Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) — это специализированная выделенная железнодорожная линия, обеспечивающая движение поездов со скоростью свыше 250 км/ч. В рамках реализации Программы организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в Российской Федерации до 2030 года предусмотрена реализация 20-ти проектов, что позволит организовать более 50 скоростных маршрутов общей протяженностью более 7 тыс. км. Главные перспективные проекты ВСМ в России это линии Москва — Казань — Екатеринбург с подключением Уфы и Челябинска, Москва — Санкт-Петербург и Москва — Сочи.
Цель Программы — ускорение темпов экономического роста и повышение качества жизни населения России за счет создания сети скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, обеспечивающего оптимальное для пассажиров соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда. В Программе делается акцент на проектах создания новых выделенных высокоскоростных линий, либо реконструкцию существующих путей, обеспечивающих маршрутных скоростей более 100 км/ч. ВСМ также называют региональным метро, потому что благодаря скорости, высокому такту движения и доступности вокзалов и станций он связывает регионы и делает доступными междугородние поездки, в том числе ежедневные. Строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей стимулирует экономическое развитие — каждый рубль, вложенный в ВСМ, дает 1,43 рубля вложений в другие отрасли промышленности.
Этапы реализации
В России сложились уникальные предпосылки для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения. Со дня запуска в 2009 году поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом ими перевезено более 16 млн. человек. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года услугой воспользовались на 40% пассажиров больше, и спрос на высокую скорость передвижения продолжает оставаться неудовлетворенным.
При разработке Программы был использован подход, который позволяет минимизировать государственные инвестиции в проекты. Затраты, которые все же потребуются, будут перенесены на период эксплуатации проекта, когда бюджетные эффекты превышают бюджетные затраты. Суммарно, прирост доходов консолидированного бюджета Российской Федерации от реализации программы оценивается в 7,8 трлн. рублей в ценах 2015 года.
Программа разбита на три этапа. Первый этап (2015-2020 гг.) предполагает проектирование и реализацию первых линий высокоскоростных магистралей, наиболее эффективных для государства и прочих участников проектов.
1 ЭТАП 2015 — 2020 гг.
| - ВСМ Москва — Казань
- ВСМ Москва — Тула (как 1 этап ВСМ-3 Москва-Адлер)
- СМ Тула — Орел — Белгород (модернизация существующей инфраструктуры)
- ВСМ Екатеринбург — Челябинск
- СМ Екатеринбург — Нижний Тагил (модернизация существующей инфраструктуры)
|
Ключевым проектом первого этапа станет строительство ВСМ Москва — Нижний Новгород — Казань, который в настоящее время находится в стадии проектирования. Параллельно с этим, запланировано начать реализацию и других масштабных проектов развития ВСМ, в частности строительство первого участка ВСМ 3 (Центр — Юг) от Москвы до Тулы. Помимо создания высокоскоростной связи между Москвой и Тулой, она существенно ускорит сообщение с Орлом, Курском и Белгородом.
На территории Уральского полигона планируется реализация проекта строительства ВСМ Екатеринбург — Челябинск. Магистраль свяжет высокоскоростным железнодорожным полотном два крупнейших и достаточно близко расположенных друг к другу города Урала. В настоящее время их соединяет железная дорога со сложным профилем и низкой скоростью. Также на территории Уральского полигона предлагается модернизировать существующую железнодорожную линию Екатеринбург — Нижний Тагил. На территории Сибирского полигона планируется запуск скоростного сообщения на участке Новосибирск — Барнаул.
2 ЭТАП 2020 — 2025 гг.
| - ВСМ Казань — Елабуга
- ВСМ Тула — Воронеж
- СМ Москва — Ярославль (строительство новых участков и модернизация существующей инфраструктуры)
- СМ Екатеринбург — Тюмень
- СМ Новосибирск — Кемерово, Юрга — Томск и Кемерово — Новокузнецк (строительство новых участков и модернизация существующей инфраструктуры)
|
На втором этапе предлагается значительное расширение сети ВСМ и скоростного сообщения. В период с 2020 по 2025 год планируется реализовать 9 проектов:
- Продление ВСМ-2 от Казани до станции Елабуга, в зоне влияния которой находятся крупные города — Набережные Челны и Нижнекамск.
- Продление ВСМ Центр — Юг от Тулы до Воронежа, а также строительство участок от Ростова-на-Дону до Адлера.
- Организация на территории Центрального полигона скоростного сообщения на маршруте Москва — Ярославль. Это потребует строительства нового скоростного пути на участке от Пушкино до Ярославля, и запуска скоростной линии в существующем профиле за счет модернизации инфраструктуры на участке Москва — Красное. Также на территории Центрального полигона предлагается построить скоростную двухпутную магистраль в новом профиле от Владимира до Иваново.
- Запроектировать и построить на территории Уральского полигона скоростную магистраль Екатеринбург — Тюмень.
- Организовать на территории Сибирского полигона скоростное движение на участках Новосибирск — Кемерово, Юрга — Томск и Кемерово — Новокузнецк. Здесь предполагается и строительство путей в новом профиле, и модернизация существующей инфраструктуры.
3 ЭТАП 2025 — 2030 гг.
| - ВСМ Елабуга — Екатеринбург
- ВСМ Воронеж — Ростов-на-Дону
- ВСМ-2 Чебоксары — Самара
- СМ Екатеринбург — Тюмень
- СМ Севастополь — курорты черного моря
|
В период до 2030 будет завершено формирование опорного каркаса сети:
- Крупнейшим проектом на данном этапе станет ВСМ Москва — Екатеринбург. ВСМ-2 будет продлена от Елабуги до Екатеринбурга.
- Строительство участка Воронеж — Ростов-на-Дону, позволит соединить ранее построенные участи ВСМ-3 Центр — Юг в единую магистраль.
- Крупным проектом станет строительство высокоскоростной ветки от ВСМ-2 Чебоксары — Самара, что позволит связать такие крупные города, как Ульяновск, Самара и Тольятти с опорным каркасом ВСМ.
- Отдельный проект позволит связать скоростным железнодорожным сообщением Ставрополь и курорты черноморского побережья.
Устранение узких мест
Реализация проектов скоростного и высокоскоростного движения внесет весомый вклад в устранение «узких мест» транспортной системы России за счёт переключения части пассажиропотока в дальнем следовании с существующих линий на высокоскоростные. Такой перенос освободит занятые линии для перевозки грузов. Кроме того, это снимет ряд ограничений экономического роста за счет увеличения бюджетных доходов и валового регионального продукта, развития машиностроения, туризма и других отраслей экономики.
Реализация проектов ВСМ создаст основу динамичного роста экономики. Такие проекты, наряду с собственной эффективностью, выступают катализатором развития отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, развития регионов.