Капитан раскрыл секреты парусников "Седов" и "Крузенштерн"
новая дискуссия
Статья
261
10.12.2019.
Когда у парусника «Крузенштерн» подняты все 32 его паруса площадью 3553 «квадрата», эпитет «идет» не уместен, только — «летит» или «несется» по волнам. Размеры этого гиганта впечатляют! Длина барка — 114,5 метра, высота мачты над палубой — 55, а самый крупный его парус по размеру равен теннисному корту.Как вести в открытом океане этот огромный парусник-дом, поймать ветер в паруса, обратить во благо шторм, а также слаженно управлять командой в 225 человек, — доподлинно знает Михаил Новиков, который провел на паруснике четверть века, из них восемь лет стоял на капитанском мостике. А сейчас управляет делами как «Крузенштерна», так и другого парусника-гиганта — «Седова», уже с берега в качестве капитана-наставника и начальника управления мореплавания и практической подготовки Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.
О том, что такое парусный аврал, зачем нужно подниматься на грот-мачту, на высоту 54 метра, как на барке борются с морской болезнью, что берут с собой в дальний поход, как устраивают забортный бассейн. А также о стартовавшей уникальной кругосветной экспедиции сразу трех российских парусников — фрегата «Паллада» и барков «Крузенштерн» и «Седов», Михаил Новиков рассказал «МК».
* * *Капитан-наставник Михаил Новиков.— Почему вы решили связать свою жизнь с морем?— Я вырос у моря, в городе Балтийске, в военном гарнизоне. Отец служил в морской пехоте. Я с детства видел корабли, парады, военно-морскую форму. Поэтому однозначно хотел стать моряком. Сначала думал стать военным, но потом жизнь распорядилась так, что я пошел в гражданский вуз. Поступил в Калининградское высшее инженерное морское училище. Выбрал судоводительский факультет. Мне самому хотелось управлять судном.
После первого курса нас всех забрали в армию. Кто-то попал на два года, кто-то на три. Я служил сначала под Ригой, потом в мотострелковых войсках в Кушке, в Туркмении. Учеба растянулась на семь долгих лет. В целом то, что я ожидал от морской специальности во время плавательной практики на «Седове», на промысловых судах, то и получил. Убедился, что в море у людей проявляются лучшие черты характера, взаимовыручка, мужественность. Увидел реальные мужские отношения.
— Как попали работать на парусник?— У тех, кто хорошо учился, была возможность попасть на большие промысловые траулеры или транспортные суда. А в 1991 году в учебное заведение передали парусник «Крузенштерн». И выпускникам при распределении на наш поток выделили три места. Я очень трепетно относился к парусникам. Был одним из претендентов и с радостью воспользовался этой возможностью.
— Вспомните свой первый рейс.— Для меня это стало неким испытанием. Недалеко от побережья Германии мы ночью попали в сильный шторм, налетевшая стихия выбила несколько иллюминаторов в кают-компании, в судно хлынула вода. Погас свет, кто-то светил фонариком, слышались крики, парус оказался разорванным. В этот момент я выскочил на палубу и увидел, как судно спокойно, уверенно идет под парусами. Как настоящий властелин. А капитан с ним был единым целым. Это очень удивительное явление, когда такой огромный технический объект вместе с человеческим разумом побеждают невероятную морскую стихию.
— Наверняка найдутся те, кто спросит: а что хорошего в парусниках, когда есть современные, оснащенные мощными машинами лайнеры? Что вы ответите этим скептикам?— Мы в нашей повседневной жизни все время куда-то бежим, чего-то добиваемся, суетимся. Нам некогда задуматься о том, какие мы есть на самом деле. Плавание под парусом, особенно на таком крупнотоннажном судне, это удивительный процесс. Когда остановлен главный двигатель, наступает тишина, и ты внутри этого процесса наслаждаешься происходящим, как приложены силы, знания, как сложена команда. Ты ни на что не нажимаешь, никуда не спешишь, твой мир едет вместе с тобой.
— Сколько может длиться дальний поход?— Он может длиться по решению судовладельца достаточно долго. Раньше экспедиция того же И.Ф.Крузенштерна продолжались три года. Самое длительное в моей практике кругосветное плавание длилось 14 месяцев. Сейчас парусник «Седов» отправится в рейс, который продлится 12 месяцев, а тот же «Крузенштерн» будет находиться в море 10 месяцев. В отличие от обычного рейса, который продолжается 2–3 месяца.
— «Крузенштерн» — это учебное парусное судно?— Это учебное судно, так же как парусник «Седов» и фрегат «Паллада». Курсанты, находящиеся на борту, это исключительно гражданские лица. На паруснике они проходят свою первую плавательную практику, постигают азы, что такое вахта и каково это — долго находиться в море вдали от своих близких.
— Что такое парусный аврал?— Это авральные работы, которые требуют незамедлительного участия большей части экипажа и всех курсантов. Для совершения какого-то маневра на палубе одновременно находится порядка 150 человек. Это могут быть любые действия с парусным вооружением, как, например, поворот судна, постановка или уборка парусов. Получая команду с мостика, все, кто находится на палубе, выполняют определенные манипуляции. Действуют четко, слаженно, быстро. И порой со стороны даже сложно понять, кто именно управляет этим процессом.
— Как часто объявляются парусные авралы?— Во время регаты это довольно частое явление. В течение часа может быть объявлено несколько парусных авралов. Когда судно следует через океан, парусный аврал может случиться лишь один раз в день, а то и один раз за несколько дней.
— Курсанты, работая с парусами, буквально парят между небом и палубой, зависают порой на высоте 50 метров. А это почти 22‑этажный дом. А как быть тем, кто не может побороть в себе страх высоты?— Все работы на высоте выполняются с использованием страховки. Это современная обвязка, несколько видов страховочных карабинов. Курсанты проходят специальное обучение, сдают зачет по технике безопасности. И когда уже во время плавания поднимаются на высоту до 50 метров, чувствуют себя уверенно. Тем более что с ними рядом работают профессиональные матросы. А для тех, кто боится высоты, всегда найдутся работы на палубе. У нас нет намерения таких курсантов переломить.
— По каким поводам поднимаются на высоту 54 метра, на самую высокую точку на грот-мачте?— Когда идут под парусами в самый слабый ветер, то поднимаются на высоту порядка 50 метров и отдают паруса. Там может оказываться электрик, когда требуется поменять лампочки в системе светового маневрирования. Также на эту высоту поднимаются, если возникает необходимость частично уменьшить высоту мачты для прохода под мостами.
В этом году, например, барк «Седов», пройдя 80 миль по реке Сене, впервые ошвартовался в Руане, исторической столице Нормандии. Причем проследовал под несколькими мостами. Я принимал участие в проектировании конструкции мачты, чтобы она опускалась. Чувствуя определенную ответственность, поднимался, помогал, смотрел, все ли там правильно сделано. И испытал гордость, когда «Седов» во время лоцманской проводки прошел под Танкарвильским мостом с зазором в 70 сантиметров. Конечно, для достижения максимальной осадки были заполнены топливом или водой все цистерны и танки судна.
— Четырехмачтовый барк «Крузенштерн» был построен в 1925–1926 годах на верфи в Германии и ранее назывался «Падуя». Что осталось от того парусника?— Весь корпус родной, так же как и мачты, рангоут — общее название устройств для постановки парусов, палубы, все внутренние конструкции.
— Большой штурвал на корабле рабочий?— Большой штурвал, основной пост, который находится у рубки, выведен из эксплуатации. Но кормовое рулевое устройство действующее, как это было почти 95 лет назад. Поэтому, когда судно выходит в океанское плавание, мы ставим туда курсантов — и они имеют возможность почувствовать, как раньше моряки управляли таким судном, стоя на корме. А на паруснике «Седов» оба рулевых устройства, два больших штурвала, находятся в эксплуатации. И курсанты там постоянно несут вахту, сменяясь каждые четыре часа.
Тут надо отметить, что «Крузенштерн» и «Седов» — это современные крупнотоннажные суда, которые должны соответствовать определенным требованиям. И если судно этим требованиям не удовлетворяет, например по маневренности, скорости разворота, его просто не выпустят в море.
— Что значит «поймать ветер в паруса»?— Это когда все паруса настроены правильно. Это можно видеть по форме самих парусов, когда они ровные, расправленные, без складок. Когда они не хлопают, а, как говорят моряки, работают.
— Главное — не бороться со штормом, а уметь его обойти?— У каждого своя стратегия. Мой наставник, например, говорил, что важнее не бороться со штормом, а понять, как его можно обойти, используя все сильные его стороны. Зная характеристики развития циклона или антициклона, выбрать правильный курс и пройти максимальную дистанцию с максимальной скоростью под парусами. В этом и состоит профессионализм.
— В какой из самых сильных штормов вы попадали?— Это было в самом первом кругосветном плавании, 13 марта 1996 года. «Крузенштерн» в Тихом океане попал в серьезный 12-балльный шторм. Он продолжался несколько дней. Это было достаточно серьезным испытанием и для экипажа, и для судна.
— Как побороть страх, когда накатывают 16-метровые волны?— На судне есть капитан, есть старший помощник, которые через подобные шторма проходили. Ты смотришь на своих товарищей, которые чувствуют себя достаточно спокойно, и у тебя возникает чувство уверенности, что ты на большом судне, что ты уверен в его конструкции, уверен в мощности двигателей. И чувствуешь себя в безопасности.
— Как бороться с морской болезнью? Есть какие-то рецепты у бывалых моряков?— Сейчас существует много медицинских препаратов от укачивания. Тот, кто хочет испытать себя, может есть соленые огурцы, лимон. Кто-то пытается отвлечься, давая себе физические нагрузки на палубе. Кто-то просто сидит в средней точке судна, где меньше всего качает.
— Как часто парусники принимают участие в гонках?— Ежегодно проводятся разного масштаба гонки. В основном они связаны с проведением различных фестивалей в европейских портах. Их продолжительность — 3–4 дня. Людям важно соприкоснуться с историей, с морскими традициями. Надо показать молодому поколению, что есть такая настоящая мужская работа, такое вот отношение человека и моря. Чтобы они сохранили эту связь и традиции.
— Не ставится целью прийти первыми?— Это, безусловно, имеет место быть. Но это не гонки профессионалов-яхтсменов. Здесь на первое место выступают взаимовыручка, дружба, международный контакт. Мы встречаемся с другими экипажами, обмениваемся мнением, учимся друг у друга. Для этого и гоняются большие парусники.
— Как на наши парусники реагирует за границей?— К нашей стране вообще большой интерес. И очень многие в иностранных портах пользуются возможностью подняться на российские корабли. А самые большие очереди, на мой взгляд, выстраиваются на наши парусники.
— Было немало случаев, когда наши барки снимались с гонок, чтобы помочь попавшим в беду. Можете вспомнить один из них?— Это было в 2000 году, когда «Крузенштерн» участвовал в престижной международной регате. Судном тогда командовал Геннадий Васильевич Коломенский. Во время шторма на польской шхуне «Погория» с нижнего рея упала девушка на палубу. Поляки стали звать на помощь. А на нашем паруснике были штатный врач, фельдшер, амбулатория и даже рентген. Капитан принял решение сняться с гонки и взять на борт эту девушку. «Крузенштерн» — большой по размерам, его меньше качает в условиях шторма. Когда девушка оказалась на борту, выяснилось, что по медицинским показаниям ее необходимо эвакуировать в береговое лечебное учреждение. Поэтому было принято решение следовать обратно в Канаду. Через сутки барк подошел к месту, куда уже мог прилететь спасательный вертолет. Девушку упаковали в люльку, ее подняли на борт вертолета. А «Крузенштерн» продолжил гонку, и у капитана появилась возможность продемонстрировать свой профессионализм, готовность экипажа сражаться. Улыбнулась удача, ветер усилился, и Геннадий Васильевич выиграл эту гонку.
В моей практике тоже были случаи, когда заболевал кто-то из членов экипажа, и мы вызывали вертолет, который эвакуировал людей с палубы или со спущенной шлюпки. Для этого и существуют всякие тревоги, тренировки на судне, экипаж постоянно находится в готовности.
— Можете рассказать об одной из экстремальных ситуаций в своей практике?— Это было в начале моего капитанства. Мы участвовали в трансатлантической парусной регате. Шли с Бермудских островов к Американскому континенту. И на следующий день после старта сильный шквал сломал первую мачту на судне. Мы вынуждены были сняться с гонки. В американском порту Чатем часть сломанной мачты, которая весила около 16 тонн, демонтировали с помощью специального крана. Нештатная ситуация сплотила экипаж. Это был своего рода личностный вызов. В Калининград «Крузенштерн» вернулся с половиной одной мачты, где наши судостроители ее успешно восстановили.
— Что с собой берут в дальний поход?— По-разному — кто-то подушку, кто-то любимую чашку, кто-то книжку. У каждого есть свой маленький «якорек». Но гораздо важнее то, по какой причине мы выходим в море. Чтобы вновь и вновь испытать чувство единения со стихией, уникальное ощущение от возвращения домой, потому что для любого мужчины в любом возрасте важно быть неким победителем, демонстрировать силу характера. Ведь самая важная победа — это победа над собой. И море — это как раз та стихия, которая может дать эти ощущения.
— Можно ли взять с собой в поход домашнего питомца?— Это случается, но редко, потому что в иностранных портах ко всем животным, в том числе и к домашним, предъявляются достаточно серьезные требования, в частности по прививкам. В первом кругосветном плавании «Крузенштерна» в 1995 году на борту была собака. Ей были сделаны все необходимые прививки. Но в каких-то портах ей разрешали прогуляться по земле, а где-то запрещали спускаться на берег.
— Говорят, что вы устраиваете для курсантов в открытом море из паруса некий забортный бассейн.— Это происходит не так часто, потому что это достаточно затратная, долгая процедура. Необходимо, чтобы была штилевая погода. Закрепляем определенным образом один из самых больших парусов, он поддерживается на реях с помощью снастей и опускается в воду. Даем возможность курсантам поочередно, человек по 20, поплавать. В таком забортном бассейне есть возможность контролировать ребят на случай, если что-то пойдет не так. Подобные купания устраиваем, чтобы поднять настроение и моральный дух экипажа.
— К еде на корабле особое отношение?— У нас 4-разовое питание. На судне — один шеф-повар, два сменных повара и повар-пекарь. Кормят достаточно вкусно, калорийно. Аппетит у экипажа хороший. Очень многие большую часть времени проводят на открытом воздухе. В море покачивает. Еда — это определенный плюс к настроению, ей уделяется большое значение. Бывает, когда весь экипаж с курсантами готовит своими руками пельмени. Это массовое мероприятие всегда приносит много положительных эмоций кроме вкусности.
— Расскажите о предстоящей кругосветке «Паруса мира».— Уникальность этой экспедиции заключается в том, что впервые в истории все три парусника Росрыболовства, барки «Крузенштерн», «Седов», а также фрегат «Паллада», одновременно задействованы в одной большой экспедиции. Плавание приурочено к 200-летию открытия Антарктиды русскими мореплавателями, а также к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Маршрут экспедиции частично повторяет плавание экспедиции Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Ибо «Седов» и «Крузенштерн», как отмечают ветераны, — это военные трофеи, которыми страна в нынешнее время может гордиться. И отрадно, что их удалось сохранить.
Это яркое историческое событие, большой государственный проект. Впервые три парусника встретятся в ближайшей точке к Антарктиде. Это произойдет в феврале 2020 года в 300 милях от островов Южная Георгия в Атлантике. Там же пройдет 200-мильная регата.
Я, как капитан, принимал участие в разработке маршрута, учитывал направления преобладающих ветров, течений, помогал набирать экипажи. По ходу кругосветки буду заниматься оперативным управлением, в частности в каких портах можно заправиться топливом и пополнять продуктовые запасы.
— У вас есть какое-то сухопутное хобби?— Времени свободного у меня очень мало, и я предпочитаю проводить его где-нибудь в саду.
https://www.mk.ru/so…ZenSpecial