5 МАРТА 2019
Композитные материалы – легкие, сверхпрочные и термостойкие – основа современной авиации и космических технологий. В устройстве планера многих самолетов процент композитов сегодня достигает половины всех материалов. Колыбелью для большинства отечественных промышленных композитов является Обнинское научно-производственное предприятие «Технология» им. А. Г. Ромашина, входящее в Госкорпорацию Ростех. Что такое композитные материалы?Композитом считается материал, включающий две и более составляющих. При этом свойства материалов, входящих в композит, комбинируются. Сочетание разнородных веществ приводит к созданию нового материала. Использование композитов позволяет уменьшить массу изделия и улучшить его технические характеристики. Замена традиционных для авиации алюминия и титана на композиты – угле- и стеклопластики – тренд в отечественном авиастроении.
Композиты дороже металла и сложнее в производстве. Но такие плюсы, как легкость, прочность и термостойкость, с лихвой покрывают дополнительные расходы на создание композитов при серийном производстве. Кроме того, из композитных материалов можно делать цельные детали больших размеров, что особенно важно в создании космических аппаратов. Композитное производство сегодня переживает бурное развитие, и флагманом этого процесса в России является обнинское предприятие «Технология».
История «Технологии»История обнинского научного центра начинается в 1959 году. Это был год революции на Кубе, американской выставки в Москве и поездки Хрущева в США. В это «оттепельное» время в Калужской области строится новый опытно-экспериментальный завод технического стекла. Страна, первой запустившая искусственный спутник, нуждалась в новых материалах для авиации и дальнейшего освоения космоса. Уже в 1962 году выпускается первая серийная продукция. В 1977 году сотрудники будущей «Технологии» работают над остеклением и теплозащитой орбитального корабля «Буран». В 1978 году предприятие получает свое современное название.
В начале 80-х обнинские композитные материалы прошли проверку экстремальными температурами планеты Венера на космических аппаратах «Венера-15» и «Венера-16». В 1994 году предприятию был присвоен статус Государственного научного центра РФ. В 90-е годы сотрудники «Технологии» успешно решили задачу модернизации ракеты-носителя «Протон», разработав крупногабаритные композиционные конструкции головного обтекателя. Это позволило снизить массу всей конструкции на полторы тонны. «Протон» − самая мощная и самая активно используемая на данный момент российская ракета, и работа по ее совершенствованию ведется до сих пор. Вывод в космос тонны груза по стоимости сопоставим с тонной золота. Поэтому любой килограмм, сэкономленный за счет композитных материалов, так ценен.
Углепластиковые агрегаты для ракет-носителей, при минимальном весе, имеют внушительные габариты – диаметр более 4 метров и площадь более 30 квадратных метров. Большой опыт работы с композитами позволил «Технологии» запустить в производство углепластиковые обтекатели для ракет-носителей «Протон», «Рокот», «Ангара», тепловые панели для самых современных спутников, детали и блоки для военных и гражданских самолетов.
.
Продолжение
https://rostec.ru/ne…ollaydera/