Цитата: bughunter от 11.01.2019 11:10:07Вот все над хохлами смеются, а позиция Германии и ЕС по северному потоку звучит с оговорками "...при сохранении транзита через украинскую ГТС...". Другими словами они согласны покупать у нас газ, но мы должны поделиться с хохлами.
И если раньше позиция РФ была ".никакого транзита после 2019 года...", то теперь "..транзит возможен, если будет экономически выгодно..". И хотя конечно обещать не значит жениться, но формулировка поменялась. Так что, не все так однозначно.
С позицией РФ все понятно, скрытый смысл искать не надо.
В январе 2015 г. РФ, действительно, планировала полностью отказаться от украинского транзита [
ссылка].
При этом Газпром исходил из определенных представлений, какова будет в среднесрочной перспективе динамика добычи, потребления и, соответственно, импорта газа в Европе. Представления были такие, открываем монографию: "
Газовый рынок Европы: утраченные иллюзии и робкие надежды" / Под ред. В.А.Кулагина, Т.А.Митровой; НИУ ВШЭ-ИНЭИ РАН, Москва, 2015 – ISBN 978-5-91438-017-2 (pdf можно найти в интернете). Работа открывается таким утверждением:
ЦитатаСпрос на газ в Европе не оправдывает прежние ожидания. После 2010 г. потребление газа в Европе неуклонно снижается и по итогам 2014 г. упало до уровня 1995 г. [с. 4]
В работе рассматривалось несколько сценариев.
ЦитатаБазовый сценарий предполагает восстановление потребления газа в Европе начиная с 2015 г. после длительного и резкого падения предыдущих лет. ... российские поставки будут постепенно восстанавливаться примерно до уровня 2013 г.
ЦитатаВ низком сценарии экспорта у России практически нет потребности ни в строительстве новых мощностей, ни в использовании украинской ГТС, нехватка составляет только 5 млрд куб. м. В базовом сценарии прекращение транзита через Украину без строительства новых мощностей приведет к сокращению экспорта российского газа. При этом необходимые дополнительные мощности к 2025 г. составляют примерно 30 млрд куб. м. В высоком сценарии потребность в новых мощностях или украинском транзите возрастает до 47 млрд куб. м. Если учитывать поставки в Турцию, то потребность в дополнительных мощностях с учетом «Голубого потока» превышает 50 млрд куб. м в базовом сценарии без украинского транзита. В низком сценарии потребность в новых мощностях связана только с обеспечением Турции, а в высоком она превышает 65 млрд куб. м.
Т. е. при базовом сценарии потребность в дополнительных трубопроводах составляла 30 млрд. куб. м. Эту проблему планировалось решить двумя ветками Турецкого потока. Вот почему об отказе от украинского транзита заявили именно в январе 2015 г. одновременно с достижением соглашения с Турцией. Потом много чего было.
Но главное, изменилась коньюктура на европейском рынке газа. Вот динамика экспорта Газпрома, млрд. куб. м:
Спрос на газ восстановился уже в 2015 г. В 2018 г. он уже на 40 млрд. куб. выше уровня базового сценария (уровень 2013 года), который требовал в 2025 г. две нитки Турецкого потока. Вот почему потребовалось больше мощностей. Вот почему будет не лишним Северный поток 2 (55 млрд. куб. м). А теперь еще один нюанс - в кроме газпромовского газа в Европу в прошедшем году пришло 25 млрд. куб. м СПГ. Этот СПГ можно было бы пристроить в Азии, если найти дополнительные мощности по прокачке трубопроводного газа в Европу. Вот откуда "смена риторики" Газпрома по поводу украинского транзита и цифры в окрестностях 20-40 млрд. куб. м в год.
Если Украине повезет, и рост спроса на газ продолжится, то ей что-то перепадет, а если не продолжится, то не перепадет.