экономическое крушение Турции чревато социально-политической дестабилизацией в ней, в том числе, с резкой активизацией исламских радикалов, а также обострением многих других внутренних конфликтов, включая курдский.
Тем самым НАТО оказывается вынужденным либо запускать "миротворческую операцию" по типу KFOR, но
уже на собственной территории альянса, с ненулевой перспективой поражения в ней, либо сразу исключать турок из состава Альянса "от греха подальше".
В обоих случаях для остальных участников, в первую очередь, Берлина и Парижа, надобность в ней оставаться станет еще более сомнительной. И очень даже может быть, что они предпочтут переформатировать НАТО в общую армию ЕС, в том числе, через исключение США.
Как вариант – они, и ряд их поддерживающих стран, просто выйдут из НАТО и учредят собственные EuroForce.
В общем, перегнуть палку для Вашингтона чревато.
Однако если ее не догнуть,... то возникает очень ненулевой риск, что Эрдоган устоит, тем самым одержав публичную победу геополитически еще более значимую, чем это вышло у лидера Северной Кореи.
Масштаб геополитических потерь США в этом случае переоценить сложно. Америка очень быстро столкнется с резким падением "дисциплины" внутри Западного мира, а войну сразу против всего света ей не потянуть совершенно точно.
И первым последствием этого, вероятнее всего, снова окажется НАТО, ключевые члены которого наглядно убедятся в наличии отличного варианта экономии национальных расходов. Совокупно примерно так на 120-140 млрд. долл. в год, которые Америке можно просто не платить. Тогда надобность в сохранении Альянса, очевидно, полностью пропадет и для США, финансирующих половину всех его расходов.
На наших глазах разворачивается очень важная геополитическая партия, способная многое изменить в текущем мире.
А ведь еще каких-то два десятка лет назад кто мог предположить, что самым слабым звеном американской "Анаконды" окажется именно Турция!
В ходе начавшегося конфликта Турция, безусловно, не станет про-русской – нам это и не надо, главное – чтобы оставалась про-турецкой, но и оставаться американской она уже не может тоже.
...................................................................................
Так-с...
Одно звено "анаконды", выстраиваемой против России, похоже, потихоньку выпадает.
...................................................................................
Всё же Ын не зря "быковал" на Трампа
"... пример - заразителен"