В ближайшее время в Украине будет открыт сезон охоты на активы РФ. Верховный суд Украины вынес окончательный вердикт, согласно которому компании, которые утратили в Крыму свое имущество, получат возможность в качестве обеспечения исков, поданных в различные суды (в том числе международные), арестовывать акции юр. лиц, принадлежащих российским материнским структурам.
И уже скоро олигархи и "подолигархики", созваниваясь по очередному поводу и обсуждая перипетии судебных баталий, будут заканчивать разговор словами: "удачной охоты тебе, брат".
Почему лишь "олигархи"? Дело в том, что обычные украинские граждане, потерявшие в Крыму квартиры, дома или земельные участки, практически лишены возможности активно судиться с РФ за утраченное на полуострове имущество. Минюст консолидировано послал всех "физиков" в ЕСПЧ, а Россия, в свою очередь, "послала" и сам суд, заявив, что его юрисдикция не распространяется на неё.
А нанять группу патриотически настроенной молодежи для блокировки "российского" торгового центра или "поливания кровью" российского банка простые граждане вряд ли смогут.
В качестве примера можно вспомнить кипрско-турецкий конфликт 1974 г. Лишь в 2014 г. ЕСПЧ обязал Турцию выплатить киприотам, лишившимся имущества в северной части острова, 30 млн евро, хотя сумма исков была значительно больше. Но и тогдашний министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу заявил: "Мы не станем платить эту сумму стране, которую мы не признаем".
У юр. лиц в отношении РФ несколько иная правовая позиция. Швейцарский федеральный верховный суд встал на сторону группы украинских компаний, которые инициировали международный арбитраж против России, пытаясь вернуть себе часть утраченных в Крыму активов. Решение швейцарского суда касалось двух коллективных исков, направленных группами украинских компаний в Постоянную палату третейского суда в Гааге. Они были поданы в 2015 г. В них речь шла о претензиях ПАО "Укрнафта" и ООО "Стабил" (включая группу лиц) относительно "национализации" по решению т.н. "Госсовета Крыма" сети АЗС на полуострове, проведенной уже после российской аннексии.
Дело рассматривалось в Гааге, и Россия ожидаемо отказалась участвовать в этом процессе, заявив, что юрисдикция этого суда не распространяется на предмет спора. Казалось бы, исковая технология Украины против РФ зашла в тупик: практически все международные суды в качестве исходного требования для начала рассмотрения дела по сути требуют получение согласия на участие в суде со стороны всех участников процесса. Чем, собственно, и пользовалась Россия.
Но подобный судебный пат был внезапно разблокирован: международные арбитры постановили, что могут рассматривать указанные выше дела даже без участия РФ. И в качестве основания назвали нарушение Россией Договора между Кабмином Украины и правительством РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций от 27 ноября 1998 г.
А теперь представьте, что данное международное соглашение было бы в одностороннем порядке прекращено Украиной в 2014 г. Мы собственными руками закрыли бы единственное окно возможностей для подачи исков против РФ. Что еще раз говорит о том, что выход из любых международных соглашений с россиянами должен просчитываться хотя бы на несколько шагов вперед. Международный арбитраж пришел к закономерному выводу, что РФ несет ответственность за ущерб, нанесенный украинским инвестициям в Крыму, и должна компенсировать обоснованные потери.
Свой иск Укрнафта и "Стабил" оценили в $100 млн. Параллельно, но более быстрыми темпами развивался иск группы компаний "ПриватОфис", "Эверест Истейт", "Аэробуд" и других, связанных с Игорем Коломойским, относительно компенсации утраченной в Крыму недвижимости. Сумма иска составила еще больше – $159 млн. Еще в мае международный арбитраж принял решение взыскать с РФ эти средства, а в Украине даже началось исполнительное производство в отношении российских активов в нашей стране, которое пока вылилось в арест акций ряда банков с российским капиталом.
Как бы то ни было, но в ближайшее время к $159 млн, выигранных группой украинских компаний, может добавиться еще $100 млн, из которых $50 млн сможет получить "Укрнафта".
Имея на руках решения международных судов, украинский бизнес получит инструментарий, вполне надежный, чтобы начать "кошмарить" российский в Украине. И все вроде логично, вот только даже борьба за правое дело в чреве отечественного коррупционного спрута приобретает нездоровый "синюшный оттенок".
В нашем законодательстве до сих пор нет четкого понимания, что следует считать "российским активом" в Украине.
Только лишь имущество госструктур РФ или к этому списку следует добавить еще и компании российских олигархов, входящих в санкционные списки? А может, вообще всех толстосумов из Москвы? Или вообще всех россиян? Поле для творческого подхода широкое. Хотя для Украины наиболее выгодно было бы формирование консолидированной исковой позиции в лице одного доверенного лица – Минюста, которому бы все украинские компании, утратившие активы в Крыму, передали бы право на ведение судебных разбирательств по "крымскому досье". В таком случае на момент вынесения решения в лондонском суде в отношении т.н. "долга Януковича" на $3 млрд (а решение, скорее всего, будет в пользу РФ) у нас был бы в рукаве свой "туз" в виде встречного иска на значительно большую сумму.
Но вопрос международных судов в Украине превращается либо в форму личного пиара отдельных руководителей, либо в инструмент решения частных вопросов наиболее активных бизнес-структур.
Ведь все понимают, что россияне никому ничего не заплатят и единственная возможность что-либо получить "окольными путями" – это надавить на "любимый мозоль" в виде их наиболее ценных активов в Украине. А тут кто раньше встал, того и тапки. И пока частные компании решают свои частные интересы, а Андрей Пышный "пышно" заявляет о выигранном у россиян 1 млрд по иску Ощадбанка, Минюст, извините, тихо курит в углу бамбук. Ну тут уже другое важно: спасибо, что в госкомпаниях хоть бонусы за выигрыш не начислили.