Хоть тушкой, хоть чучелом, хоть сбитым иранцами Боингом - но Украине вновь удалось пробраться в топы новостей мировой политики. И теперь президент Володымир общается с лидерами ведущих мировых держав, чё-то там якобы решает, важно кивая головенкой (чё ты решаешь, убогий, ты просто соглашаешься со всем, что тебе приказывают делать старшие!), а в Куеве уже начинают разбуваться, чтобы посчитать все ништяки, которые они собираются содрать с Ирана (ага, счасз...иранцы аж повизгивают от нетерпения)
Тем временем - Россия медленно но поступательно сокращает транзит газа через Украину (
). Правда, заплатить придется за весь запланированный объем, но.... Париж стоит мессы, наших западных пи.. партнеров пора приучать к тому, что полное прекращение транзита газа через укроГТС - это только вопрос времени
ЦитатаУкраинская ГТС плавно перешла в режим мягкой "эвтаназии", и никто ее спасать уже не будет
Из открытых источников
Алексей Кущ
экономист
11:59 10.01.2020
Пока украинские политики, как прошлые, так и нынешние, грели пятыми точками мокрый песок, кто в Омане, кто на Сейшелах, кто немного севернее, другие лидеры выстраивали новые стратегические конструкты и буквально
"сливали" в трубу наш транзитный потенциал как страны-хаба, способной зарабатывать до 15% ВВП на логистической марже, но упорно раздаривающей и разбазаривающей сей потенциал в пользу более расторопных соседей.
Речь идет о
торжественном "открытии" "Турецкого потока", по которому в обход Украины пойдет российский газ, точнее уже пошел. На торжествах присутствовали президент РФ Владимир Путин, лидеры Сербии, Болгарии. Последний вообще выглядел печально, на нем буквально не было лица.
Поглядывая на турецкого президента Эрдогана, он мысленно думал: "На его месте должен был быть я". И болгар можно понять. Вся эта история с южным, черноморским обходным маршрутом началась еще до 2014 года, и планируемый "Южный поток" должен был пройти по дну Черного моря именно в Болгарию. Но произошла аннексия Крыма, война на Донбассе, и Европа решила продемонстрировать Украине акт солидарности в виде заморозки данного проекта. Болгария скрепя зубы отказалась стать южноевропейским газовым хабом, и ее место благополучно заняла Турция, а "Южный поток" плавно трансформировался в "Турецкий". Наши власти долгое время вели безуспешную борьбу с "Северным потоком-2", не замечая (или делая вид, что не замечают) примерно такую же транзитную угрозу на юге. Эрдоган весьма элегантно обменял религиозную тему, которой была озабочена украинская власть, на более насущный для его нации "земной хлеб" в виде статуса страны-хаба и сопутствующих выгод в виде диверсификации энергетических рисков и существенных транзитных доходов.
То есть в Стамбуле был вбит очередной гвоздь в крышку гроба, в котором покоятся останки транзитного потенциала нашей страны. Новый газопровод обладает проектной мощностью в размере 31,5 млрд куб. м в год и состоит из двух ниток: первой проектной мощностью в 15,75 млрд куб. м, которая предназначена для снабжения газом самой Турции, и второй с такими же параметрами пропускной мощности для поставок газа в страны Южной и Юго-Восточной Европы, в частности в Грецию, Болгарию и на Балканы. В последующие годы по данному маршруту энергоноситель пойдет также в Венгрию и Словакию.
Турецкий президент Эрдоган уже заявил, что его страна в ближайшее время превратится в новый газовый хаб для Южной Европы. Турция потребляет ежегодно примерно 50-55 млрд куб. м газа с перспективой роста до 60 млрд и занимает четвертое место в Европе по энергопотреблению. Часть существующего дефицита в энергетическом балансе и закроет строящийся "Турецкий поток" с плановой мощностью в более чем 30 млрд куб. м. Это вдобавок к "Голубому потоку" (16 млрд куб. м). Турция тщательно следит за диверсификацией энергетических рисков, именно поэтому удельный вес трубного газа в импортных поставках снижается, а СПГ, напротив, растет, и доля РФ в общих поставках колеблется в пределах 50% (+/-). В ближайшее время турецкая экономика и население будут потреблять до 30 млрд куб. м российского природного газа. Таким образом, в энергетическом балансе у турок уже в 2020 году появится транзитный профицит в размере до 15-20 млрд куб. м.
И это без учета перспектив запуска нового каспийского газового маршрута, так называемого Южного газового коридора с азербайджанского месторождения Шах-Дениз. После завершения строительства южноевропейского газопровода TANAP страны ЕС смогут получать дополнительно 10 млрд куб. м каспийского газа.
В этом контексте удивляет участие нашей делегации в 2018 году в торжествах по случаю открытия первого этапа TANAP. Для Турции это еще один шаг к построению своего транснационального газового хаба и дополнительный источник "снятия" транзитной маржи, для Азербайджана – новые рынки сбыта, для балканских стран – альтернативные направления поставок энергоносителей. Диверсификация, одним словом. А что принесет этот проект нашей стране? Или мы настолько наивны, что думаем, что в этой трубе что-то останется для нас после "забора" в Румынии, Болгарии, Сербии, Греции, Италии. Даже с учетом перспективы расширения пропускной способности этого альтернативного направления до 30 млрд куб. м все его объемы уже расписаны между европейскими странами, и Украины в этом списке нет. Единственное, на что уповаем, – это на сокращение потребления газа в ЕС и на теплые зимы. В сухом остатке – открытие южных транзитных маршрутов ("Турецкий поток" + TANAP) приведет к потере транзитной выручки украинской ГТС в размере от 300 млн до 1 млрд долл. в год. В этом контексте "радость" наших чиновников по случаю запуска TANAP напоминает "безумное" гуляние и "разрыв баяна" на собственных похоронах.
Хотя здесь все закономерно. Если русские и европейцы ищут в Турции возможности для дополнительного заработка или хеджирования энергетических рисков своих стран, мы пока заняты доказыванием механической схемы вытягивания себя за косичку из болота в стиле барона Мюнхгаузена, то есть обоснованием "выгодности" транзита по нашей ГТС в объеме 40 млрд куб. м вместо 95-100 млрд в год по "методу маржинальных затрат". Как это и проделывают на недавних "прессухах" топ-менеджеры "Нафтогаза".
Ключевая проблема здесь заключена в том, что наши чиновники делают вид, что не понимают лежащую на поверхности логистическую стратагему: любой транзитный коридор для нас – это потеря транзитной маржи и снижение логистического потенциала. В денежном эквиваленте – минус миллиарды долларов, получаемых за транзит газа или несколько процентов ВВП. И здесь не важно, откуда идет газ в обход Украины – из РФ или Азербайджана. Если точки входа в ГТС Европы находятся в другой стране, это очередной минус в нашу транзитную карму.
Что касается газовых хабов, то сейчас идет процесс их создания в Польше (для Центральной Европы) и в Турции (для Южной Европы). А роль Украины постепенно низвелась с основного транзитного маршрута к вспомогательному. С соответствующим падением размера логистической ренты, которую могло получать государство за выполнение "хабовых" функций и транзита.
В свое время в Украине было несколько аргументов, которые превращали ее из объекта геополитических манипуляций в серьезного игрока на мировой шахматной доске. Это ракетный стратегический щит, ядерное оружие и газотранспортная система. Последняя особенно волновала США, которые неоднократно пытались навязать европейцам свою санкционную политику в отношении СССР и заблокировать строительство газопровода Уренгой - Помары - Ужгород, а также нефтепровода "Дружба". Как заявил некогда американский сенатор Кеннет Китинг: "Хрущев не раз угрожал закопать нас. Сегодня все более очевидно, что он также хотел бы утопить нас в океане нефти, если мы позволим ему это". С тех пор прошло много лет, и Украина вроде бы стала стратегическим союзником США. Но что произошло с нашими стратегическими аргументами в виде "мирных доводов королей"? Никто так и не смог обменять стратегический ракетный щит и ядерное оружие на инвестиции и торговые преференции, которые обеспечили бы безбедное будущее не одному поколению украинцев. А отечественная ГТС плавно перешла в режим мягкой "эвтаназии". Ее пока не выкапывают на металлолом как стратегический нефтепровод в Закарпатье или трубы оросительных систем на юге страны. Но это не наши заслуги, а, скорее, недоработки "внешнего управления". Как говорится, не все сразу.
В конце декабря 2019 укры вовсю вопили о планах привлечь 330 млн эуров от Европейского банка реконструкции и развития, 330 млн эуро от Европейского инвестиционного банка и 300 млн эуров от Нафтогаза в 2020 для начала модернизации укроГТС
Россия ясно дала понять - ну, хорошо, нас прижали в декабре 2019, пять лет укры еще протащатся, но труба рано или позно станет пустой и никому не нужной