Гражданская война в России - причины, методы, действующие лица
97,978 454
 

  AndreyK-AV ( Практикант )
13 окт 2018 09:58:34

Наткнулся на исследование, показывающие, химическое оружие в гражданскую применяли все стороны...

новая дискуссия Дискуссия  276

Наткнулся на исследование, показывающие, химическое оружие в гражданскую применяли все стороны...
  • +0.08 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
20 окт 2018 07:16:00

Э... оказалось "забыл" дать ссылку... ну ничего лучше поздно чем никогда
К вопросу об использовании химического оружия в Гражданской войне в России
Тема использования химического оружия в годы Гражданской практически не изучена. Долгое время внимание было приковано лишь к использованию газов при подавлении Тамбовского восстания. Только недавно начали появляться другие работы на этот счет, в основном, правда, содержащие пересекающиеся материалы[1]. Данная работа ставит целью как обобщить введенный в оборот материал, так и внести новый, еще неизвестный и тем самым выделить основные особенности использования химического оружия в Гражданской войне.



Во время Первой мировой отравляющие вещества (ОВ) быстро прошли развитие от кустарного применения до масштабного и опасного оружия. Основными способами химической борьбы являлись артобстрел химическими снарядами и газовые пуски. В России химснаряды производились с 1916 г. и делились на 76-мм и 152-мм гранаты (по терминологии того времени — 3-дм и 6-дм соответственно). По типу веществ они делились, как правило, на удушающие, слезоточивые (содержали смесь на основе хлора), медленно отравляющие (фосген с хлорным оловом) и скоро отравляющие (синильная кислота). Из-за слабости химической промышленности России основное производство удушающих средств сосредоточилось на частных предприятиях. В итоге большая часть произведенных снарядов были удушающими, т.е. с содержанием хлора, как правило, хлорпикрина. Значительная часть снарядов также была снабжена синильной кислотой, практически неприменимой в боевых условиях из-за быстрого рассеивания в атмосфере. Газовые баллоны /299/ делились на марки Е30 (емкостью до 30 фунтов сжиженного газа), предназначенные для кратковременных газопусков, и большие баллоны Е70 (до 70 фунтов).


Согласно докладу 10 августа 1918 г. начальника Главного артиллерийского управления (ГАУ), в Советской России имелось 270 тыс. химических снарядов в Москве и 125 тыс. в Тамбове, а на отделении Центрального склада удушающих средств в Очакове имелось примерно 57 тыс. пудов ОВ в 32 726 баллонах. Как оказалось позднее, данные не включали в себя еще ряд тыловых складов[2].

Сведений об использовании химбоеприпасов во время эскалации гражданской войны пока не имеется, хотя возможность этого совсем не исключена. По всей видимости, впервые ОВ стало проблемой для Красной Армии только с началом немецкой интервенции. Наступавшие немецкие войска, для которых это было продолжением Первой мировой войны, обладали большим техническим потенциалом, в том числе и военно-химическим. Имеются, например, сведения, что в Киеве на складе в Печерске немцы хранили баллоны с газами и химснаряды. Когда в июне 1918 г. произошел взрыв артсклада в Киеве, немцы боялись детонации газов, из-за чего ходили по городу с противогазами[3].


Сохранилось описание одного из эпизодов химатаки, произошедшего в марте 1918 г. на разъезде Злынка:


«Хорошо помню, как однажды мы покинули свою подвижную казарму в лесу и начали продвигаться вперед, рассыпавшись цепью по обе стороны железной дороги… Пройдя километра два, мы попали под артиллерийский обстрел. Огонь был редким и неточным. Немцы стреляли по заранее намеченным площадям химическими снарядами. Мы надели противогазы. Продвигаться в них стало еще труднее. Лишь немногие снаряды ложились в непосредственной близости от цепи, заставляя нас падать в снег. От разрывов поднимались клубы ядовитого темно-желтого дыма. Иногда снаряд прекращал свой пронзительный свист, не долетая до земли»[4].


...(продолжение или по ссылке или попозже)
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
29 окт 2018 19:43:42

В наличии противогазов у первых красных отрядов нет ничего неожиданного. Их производство в России было сосредоточено в основном на петроградских заводах «Респиратор» и «Противогаз», ликвидированных в 1918 г. (в связи с демобилизацией военной промышленности). Запасов вполне хватало для новой /230/ небольшой армии. При ревизии артимущества начальник ГАУ В.С. Михайлов докладывал Троцкому:

«1. Готовых противогазов имеется 587.000 шт.


в т.ч. в Москве — 350.000


в Петрограде — 150.000


в Тамбове — 87.000


2. Кроме того, имеется огромное количество противогазовых частей, в частности


в Петрограде 500.000 масок и 200.000 жестянок,


в Москве 700.000 масок и 600.000 жестянок»[5]


Причем не учитывались другие склады.


Неудивительно, что после немецкого наступления встал вопрос о возобновлении производства противогазов для снабжения гражданского населения. Вскоре запросы на противогазы начали поступать и из армии. Весь 1918 год армию регулярно снабжали противогазами. Неожиданно выяснилось, что реальная потребность в них выше плановой. В качестве примера стоит указать масштабы поставок на Восточный фронт:


— штабу и снабжению 3-й армии в августе-сентябре — 15 120 шт.


— артснабжению 5-й армии 3 сентября — 10 000 шт. 1918 г.


— артснабжению 2-й армии 30 октября — 13 200 шт.


— артснабжению 1-й армии 11 ноября 20 000 шт.[6]


Средний расход был исчислен в 30 000 шт. ежемесячно. Однако вопреки планам, за август-ноябрь 1918 г. было отпущено около 180 000 противогазов (по 45 000 в месяц), на следующие три месяца могло понадобиться еще столько же. При этом у ГАУ их оставалось только 260 000, а требования все продолжали поступать. В конце 1918 г. ГАУ поставило вопрос об организации противогазовой мастерской в Москве. В начале следующего года мастерская начала работать с выпуском в 1000 противогазов в день при расчете на 3000[7].


Такая потребность была вызвана тем, что «если будет признана только возможность газовых атак, то Армия должна быть снабжена противогазами, независимо от того, имели ли фактически место газовые атаки на каком-нибудь из фронтов»[8]. Поэтому противогазами были снабжены практически все фронты.


Но насколько эта угроза была реальной в Гражданской войне? Для этого надо рассмотреть применение газов на фронте в 1918–1919 гг. /231/

Сейчас трудно сказать, как проводилось снабжение химбоеприпасами РККА в это время — централизованных отпусков их из ГАУ в 1918 г. практически не было, но случались разные эпизодичные отправки. К тому же, насколько можно судить, войска на фронте активно использовали химснаряжение, эвакуированное в 1918 г. в тыл, в основном на Урал и в Поволжье. Видимо, именно с этим связан факт, что с Восточным фронтом связано наибольшее количество упоминаний о применении химоружия в боях Гражданской войны. Уже во время стычки 29 июня в с. Покровском выяснилось, что используемые красными снаряды начинены удушливыми газами[9]. Существуют свидетельства об использовании удушливых газов артиллерией 4-й армии под Вольском. По сводкам белых, красные стреляли химснарядами 28 августа при наступлении на с. Малый Яр и 12 сентября[10].


В белоэмигрантской мемуаристике есть любопытное описание одного из таких химобстрелов, который прошел 6 сентября 1918 г.:


«Пехота белых, пройдя станцию Привольская, продолжала цепями продвигаться в сторону города, находившегося от станции в 2–3 верстах, а наши две пушки стали на позицию недалеко от нее на большой поляне. Едва мы успели осмотреться, как около позиции и все ближе и ближе к ней начали рваться снаряды, но какие-то подозрительные. Раньше таких нам еще никогда не приходилось видеть. Не было того обычного взрыва, от которого всегда вверх летели столбы осколков и земли. Эти, ударившись о землю, лопались как-то особенно нежно и выпускали из себя довольно большой клубок желтовато-грязного дыма, который, гонимый ветром, быстро полз по земле, распространяя едкий неприятный запах. Батарея красных, стоявшая на позиции где-то вблизи города, возможно желая поздравить своего противника с блестящей победой, стреляла химическими снарядами, от которых у него не было никакой защиты. Снаряды ложились очень аккуратно, что показывало, что красные артиллеристы прекрасно видели наши пушки со своего наблюдательного пункта. Запах хлористого газа, шедший от рвавшихся снарядов, сразу привлек внимание нашего начальства и заставил его поторопиться отдать приказ орудийным номерам обоих орудий немедленно отойти от них и укрыться в довольно глубоком овраге, находившемся немного позади позиции, на которой стояли пушки. Но /232/ обстрел как-то быстро прекратился. По всей видимости, наступавшая на город наша пехота спугнула красную батарею с ее позиции, а другой она еще не успела найти»[11].


В свою очередь белые использовали газы при обороне Верхнеуральска в июне 1918 г. По дневнику Сводного дивизиона, всего за время боев под Верхнеуральском и Белорецком им было израсходовано 1232 шрапнели, 439 гранат и 684 удушливых снаряда[12]. Пожалуй, в тот период это было одно из наиболее масштабных применений химоружия.


...(продолжение или по ссылке или попозже)
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
  Полячка ( Слушатель )
29 ноя 2019 09:56:57

 Крутой источник однако.Веселый
 Статейку написал  к.и.н. Н.Заяц, но почему-то не в научном журнале, в научный наверное не приняли..
 А в конце статейки  фраза: При написании статьи использованы материалы, предоставленные А.С. Бобковым, Н.И. Шило и М.Г. Ситниковым.
     А.С.  Бобков -    После войны девятнадцатилетнего Филиппа Бобкова направляют учиться в школу СМЕРШ, и он становится кадровым чекистом — на целых сорок пять лет. Его карьера была стремительной: в тридцать лет он стал начальником отдела в центральном аппарате КГБ, который боролся с терроризмом и антисоветским подпольем. Юрий Андропов, едва возглавив КГБ, предложил ему перейти на работу в созданное 5-е управление (борьба с идеологическими диверсиями) сперва заместителем начальника, а с 1969 года начальником. Почти  семидесятилетний ветеран показал чудеса проворства и хитрости, возглавив в 1992 году аналитическое управление группы «МОСТ» Владимира Гусинского и консультируя телекомпанию НТВ. С той же способностью оставаться в тени он принял участие в олигархических войнах 90-х, в кремлевских и околокремлевских интригах. Гусинский уточнял: «Этих людей можно сравнить с высококлассными автомобилями. Они поедут туда, куда их поведут. Они — профессионалы, а не политики… Бобков — как хороший автомобиль. Куда поедет этот автомобиль, зависит от того, кто сидит за рулем»  Александр Коржаков, который в 1994-1995 боролся с «МОСТом», вспоминал: «Бобкова, кстати, угнетала работа у Гусинского. Он мне об этом сообщил и намекнул, что если бы Барсуков смог воспользоваться его опытом, он, возможно, оставил бы группу «МОСТ». Правда, в группе, опять же по признанию Филиппа Денисовича, ему платили десять тысяч долларов в месяц, а в ФСБ таких денег даже директор за год не получает»
.Даже на девятом десятке Бобков не терял способности улавливать, куда дует ветер
https://yandex.ru/tu…ipp-bobkov

 Вот  видите, Андрюша, а Вы верите  материалам  такого человека и еще и нам приносите.
  • -0.01 / 4
  • АУ
 
 
 
  AndreyK-AV ( Практикант )
30 ноя 2019 12:32:06

В научно-просветительском, если что.
Кстати, а почему Вы не заметили ссылку на близкое вас понимание?! 
Она идёт первой
Федоров Л.А. Химическое вооружение – война с собственным народом (трагический российский опыт). В 3-х т., Том 1. Долгий путь к химической войне. М.: Лесная страна, 2009. С.18-29; Бобков А.С. Тамбовское восстание: вымыслы и факты об использовании удушающих газов // Военно-исторический журнал. № 1. 2011.
Подмигивающий
И да, занятный у Вас подход, здесь вижу, здесь не вижу, а если аргументов нет, то поливать авторов, а не разбираться с сутьюПодмигивающий
  • +0.09 / 6
  • АУ