Стал известен
перечень храмов и монастырей, которые Украина согласилась передать Вселенскому патриархату. По данным источника, они были закреплены в договоре, который подписали Порошенко и Варфоломей в Стамбуле 3 ноября - вероятно, речь идет все-таки о приложении к договору (по другим данным, документ носил декларативный характер и был довольно коротким).
Отдельно оговорен вопрос Киево-Печерской и Почаевской лавры. Глава департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрей Юраш так описывал вопрос лавр: "Они в госсобственности. Такие объекты национального значения никому в собственность не передаются - нижняя часть Киево-Печерской и Почаевская лавра переданы на 50 лет в аренду УПЦ МП. Если будет понятно, что при передаче лавры в аренду существовали нарушения, это может стать основанием для пересмотра договора".
По данным источника "Вестей",
перечень храмов и монастырей, которые могут передать Константинополю, выглядит так:
- Киево-братский Богоявленский монастырь (в Киево-Могилянской академии).- Свято-Вознесенский Фроловский женский монастырь в Киеве (Киевская епархия УПЦ).- Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, с. Ново-Петровцы Киевской области.- Успенская церковь (ставропигиальная Церковь Успения Пресвятой Богородицы), Львов, под юрисдикцией УАПЦ.- Манявский скит (Манявский Кресто-Воздвиженский мужской монастырь) с. Манява, Ивано-Франковская обл, УПЦ КП.- Свято-Троицкий Корецкий ставропигиальный женский монастырь, г. Корец, Ровенская обл, РПЦ. - Спасо-Преображенский монастырь - православный мужской монастырь, г. Новгород-Северский, УПЦ.- Молченский Рождество-Богородицкий женский монастырь, г. Глухов, Сумская обл., сейчас в ведении УПЦ.- Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь в с. Сосновка Сумской области, УПЦ.- Кресто-Воздвиженский женский монастырь, г. Полтава, УПЦ. - Свято-Пантелеймоновский мужской монастырь, Одесса, УПЦ. По данным источников, вопрос передачи находится на контроле у экс-замглавы АП, советника президента Ростислава Павленко. "Он редактирует этот список с учетом интересов и пожеланий Варфоломея и его экзархов, - сообщил наш собеседник. - Чтобы выяснить ситуацию и узнать, кто колеблется, - в западные области был командирован Андрей Юраш".
С юридической точки зрения вопрос передачи храмов/монастырей Константинополю, т.е. иностранному резиденту, выглядит сомнительно. "Это противоречит Конституции, уверен, что вскоре после обнародования этой информации депутаты подадут обращение в Конституционный суд с тем, чтобы это отменить. Но государство в принципе не имеет права вмешиваться в дела церкви - запрет прямо прописан в Законе о вероисповедании, ряде конвенций и международных деклараций о правах и свободах, - сказал Ростислав Кравец, старший партнер АК "Кравец и партнеры". - С юридической точки зрения, документ о передаче чего-либо Вселенскому патриархату сейчас не стоит и бумаги, на которой написан".
В УПЦ пояснили: большинство объектов, отраженных в списке, находится в собственности государства и были переданы УПЦ в пользование. "Это Фроловский монастырь, Глинская пустынь, монастыри в Одессе. Есть и монастыри, которые находятся в собственности церкви. В любом случае, для лишения права собственности или расторжения договоров о праве пользования/аренды должны быть основания - таковым, скажем, может быть Закон №5309 (о переименовании церкви - Авт.), - сказал протоиерей Александр Бахов, глава юридического отдела УПЦ. По его предположению, механизм отторжения храмов/монастырей может быть таким: общины поставят перед фактом необходимости смены названия. Рада примет дополнительный нормативный акт, который поднимет вопрос о перезаключении договора после переименования. "Возможно, понадобится допсоглашение, которое просто не будут подписывать: скажут, что вы-де, как представители страны-агрессора, утратили право на перезаключение договора аренды", - заключил протоиерей Александр Бахов.
Реакция УПЦ на появление такого списка однозначна: храмы и монастыри отбирать нельзя. "Это просто не по-христиански. Ведь это не просто материальная собственность: это религиозные святыни, места, с которыми связана жизнь наших верующих. Многие из них возрождали святыни, многие отреклись от мира, чтобы там проводить жизнь в молитве - а любого рода информация о таких методах и решениях вызывает обеспокоенность: даже в лихие 90-е самые страшные рекетиры и бандиты не покушались на храмы и монастыри. Сегодня же уровень морали в обществе допускает возможность даже таких, крайних, мер", - сказал архиепископ Нежинский и Прилукский Климент.