Для ООН и ОБСЕ Украина из несчастной жертвы превращается в агрессора?Украине уже не удается поддерживать свой статус вечно обиженной Россией державыЖалобы на действия Киева в ООН и ОБСЕ идут массово и регулярно от представителей украинских и донецких общественных организаций.
Заседание HDIM 2018. Фото с сайта ОБСЕ
Злые языки утверждают, что в самом начале украинского майдана националистам и украинскому олигархату было поставлено следующее условие со стороны курирующих условных «вашингтонов»: совершайте госпереворот, переворачивайте всё с ног на голову, даже можете топить несогласных в крови. Но, мол, старайтесь не переваливать через планку в 10 тысяч погибших, ибо такой порядок жертв уже будет трудно скрывать и оправдывать.
Под планкой понималось общее количество погибших, признанных международными институтами типа ООН, мониторинговые миссии которых ведут постоянный учет жертв военного конфликта на Украине. Конфликта, который, по сути, изначально стал гражданской войной.
Если говорить только о пострадавших мирных жителях, «некомбатантах», то картина вырисовывается следующая. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН)
опубликовало 19 сентября «Доклад о ситуации с правами человека на Украине 16 мая - 15 августа 2018 года», в котором говорилось, что: «
с начала конфликта (14 апреля 2014 года) по 15 августа 2018 года УВКПЧ зафиксировало 2,737 погибших среди гражданского населения (1,571 мужчин, 966 женщин, 96 мальчиков, 48 девочек и 56 взрослых неизвестного пола). С учетом 298 погибших во время авиакатастрофы рейса МН17 «Малайзийских авиалиний» 17 июля 2014 года общее количество гражданских лиц, погибших из-за конфликта, составляет не менее 3,035 человек. По оценкам УВКПЧ, общее количество раненых на август 2018 года составляет от 7 до 9 тыс. человек».
Общее количество жертв УВКПЧ ООН
публиковало в декабре 2017 года в отчете: «
В общей сложности за период с 14 апреля 2014 г. по 15 ноября 2017 г. УВКПЧ зафиксировало 35 081 жертву в связи с конфликтом на Украине, включая военнослужащих Вооруженных Сил Украины, гражданских лиц и членов вооруженных групп. Эта цифра включает 10 303 убитых и 24 778 раненых».
Как видно, для ООН порог в 10 тысяч погибших был пройден уже в 2017 году. И так получилось, что где-то с этого времени изменилась и риторика международных организаций в оценках и выводах относительно военного конфликта на территории бывшей Украины.
С 10 по 21 сентября в Варшаве (Польша) проходила представительная конференция по вопросам человеческого измерения (Human Dimension Implementation Meetings, HDIM 2018), организованная Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, на которой очень пристальное внимание уделялось украинскому вопросу.
Заседание HDIM 2018. Фото с сайта ОБСЕ
С Украины на мероприятие приехали две «силы»: представители общественных организаций (ОО) и журналисты – с одной стороны, и официальная делегация – с другой. Как
отмечает портал «Украина.Ру», речи первых очень сильно раздражали вторых.
Так, например, выступления 19 сентября украинских журналистов Руслана Коцабы и Дмитрия Васильца, подвергавшихся преследованиям со стороны киевского режима, отсидевших в тюрьме по политическим обвинениям и рассказывавших о системных преследованиях СМИ на Украине, вызвали крайне нервную реакцию официальной делегации украинских чиновников и придворных правозащитников во главе с Эмине Джапаровой, которая занимает пост первого заместителя министра информационной политики Украины. Они всячески пытались дискредитировать оппозиционных экспертов и даже потребовали отменить их выступления, — хотя это всего лишь продемонстрировало шокированным европейцам, до какой степени зашкаливает сейчас нетерпимость к инакомыслию и уровень политической цензуры, давно ставшей нормой в стране «нечуваної свободи слова», как выразился президент Петр Порошенко.
На заключительном расширенном пленарном заседании, которое состоялось 21 сентября, украинская официальная делегация обвинила все ОО, выступавшие на конференции против Украины, в аффилированности с РФ, а Россию – в том, что все подобные выступления, как и выпады против Украины, направлены лишь на отвлечение внимания от «аннексии Крыма».
Естественно, Украину сразу поддержали ее «патроны» из делегаций США и Канады, причем последние еще раз обвинили Россию в ведении гибридной войны и в аннексии Крыма.
25 сентября на полях тридцать девятой Сессии Совета по правам человека ООН в Женеве «Группа информации по преступлениям против личности» (IGCP, РФ) при поддержке Российского фонда мира и постоянного представительства РФ при международных организациях в Женеве провела круглый стол по теме «Национальные меньшинства: использование родного языка и образования - законодательство и практика», где обсуждался вопрос использования языков в странах СНГ. И опять же, тема нарушения прав русскоязычного населения на Украине попала в центр внимания. И опять практика украинских властей по насильственной украинизации и дерусификации подверглась критике участников.
Координатор IGCP Максим Вилков, присутствовавший и выступавший на мероприятиях в Варшаве и Женеве, ответил на вопросы KM.RU:– Чем вообще характерны подобные мероприятия в ОБСЕ и ООН, и какую пользу из них может извлечь РФ, особенно в свете последних заявлений Трампа на дебатах в рамках 73-й Генассамблеи ООН о том, что Гаагский трибунал - незаконен и США не будут оказывать никакой поддержки Международному уголовному суду (МУС), который, как оказалось, «не имеет юрисдикции, легитимности и власти»?В первую очередь, мероприятия типа варшавского «HDIM 2018» позволяют продемонстрировать позицию гражданского общества. Обычно эти площадки активно используются странами Запада для демонстрации «единой позиции» общественных сил и для легитимации своей политики в отношении иных стран и политических систем.
Максим Вилков. Фото из соцсетиСоответственно нарушение этого «единого пространства», представление иной, например, во многом пророссийской или продонецкой позиции нарушает эту тенденцию, в результате эти площадки становятся площадками для диалога.
Позиция США по отношению к международным организациям, подобным МУС, особенно показательна. До той поры, пока прообраз МУС – международный трибунал по бывшей Югославии – послушно осуждал бывшее руководство Югославии и Сербской Краины, он был угоден США. Но как только появилась возможность того, что будут обсуждаться преступления, совершенные представителями США и поддерживаемыми ими режимами, ситуация изменилась.
Поэтому для РФ и для российского гражданского общества важно иметь как можно большую представленность на данных площадках, чтобы не дать использовать их для легитимации враждебных действий против России и ее граждан.
– Свидетельствует ли изменение риторики относительно Украины о том, что Европа может отказаться поддерживать США в выступлениях против России по украинскому вопросу?Риторика действительно изменилась. Особенно по сравнению с 2014 годом, когда европейские организации безусловно поддерживали новый режим Украины и принципиально не замечали совершаемые им преступления.
Теперь под давлением фактов международные мониторинговые миссии, как ООН, так и ОБСЕ, фиксируют все большее количество преступлений. Однако это не было бы возможно без работы российских, донецких, украинских и крымских правозащитных организаций, регулярно представляющих в международные организации массу случаев нарушения прав человека со стороны властей и добровольческих вооруженных формирований Украины.
Но надеяться, что позиция Европы кардинальным образом изменится в ближайшее время, было бы наивно. Здесь работают факторы глобальной политики, военной и экономической зависимости Европы от США.
– Какие позиции в выступлениях общественников с Украины, из Крыма и ДНР/ЛНР были наиболее резонансными на мероприятиях в Варшаве и Женеве, и как их можно было бы использовать МИДу РФ для усиления позиций России (с учетом того, что российский МИД иногда ведет себя порой довольно невнятно)?– В целом в этом году и на «HDIM 2018» в Варшаве, и на сессиях Совета по правам человека ООН в Женеве позиция общественников, представляющих международному сообществу факты нарушений прав человека правящим режимом Украины, звучала достаточно ярко.
Можно выделить и впервые прозвучавший голос украинских правозащитников, не поддерживающих официальное правительство и его действия, я имею в виду выступления и мероприятия, организованные «Успишной вартой», представителей Крыма, в частности крымско-татарского общественного телеканала «Милет».
«Группе информации по преступлениям против личности» удалось организовать выступление представителя донецкой общественной организации «Справедливая защита» Ивана Копыла по «Скайпу», что также важно, поскольку для общественников из ДНР закрыт въезд на территорию Евросоюза и их голос просто не слышен там.
Выступление представителя ОО «Справедливая защита» (ДНР) по Скайпу, 25 сентября, Женева. Фото М. Вилкова
Резонансно прозвучали темы преследования журналистов на Украине, разгула неонацистского насилия и гибели гражданского населения ДНР и ЛНР в результате обстрелов, производимых украинскими войсками в зоне вооруженного конфликта в Донбассе.
При этом я не соглашусь с оценкой деятельности МИДа РФ. В своих выступлениях российская официальная делегация также жёстко критиковала и Украину, и Европу, и США за преступления по отношению к населению Донбасса и Украины и их укрывательство.
Более того, только благодаря демаршу российской делегации стало возможным выступление крымских общественных организаций.
В вопросах прямой поддержки усилий общественников со стороны МИДа РФ есть одна, но очень важная проблема – любая открытая поддержка со стороны России, в условиях нагнетаемой антироссийской истерии, идёт во вред усилиям общественников, они сразу объявляются «российской пропагандой». Только самостоятельное представление фактов правонарушений имеет влияние на повестку международных организаций.
Поэтому единственным вариантом для общественных организаций в сфере поддержки дипломатических усилий МИДа РФ является независимое представительство в международных структурах. Саму информацию о правонарушениях вполне можно и нужно отправлять в МИД России, где ее смогут использовать для дополнительного обоснования свой позиции.
В общем, несмотря на критику "ватокатания", работа идёт, и результаты потихоньку появляются. И это правильно. МИДу - мидово, а Шойгу - шойгово.