Практически сразу после того, как Россия и Турция подписали соглашение по демилитаризации Идлибской зоны деэскалации, из различных источников стала появляться информация о намерении ряда террористических организаций, действующих в регионе, саботировать данные договоренности и продолжить противостояние с правительственными войсками.
Как и следовало ожидать, особым рвением в этом вопросе отличилась группировка «Хайят Тахрир аш-Шам», в ультимативной форме объявившая о неприятии российско-турецкого документа и подготовке своих элитных подразделений для ведения боевых действий против официального Дамаска. Однако если в случае с сирийской армией экстремисты пока ограничиваются словами и мероприятиями по оборудованию собственных позиций и укреплений, то в ситуации с мирными жителями, находящимися на подконтрольных территориях и ставших там, по сути, живым щитом для оккупантов, боевики не считаются вовсе, пытаясь максимально запугать и деморализовать их.
Так, в ночь на понедельник свою работу должен был продолжить пункт пропуска между населенными пунктами Тель-Султан и Абу-Духур, являющийся на сегодняшний день единственным связующим звеном с внешним миром для жителей провинции Идлиб. Ввиду того, что КПП, согласно соглашениям, функционирует последнюю неделю каждого месяца, нетрудно догадаться, что к моменту его открытия очередь из желающих покинуть единственный регион в Сирии, где еще не воцарилась мирная жизнь, достигает поистине внушительных размеров. Разумеется, исход людей, оказавшихся, фактически, заложниками террористов, не может устраивать последних, в результате чего вблизи пункта пропуска регулярно фиксируются обстрелы и теракты, призванные снизить поток желающих покинуть зону. Именно такой сценарий и был реализован накануне, когда прилегающий к КПП район подвергся массированному обстрелу незадолго до открытия перехода.
Примечателен тот факт. Что на месте обстрела были обнаружены неразорвавшиеся касетные боеприпасы, снабженные боевым элементом М85, оснащенным механизмом самоликвидации, получившим название «Шабтай». Он способен поражать бронетехнику и личный состав противника. Радиус сплошного поражения осколками в последнем случае составляет 9 метров. Данные боеприпасы были использованы вопреки подписанной Конвенции о запрещении использования кассетных боеприпасов.
Точное число жертв на данный момент не известно, однако, по свидетельствам очевидцев, в их числе преимущественно женщины и дети, составляющие основную массу желающих покинуть Идлибскую зону деэскалации.
И все-таки, основное внимание в сложившейся ситуации хочется обратить не столько на творящих бесчинства бандформирования, сколько на тех, с чьего позволения подобное в принципе имеет место быть.
Речь, безусловно, идет про Турцию, которая на протяжении всего сирийского конфликта оказывает всестороннюю поддержку ряду экстремистских группировок, в том числе вышеупомянутой «Хайят Тахрир аш-Шам», а с момента подписания Меморандума с Россией ответственна за отделение так называемой умеренной оппозиции от признанных международным сообществом террористическими организаций.
Дело в том, что трагический инцидент вблизи перехода Абу-Духур стал, фактически, документальным подтверждением неспособности и, вместе с тем, нежелания Анкары оказывать влияние на действующие в регионе радикальные силы, а также выполнять обязанности по их размежеванию. В связи с этим в ближайшее время турецкую сторону ждет своего рода экзамен: либо она продемонстрирует приверженность выполнению положений заключенного с Москвой соглашения, либо продолжит нянчиться с боевиками, которые, в свою очередь будут действовать бесконтрольно и противостоять сирийским войскам. Надо понимать, что второй сценарий перечеркнет достигнутые ранее договоренности и заставит заинтересованные стороны искать другие пути решения конфликта, что существенно затормозит разрешение кризиса.
В то же время, правительственная армия Сирии, несмотря на откровенно враждебную позицию бандформирований в Идлибской зоне, продолжает следовать нормам подписанного в Сочи соглашения и не отвечает на провокации радикалов в соответствии с решением военно-политического руководства республики. Не исключено, что подобное спокойствие Дамаск сохраняет во многом потому, что одной из сторон договора является Россия, которая не раз доказывала, что своих союзников она в беде не бросает.