Цитата: slavae от 30.12.2018 17:27:46В 90-е рассказ о том, что 4-моторные самолёты ну прям дико прожорливые и неэкономичные, зашёл хорошо.
А сейчас я думаю — тогда все мы были нищие, искали дешевле, а сейчас? Вот если меня спросят: хочешь лететь на двухмоторном или на более надёжном 4-моторном в более комфортных условиях, дороже на 20%?, — я очень сильно задумаюсь.
А насколько они дороже на самом деле, кто-нибудь в курсе?
Вообще, это миф, что 4-двигательные самолеты безопаснее 2-двигательных.
Миф зародился в те стародавние времена, когда движки были очень ненадёжными.
Многие иностранные эксперты косо смотрели на наш двухдвигательный Ту-104. Зпадные первенцы гражданской реактивной эры (Boeing 367-80 и de Havilland Comet) и были 4-двигательными в том числе и по соображениям безопасности, ведь тогда надёжность турбореактивных двигателей оставляла желать лучшего.
Но с тех пор много воды утекло. Теперь четырехдвигательные самолёты делают только в тех случаях, когда просто нет достаточно мощных движков, чтобы поставить 2 двигателя.
Если бы существовали современные двигатели с тягой 62-70 тонн, то Airbus A380 и Boeing 747-8 были бы тоже двухдвигательными.
И если бы у СССР были бы в наличии двигатели с тягой 34-35 тонн, то Ил-96 тоже изначально проектировался бы сразу двухдвигательным.
...
Можно сравнить 4-двигательные и 2-двигательные самолеты на примере Ил-96-400 и Airbus A350-900.
_________________________________________________________________
Ил-96-400:
Максимальная взлётная масса - 270 тонн
Тяга двигателей 4х 17,4 т = 69,6 тонн
Площадь крыла - 391,6 м²
Удельная нагрузка на крыло - 689,5 кг/м²
Аэродинамическое качество - 19
Тяговооруженность с 4 исправными двигателями - 0,25
Тяговооруженность с 3 исправными двигателями - 0,19
Тяговооруженность с 2 исправными двигателями -
0,13Тяговооруженность с 1 исправным двигателем - 0,06
_______________________________________________________
Airbus A350-900 (28 таких современных лайнеров заказал "Аэрофлот", поставки с 2019 по 2025):
Максимальная взлётная масса - 268 тонн
Тяга двигателей 2х 38,19 т = 76,38 тонн
Площадь крыла - 442 м²
Удельная нагрузка на крыло - 606,3 кг/м²
Аэродинамическое качество - 21
Тяговооруженность с 2 исправными двигателями - 0,284
Тяговооруженность с 1 исправным двигателем -
0,142_______________________________________________________
Получается, что если у A350 сломается 1 двигатель, то его тяговооруженность будет
лучше чем у Ил-96-400, если у того сломаются 2 двигателя.
А ещё у А350 на 14% меньше удельная нагрузка на крыло и на 11% лучше аэродинамическое качество чем у Ил-96-400.
Так что с 1 поломавшимся двигателем
лететь на двухдвигательном А350 значительно безопаснее и удобнее чем на четырехдвигательном Ил-96-400 с 2-мя поломавшимися движками.
Если же у Ил-96-400 откажут сразу 3 двигателя - это однозначно катастрофа.
В итоге, никакого преимущества по безопасности у 4-двигательного Ил-96-400 перед 2-двигательным Airbus A350-900 нет.
Скорее наоборот. Чем больше недублирующихся систем, тем выше риск отказа одной из них.
...
Если обратиться к статистике, то первые двухдвигательные широкофюзеляжные самолеты Airbus A300 были более надёжными чем четырёхдвигательные Ил-62.
У A300 - 5,7% авиакатастроф, у Ил-62 - 8,3% авиакатастроф.
А у современных Airbus A350, Airbus A330, Boeing 787 и Boeing 777 вообще практически не бывает авиакатастроф по причине отказа двигателей. Максимум - случайно собьют зенитной ракетой или столкнутся в аэропорту на рулении с другим самолётом.
Сейчас в мире эксплуатируются свыше 3900 самолётов этих четырех моделей, аварии крайне редки.
Уровень надёжности и отработанности всех систем у них высочайший. Так что можете спокойно садиться в эти и другие 2-двигательные самолёты. Суперджет тоже двухдвигательный и тоже очень надёжный.
_______________________________________________________
Теперь по поводу минусов 4-х двигательной схемы.
1. Расход топлива у четырехдвигательных самолетов на 40% больше чем у двухдвигательных.
При прочих равных чем больше двигатель (больше диаметр вентилятора), тем меньше у него удельный расход топлива.
А ещё в четырехдвигательной схеме появляются 2 дополнительные стойки крепления двигателей, повышается сопротивление и увеличивается масса.
2. Дороже обслуживание => невыгодно авиакомпаниям. Затраты на обслуживание и ремонт 4-х двигателей будут в 2 раза выше чем затраты на ремонт и обслуживание 2-х двигателей. Ремонт будет дольше, нужно больше специалистов, больше запчастей.
Авиакомпаниям придется повышать цены на билеты не на 20%, а больше.
Так что дело не в "нищете". Современные двухдвигательные лайнеры очень дорогие.
Двухдвигательный Airbus A350-1000 на 387 пассажиров стоит 366.5 млн долларов.
Для сравнения, четырехдвигательный B747-8I на 410 пассажиров - 378 млн долларов, почти столько же, сколько A350-1000.
Но на A350-1000 - уже 173 заказа, а на Boeing 747-8I - всего лишь 45 заказов. И это при том, что 747-8I совершил первый полёт на 5 лет раньше чем A350-1000 и продаётся уже давно. Но всего 45 заказов, ибо 4 двигателя.