Цитата: сибиряк42 от 25.09.2018 07:23:55---------
p.s. Если камрадам будет интересно, могу подробно разобрать вопрос конца 40-х с точки зрения БПМ и действий сторон. Там было серьезное противостояние. СССР - Запад. Если бы Сталину удалось провернуть то, что он хотел, то глава РПЦ ныне носил бы титул Вселенского Патриарха, а остальные церкви, фактически, представляли бы собой "самоуправляемые филиалы". Причем были планы по возврату остальных отколовшихся церквей, типа Армянской или Коптской и выстраивание единой линии в противостоянии с католичеством и англиканством.
Правда этот разбор появится не сразу, слишком много источников надо будет "прошерстить" для составления единой картины, подтвержденной ссылками.
Без предыстории взаимоотношений не получается адекватно изложить суть. Нормального источника по истории Турции не нашел, а то что есть – либо откровенная ересь, либо передергивания. Церковь во все времена являлась инструментом в геополитической игре, поэтому не обессудьте, но сначала я кратко набросаю историю этого региона (чтобы потом, указывая тайминги происходящих явлений, давать ссылки на этот пост).
Поражения Османской империи привели ее к внутреннему кризису и, как следствие, к сепаратистскими движениями и национальным и религиозным конфликтам внутри. Дабы поправить свое положение, руководство страны решило опереться на Германию, вступив в ПМВ на ее стороне.
В это время в Греции правил Константин (учился в Германии), который был против войны с немцами. А премьером у него был Венизелос (носитель идеи панэллинизма, Великой Греции, имел тесные связи с британцами). В борьбе с премьером и под давлением Антанты Константин был вынужден уйти в отставку (весной 1917). После чего Греция вступила в войну на стороне последней.
30 октября 1918 года турки заключают с Антантой Мудросское перемирие (капитуляция).
12 ноября 1918 года в Константинополь вошла французская бригада, 13 ноября - британцы. Была установлена военная администрация Антанты.
в январе 1919 г. в Константинополе была проведена греко-армянская конференция, с целью координирования деятельности этих двух групп населения в городе.
15 мая 1919 в соответствии с Мудросским перемирием, греческие войска под прикрытием Антанты занимают Смирну (Измир). И далее начинают занимать другие города Смирнской зоны, образуется турецкое народное сопротивление, вылившиеся в параллельное ангорское правительство во главе с Кемалем.
В конце 1919 г., Ангорское правительство потребовало от султанского правительства созыва в Константинополе распущенного парламента. Последний после выборов в стране был созван в январе 1920 г. В числе 120 членов парламента было 75 националистов.
28 января 1920 г. парламентом был принят
«Национальный обет», послуживший для националистов программой требований, предъявлявшихся Антанте по вопросам: территориальный, о проливах, Константинополе и независимости Турции.
Которые совершенно не интересовали Англию, ведшую переговоры с султаном о заключении Северского договора.
В ночь с 15 на 16 марта 1920 британские войска начали занимать ключевые объекты Константинополя и арестовывать националистов.
18 марта 1920г был разогнан османский парламент. Под предлогом подавления смуты, Великобритания предложила Греции провести «полицейскую» операцию.
С 22 июня по 11 июля 1920 г. греческая армия перешла в наступление из Смирнской зоны.
Кемаль обращается за помощью к Москве и получает всестороннюю помощь.Прошу прощения за язык (возьмите поправку на время публикации), вот из воспоминаний Аралова (того, чью фигуру включили вместе с командующим СКВО Ворошиловым на главный памятник «Республика», по личному приказанию Отца всех тюрок), который был направлен к Ататюрку в 1922 и являлся свидетелем тех событий. Оно полностью объясняет причины, побудившие наше руководство к активной поддержке:
В Закавказье развивалось соперничество между Англией и Соединенными Штатами. Так,
в 1919. году руководитель американской миссии на Ближнем Востоке Харбед предложил своему правительству добиваться мандата не только на Армению, но и на все Закавказье.
Со своей стороны, английские империалисты старались ослабить влияние США и других своих союзников в этих районах.
Англии удалось добиться расторжения сделки американской компании «Стандард ойл» с азербайджанскими нефтяными промышленниками на закупку керосина. Франции Англия помешала закупить нефть для французского флота. Наши друзья англичане, сетовали французские газеты, контролируя нефтепровод, вагоны, цистерны, не позволяют вывезти нефть без их согласия, а согласия не дают. Зато сами англичане не теряли времени даром. Достаточно указать, что полмиллиона тонн нефти и около этого количества марганца было присвоено и увезено британскими джентльменами. Не брезгали они табаком и другими товарами и в довершение всего начисто ограбили Бакинское отделение Государственного банка.
Правители империалистических государств обращались с меньшевистскими закавказскими республиками как со своими колониями. Они прямо требовали от них помощи белогвардейским генералам, воевавшим против Советской России.
2 января 1920 г. Г. В. Чичерин от имени Советского правительства предложил мусаватистскому правительству Азербайджана и меньшевистскому правительству Грузии заключить военный союз с РСФСР против Деникина. Растерявшиеся от такого предложения, меньшевики и мусаватисты обратились к империалистам Антанты с запросом — как быть?
12 января 1920 г. верховный совет Антанты по предложению Керзона в спешном порядке единогласно признал де-факто правительства Грузии и Азербайджана, а решение о судьбе Армении отложил до обсуждения турецкой проблемы. Это «признание» было сделано для того, чтобы оторвать закавказские республики от России и получить юридическое право открыто вмешиваться в их внутренние дела.19 января 1920 г. в Париже при участии Черчилля, Вильсона, меньшевиков Церетелли, Чхеидзе и от муса-ватистского Азербайджана — Тобчибашева и Магера-мова
было решено помочь Закавказью оружием, боеприпасами, продовольствием. Правительствам Грузии, Армении и Азербайджана было предложено официально объявить нейтралитет в войне между Советской Россией и Деникиным, а под сурдинку помогать царским генералам захватить Дагестан и .Северный Кавказ. Меньшевики Грузии выполнили требование империалистов: когда Деникин был разбит Красной Армией, они укрыли у себя остатки разгромленных деникинских дивизий и помогли им перебраться в Крым, к Врангелю.
Сталин телеграфировал Ленину 26 октября 1920 г. из Владикавказа: «..
.Вандервельд ездил в Грузию не даром. Грузия собирается сдать Батум Антанте и быть может открыть дорогу Врангелю для отступления,
а также для наступления в сторону Баку...»
29 октября Ленин ответил Сталину: «
Считаю несомненным, что Грузия отдаст Батум Антанте, вероятно., тайно и что Антанта пойдет на Баку. Обдумайте и приготовьте спешно меры укрепления...»
ссылкаКстати, уверен что никаких иллюзий в отношении турок наше руководство не испытывало, вот замечательный пример союзнических взаимоотношений (
правда Аралов говорит, что это скрытая контра, но оно и понятно):
11 марта 1921 г. Г. К. Орджоникидзе телеграммой на имя командира 18-й Кавказской кавалерийской дивизии Д. П. Жлобы дал задание :
"....
там нужен ваш такт и умение...
С турецкими войсками — как с союзниками...Жду телеграммы из Батума. Привет славной 18 дивизии. Крепко тебя целую".
-------
19 марта подошли к Батуму. В дороге Д. П. Жлоба получил еще уведомление
от командующего 11-й Красной Армией А. И. Геккера; тот писал, что с турками надо поддерживать самые лучшие отношения и не допускать никаких столкновений.Однако не так повело себя командование турецких войск. Во главе корпуса стоял все тот же Кязым Кара Бекир-паша, скрытно боровшийся против кемалистов, крайне враждебно относившийся к Советской России, помогавший реакционерам в восточных вилайетах Турции.
Спускаясь с перевала, передовые части дивизии Д. П. Жлобы встретились с турецким разъездом.
Турецкий офицер потребовал немедленной приостановки движения дивизии.— Я военный человек,— вежливо ответил Д. П. Жлоба,— и выполняю приказ своего командования, поэтому буду двигаться вперед. Прошу передать мое личное почтение и уважение вашему командованию.
Через несколько километров дивизию встретил
турецкий полковник. Он
смотрел на Д. П. Жлобу высокомерно и угрожающе поднял руку.
—
Я протестую против движения вашего отряда на Батум,— заявил он.— Мы имеем договоренность с грузинским правительством. Если вы сделаете еще шаг, я силой оружия остановлю ваш отряд.
Жлоба спокойно ответил:
— Как командир Красной Армии я не питаю никаких враждебных чувств к турецким войскам и правительству Турции. Но в Батуме находятся грузинские контрреволюционеры, поэтому я спешу туда, выполняя приказ своей армии...
Чтобы вызвать столкновение турок с войсками Красной Армии, грузинские меньшевики открыли огонь по туркам. Турки подтянули свежие части из окрестностей Батума и начали теснить меньшевиков. В это время конница Жлобы ворвалась в город. Вступила она с юго-восточной стороны, где были турецкие тылы. Кавалеристы заняли Батумский порт. Кязым Кара Бекир-паша прислал Д. П. Жлобе ультиматум, в котором ссылался на то, что турецкие войска, мол, раньше заняли город.
«
Вы должны знать,— писал Кязым Кара Бекир-паша,— что Батум когда-то принадлежал Турции. Грузинское меньшевистское правительство передало всю территорию нам».Д. П. Жлоба ответил вежливым письмом, высказав желание лично познакомиться с турецким генералом. Свидание состоялось. Д. П.
Жлоба рассказал Кязым Кара Бекиру о подходе больших сил Красной Армии и добавил, что полон самых дружественных чувств к турецкому командованию и кемалистской Турции, поэтому он и не использовал благоприятную обстановку против турецкого войска. Жлоба заявил также, что Советское правительство и В. И. Ленин питают дружеские чувства к молодому Турецкому государству.Одновременно с наступлением греков, Армения, получившая от Англии военную помощь в сентябре 1920, начала БД против турок, но была быстро разбита. Обратилась за помощью к союзникам, но получила отказ. В ноябре они подписали с турками Александропольский договор, по которому признавали право контроля над всей Арменией. На территории Армении турки устраивали погромы. Большевиками было поднято восстание 29 ноября 1920 г. - дашнакское правительство было свергнуто. 11-я Красная Армия по просьбе ревкома Армении пришла на помощь восставшим. 2 декабря 1920 г. правительство РСФСР объявило, что будет защищать Армению и не признает Александропольского договора.
19 марта 1921 большевики устанавливают Советскую власть в Грузии, присоединение Закавказья завершено.
16 марта 1921 г. в Москве была закреплена дружба между РСФСР и Турцией.
Был признан национальный пакт, принятый османским парламентом перед его разгоном.
10 августа 1921 г. подписан
Севрский договор (Константинополь и зона проливов передавались в международное управление -
читай Англии)
.С 23 августа по 9 сентября 1921 года турки смогли остановить греческие войска на гористой местности. Это стало поворотным моментом в войне.
20 октября 1921 г. Франция заключила договор с Турцией, признав ангорское правительство (месть британцам). Франко-турецкий договор 1921 г. позволил турецкому командованию опереться на еще мало затронутые войной районы в зоне Киликии, что делало возможным продолжение борьбы с шансами на успех.
На фронте образовалось затишье длинной в год. Греки не стремились лезть в горы (а англичане не стремились помогать, Венизелос проиграл выборы еще в конце 1920, на на трон вернулся Константин после смерти сына), а у турок не было сил для атаки.
В это время шло коренное изменение турецкой армии, была объявлена обязательная воинская повинность, создан корпус офицеров генерального штаба (мы тут совершенно не при чем, да). Для борьбы с греками был организован западный фронт.
26 августа 1922 года турецкая армия начинает боевые действия. Планомерно подготовленный и внезапно нанесенный удар потряс весь стратегический фронт греков, протяжением в 600 км, и расколол его надвое, причем северное крыло греков и их центр оказались изолированными от южного крыла. Греки были ошеломлены. Инициатива оказалась на стороне турок, что при действиях в горах имело решающее значение. За месяц была ликвидирована вся северная группа греков, ее остатки сброшены в море.
Непосредственными политико-экономическими результатами победы ее армии явились конференции: в г. Мудании, а позже в г. Лозанне. Первая из них, 11 октября 1922 г., вновь передала Турции Восточную Фракию; Константинополь оказался также в руках турок; султан Магомет VI отрекся от престола и т. д. Эти же победы укрепили новое турецкое правительство, поддержанное на Лозаннской конференции Советским Союзом.
В результате тяжелого поражения Греции сторонники Винизелоса в армии и флоте, при поддержке населения, повторно объявили короля Константина низложенным. Чрезвычайный трибунал судил действующих министров и генералов за военную катастрофу.
Пять министров и в том числе бывший главнокомандующий Хаджи-Анестис были по приговору трибунала расстреляны.Согласно международному договору, все греки (кроме проживавших на момент 1918г в Стамбуле) должны были покинуть Турцию.p.s. Просьба модераторам не сносить пост.