По данным наших заклятых «друзей» из НАТО боеготовность ВМФ РФ достигла наивысшей с начала 1990-х годов точки, и подводные лодки - самая современная его часть. И тут они не ошибаются, подводный флот - единственная часть ВМФ, которую Россия решила сохранять на уровне, близком к советскому. По состоянию на сегодняшний день в состав ВМФ РФ входят 13 АПЛ (атомных подводных лодок), вооруженных баллистическими ракетами, 27 АПЛ с ракетно-торпедным вооружением, 19 ДЭПЛ (дизельно-электрических подводных лодок), вооруженных «Калибрами», 8 АПЛ специального назначения и 1 ДЭПЛ специального назначения. 1 июля сего года случилась авария на одной из них и только благодаря мужеству экипажа мы не потеряли ее. Как назло это опять случилось в Баренцевом море накануне очередной годовщины гибели «Курска». В принципе аварий подобного рода в мире происходит не так много. С 1945 года затонуло минимум 10 АПЛ: 3 - США, 5 - СССР, 2 - РФ. С того же времени зафиксировано более 180 ЧП, большинство из которых с американскими и советскими подлодками. 1 июля случилось очередное ЧП, которое могло закончиться потерей корабля, но экипаж ценой своих жизней отстоял его.
Это была совершенно секретная атомная подводная лодка АС-31 проекта 10831, формально приписанная к Северному флоту, к 29-й отдельной бригаде подводных лодок (место базирования - губа Оленья, административный округ Гаджиево Мурманской области), но при этом подчиняющаяся Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ, в/ч № 45707, Петергоф), которое подотчетно не командованию СФ, а напрямую министру обороны. Проще говоря, это военно-морская разведка. Не удивительно, что о людях, служащих на АС-31, известно крайне мало. Этот текст призван пролить немного света на них и их ратный подвиг.
Часть 1-ая. Лодка.Вопреки разошедшейся по инету информации пострадавший аппарат носит индекс АС-31, а не АС-12, как было озвучено ранее, но в чем разница даже специалисты разъяснить не могут. Носителем у них выступает одна и та же АПЛ специального назначения БС-136 «Оренбург» проекта 09786 (по другим данным уже не она, а АПЛ спецназначения БС-64 «Подмосковье» проекта 09787, а БС-136 «Оренбург» подлежит списанию). Кроме того, данный аппарат в сентябре 2012 года принимал участие в исследовательской экспедиции «Арктика-2012», в ходе которой осуществлял сбор грунта и образцов породы на глубине 2500-3000 метров на протяжении 20 суток. Тогда же впервые весь мир и узнал о его существовании. Именно он и добыл пробы из северной и южной частей хребта Менделеева, изучив которые специалисты пришли к выводу, что породы идентичны основанию Новосибирских островов. Это стало документальным подтверждением претензий РФ на расширение своей исключительной экономической зоны в Арктике и доказательством того, что 1,2 млн кв. км подводных территорий - естественное продолжение ее континентального шельфа. А поскольку участие в этой экспедиции приписывается обоим аппаратам, то отсюда можно сделать вывод, что это один и тот же аппарат. Другой очевидный вывод, который надо сделать, чтобы избежать кривотолков, что в данной аварии лодка-носитель задействована не была, поскольку авария произошла в исключительных территориальных водах РФ на выходе из Кольского залива, куда АС-31 (АС-12) прибыл своим ходом. Все остальное покрыто мраком под грифом «сов. секретно», в силу того, что пострадавший аппарат совершенно секретный и совершенно уникальный. Подобных аналогов ни у нас, ни в мире больше нет. Тема глубоководных станций, вообще, является одной из самых засекреченных в России, как и деятельность Главного управления глубоководных исследований Минобороны в целом.
Из открытых источников известно только, что типов глубоководных аппаратов в мире всего два - это батискаф и батисфера. Но аппарат типа АС-12 (АС-31) - это ни то, и ни другое, и в этом его уникальность. АС-12 (АС-31) – это глубоководная атомная подводная лодка (по официальной российской военно-морской классификации - атомная глубоководная станция 1 ранга проекта 10831 «Калитка»), способная погружаться на глубины до 6000 метров, ставшая дальнейшим развитием атомных глубоководных станций проектов 1910 «Кашалот» и 1851 «Палтус». Существует пока в единственном экземпляре. Все остальные аналоги, которые значатся на балансе ГУГИ, ей в подметки не годятся. Вооружения не несет, потому что на тех глубинах, где она ходит, воевать просто не с кем. Да и не для этого она предназначена, на глубине, где она может залечь, она незаметна для подводных лодок противника, зато может скрытно вести наблюдение с глубины. Конструктивно она все же ближе к батисфере. Аппарат состоит из нескольких титановых отсеков-сфер, в одном из которых изолированно находится ядерная силовая установка. Отсеки соединены между собой переходами. Шары позволяют станции выдерживать давление, которое критично для обычной лодки, сконструированной в виде вытянутого цилиндра. Благодаря этому прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах. Последовательность из семи шаров, закрытых обычным для лодки обтекаемым корпусом, и породила прозвище «Лошарик».
В оперативном режиме «Лошарик» передвигается и маневрирует, будучи жестко прикрепленным к днищу корабля-матки (mother ship) – с подводной лодкой гораздо большего водоизмещения и полностью вооруженной. Это позволяет АС-12 (АС-31) оставаться в «звуковой тени» большого судна и работать незаметно. Получается, что потенциальный противник на своих гидроакустических станциях слышит только большую лодку. А работа «Лошарика» практически не слышна. Кроме того, вооружение mother ship – это защита и для станции. Считается, что станция АС-12 снабжена собственным подчиненным судном – мини-подлодкой «Русь», у которой имеется за плечами покоренная глубина в 6180 метров. В 2015 году подобный аппарат все той же в/ч 45707 в составе экипажа гидронавтов-испытателей каперангов Боева, Кузьмичева и вице-адмирала Курганова в водах Центральной Атлантики совершил погружение на данную глубину и провел там исследования общей продолжительностью 10 часов, за что в 2016 году закрытым Указом президента РФ всем троим было присвоено звание Героев РФ. А всего за 43 года существования в/ч 45707 двадцать семь ее офицеров, не участвуя в боевых действиях, получили звания Героев Советского Союза и России. Выше концентрация Героев только в отряде космонавтов. Теперь вам понятно, чего их так боятся представители НАТО, называя передовым отрядом российский подводных диверсантов. И хотя технические характеристики АС-12 (АС-31) засекречены, но эксперты Пентагона заявляют, что это «диверсионный аппарат» для установки устройств с целью разрушения различной подводной инфраструктуры, в первую очередь кабелей связи. По их мнению, в случае глобального конфликта АС-12 может серьёзно подорвать работу интернета, разрушив магистральные кабели связи между материками. Ну, им, конечно, виднее. Нам известно только, что АС-12 (АС-31) - едва ли не самая неуязвимая и бесшумная подлодка российского флота. На определённой скорости и глубине она может быть практически неуязвимой для гидроакустических систем потенциального противника, что позволяет ей решать самые сложные задачи во всей акватории мирового океана.
Атомная глубоководная станция АС-12 спроектирована в ЦКБ «Малахит». Главный конструктор Герой России Ю. М. Коновалов. О точной дате закладки данных нет, но известно, что в августе 2003 года она была выведена со стапеля цеха № 42 «Севмаша» (Северодвинск), а на торжественной церемонии присутствовал Главком ВМФ Владимир Куроедов. Характеристики и возможности станции окутаны тайной, но достоверно известно, что она оснащена оборудованием для проведения работ на больших глубинах и обладает свойствами, которые могут быть востребованы не только министерством обороны, но и в интересах науки, океанографии и даже добычи полезных ископаемых.
Надводное водоизмещение: 1600 тонн
Подводное водоизмещение: 2100 тонн
Скорость в подводном положении: до 30 узлов
Глубина погружения (рабочая): 1000 метров
Автономность плавания: по разным данным от 3-х до 30-60 суток
Длина: 69 метров
Ширина: 7 метров
Осадка: 5,1 метра
Силовая установка: атомный реактор Э-17 с ППУ и турбозубчатым агрегатом номинальной мощностью на валу 15 тыс. л.с.
Вооружение: отсутствует
Экипаж: 25 человек (все офицеры)
По приблизительной оценке The Bell, стоимость комплекса вместе с атомной подводной лодкой-носителем может доходить до 1,5 миллиардов долларов. В СССР уже был опыт постройки титановых АПЛ. 7 апреля 1989-го другая титановая секретно-экспериментальная атомная подлодка К-278 «Комсомолец», известная до того во флоте как «золотая рыбка» из-за чудовищной стоимости и установившая до сих пор актуальный мировой рекорд погружения боевого корабля на 1027 м, затонула из-за пожара. Тогда погибло 42 моряка из 69. Сейчас она лежит на дне Норвежского моря, недалеко от острова Медвежий вместе с заглушенным реактором и парой ядерных боезарядов. Больше в мире никто титановых кораблей не строил. АС-12 (АС-31) первая удачная попытка РФ в этом направлении. Ее небольшие размеры обусловлены исключительно дороговизной используемых материалов и задачами, которые она призвана решать. Поэтому понятно, почему экипаж ни секунды не сомневался, когда принял решение ценой своих жизней спасать ее.
Часть 2-ая. Пожар.Согласно доклада Главкома ВМФ Николая Евменова, возглавившего комиссию по расследованию аварии, министру обороны Сергею Шойгу, причиной ЧП послужил пожар в аккумуляторном отсеке лодки. Экипаж выполнил свой долг до конца, борясь за живучесть корабля, ценою своих жизней спасши аппарат и оставшихся членов команды от гибели, задраивши люки и локализовав пожар в рабочих отсеках. Последнее что они успели сделать для оставшихся в живых – перевести аппарат в режим экстренного всплытия.
Причиной пожара на глубоководной станции «Лошарик» могло стать короткое замыкание в одном из распределительных щитков, что привело к возгоранию оплетки кабелей или трансформаторного масла и задымлению отсеков. Большинство гидронавтов в это время отдыхали и не успели воспользоваться ИДА (индивидуальными дыхательными аппаратами). В итоге выжила только заступившая на последнее в сутках дежурство вахта из пяти человек — они сумели локализовать распространение огня и поднять станцию. Понятно, что истинной картины нам никто не расскажет. Все изложенное выше и ниже лишь версия, но источника, близкого к отряду гидронавтов. В своем интервью изданию «КоммерсантЪ» на условиях анонимности он рассказал, что
«ЧП на АС-31 произошло в минувший понедельник около 21 часа. Станция в это время выполняла боевые задачи в полигоне Северного флота, расположенном в районе выхода из Кольского залива в Баренцево море. Моряки при этом несли службу по обычному для похода распорядку: в 19 часов по мск третья смена гидронавтов должна была ужинать, а в 20:00 на центральном посту АС-31 должна была смениться вахта: офицеры, отдежурившие 4 часа, уходят отдыхать, а их место занимает последняя в сутках смена, которой положено управлять станцией до полуночи. Таким образом, большая часть личного состава АС-31 в понедельник вечером должна была находиться в так называемом «жилом» отсеке станции, отделенном от служебных отсеков и центрального поста специальными переборками. В этот момент предположительно и произошло короткое замыкание в одном из многочисленных электрораспределительных щитов АС-31, которое и привело к пожару и задымлению отсеков. Дежурная вахта, возможно, немного запоздала с герметизацией отсека, а отдыхавшие смены – с включением в портативные дыхательные аппараты. По уставу каждый подводник обязан постоянно держать этот прибор, позволяющий продержаться в задымленном помещении около 20 минут, при себе. За это время гидронавт по замыслу производителя даже в самой сложной ситуации сумеет найти один из штуцеров стационарной дыхательной системы, подающей свежий воздух из баллонных запасов, и подключиться к нему. Однако ни той, ни другой системой моряки по какой-то причине не воспользовались. Между тем дым от горящей кабельной оплетки, по данным источника, способен вывести человека из строя буквально за секунды. «Для потери сознания в замкнутом помещении достаточно всего нескольких вдохов»,— убежден он. Таким образом, уже через несколько минут после начала задымления за живучесть лодки, очевидно, продолжала бороться только дежурная смена на центральном посту. Эти четверо офицеров и организовали подъем АС-31, что в сложившейся ситуации было сложно сделать. Гражданского специалиста, как мы уже знаем из доклада министра обороны, они вывели из горящих отсеков (это сделал капитан 2-го ранга Соловьев, после чего вернулся к своим товарищам, борющихся за живучесть корабля), а гражданский присоединился к отдыхающей смене, находящейся в жилом отсеке АС-31. Эти шестеро и выжили, и сейчас с разной степенью тяжести отравления угарными газами находятся в военном госпитале Североморска (двое в реанимации). Капитану же Соловьеву со товарищи не хватило всего каких-то минут, чтобы спастись, но они сделали, что могли и погибли, как герои. Глубина Баренцева моря в районе полигона совсем небольшая — в пределах 200 м. Однако процедура всплытия со всеми операциями занимает минут десять. Эти минуты, очевидно, и оказались роковыми для 14 получивших тяжелые отравления продуктами горения гидронавтов.
Но пока это всего лишь версия происшедшего, о точных причинах аварии можно будет говорить только после проведения необходимых следственных действий на борту пострадавшей лодки, опроса выживших участников похода, и выполнения необходимых в таких случаях экспертиз.
Сейчас, по данным «Газета.ру», атомную глубоководную станцию отбуксировали на базу в губу Ягельная, (Гаджиево). При этом по официальной информации глубоководный аппарат находится в военно-морской базе Североморск.
Продолжение про личный состав, погибший при исполнении своего долга, следует...
Окончание здесь -
https://glav.su/blog/35325/1395709/
Отредактировано: Волк. - 12 июл 2019 13:53:32