ВМФ/ВМС
17,956,984 45,719
 

  Внимательный ( Слушатель )
29 фев 2020 05:14:28

Когда 12 цилиндров мало, а 56 в самый раз. Двигатели серии М-500.

новая дискуссия Статья  929

После Второй мировой войны перед ОКБ-500 (Опытно-конструкторское бюро 500) в Тушино была поставлена задача построить двигатель М-224. М-224 должен был стать копией немецкого дизельного авиадвигателя Jumo 224( 2-х тактный дизель, со встречно-движущимися поршнями и 4-мя коленвалами) . Но руководитель ОКБ-500 Яковлев В. М. смог убедить руководство закрыть тему М-224 и сосредоточить все силы на другом двигателе - М-501, как более перспективном. Яковлев и его команда начали проектирование м-501 в 1946 году.



Jumo 224
М-501 — авиационный звездообразный дизельный двигатель водяного охлаждения с турбонаддувом, семиблочная звезда по шесть цилиндров в ряд. Турбокомпрессор с реактивным соплом, помимо наддува в цилиндры, давал прирост мощности двигателя за счёт реактивной тяги 205 кгс. 42-цилиндровый двигатель имел рядную радиальную конфигурацию, состоящую из семи цилиндровых блоков, расположенных вокруг алюминиевого картера. Картер состоял из семи секций, скрепленных болтами: передняя секция, пять промежуточных секций и задняя вспомогательная секция. Коленчатый вал имел шесть «колен» для крепления шатунов и поддерживался в картере семью коренными подшипниками роликового типа.Каждый блок цилиндров состоял из шести цилиндров и крепился к картеру с помощью шпилек. Стальные гильзы цилиндров были запрессованы в алюминиевый блок цилиндров. Каждый цилиндр имел два впускных и два выпускных клапана, приводимых в действие через роликовые каромысла одним верхним распределительным валом.
Распределительный вал для каждого блока цилиндров приводился в движение через конические шестерни вертикальным валом в задней части блока. Все вертикальные валы приводились в движение коленчатым валом. Поршни в каждой секции соединялись с коленвалом одним главным шатуном и шестью прицепными шатунами. М-501 имел диаметр целиндра160 мм и ход поршня 170 мм , объём 143,6 л и мощность 4750 л. с. без турбонаддува, турбонаддувом 6205 л. с. Масса двигателя2950 кг без турбонагнетателя и 3400 кг с турбонагнетателем. Программа была отменена в 1953 году, так как реактивные и турбовинтовые двигатели были лучшим решением для тяжёлых самолетов, а огромные поршневые авиадвигатели оказались непрактичными. М-501 предназначался для четырехмоторных самолетов Ту-487 и Ил-26, а также для шестимоторного Ту-489. Ни один из этих дальних стратегических бомбардировщиков не продвинулся дальше стадии проектирования.
Отсутствие авиационного применения не остановило двигатель М-501. Морской вариант был разработан и получил обозначение М-501М. Морская версия двигателя обладала теми же основными характеристиками, что и авиадвигатель, но отливка картера была выполнена из стали, а не из алюминия. М-501М был оснащен системой отбора мощности, реверсивной муфтой и выпускными коллекторами с водяными рубашками.
Дальнейшим развитием стал М-503, он сохранила базовую конфигурацию М-501. Двигатель имеет сложную систему турбонаддува с компрессорным колесом, соединенным с коленвалом через три гидравлические муфты. Колесо компрессора имеет общий вал с выхлопной турбиной. При низких оборотах выхлопные газы имеют слишком мало энергии для питания турбины, поэтому компрессор приводился в действие коленвалом. При высоких оборотах, уже турбина приводит компрессор в действие и создаёт давление наддува 1.15 кг/см2. Избыточная мощность отдаётся обратно в двигатель через муфты, соединяющие компрессор с коленвалом.
1 из 2



М-503

Диаметр цилиндра и ход поршня М-503 такой же, как и у М-501. Степень сжатия составляет 13 к 1. Максимальная мощность M-503 3 943 л. с. при 2200 об / мин, а максимальная непрерывная мощность 3 252 л. с. при тех же оборотах, сухой вес 5450 кг. У М-503 время между капитальными ремонтами от 1500 до 3000 часов.
Для дальнейшего увеличения мощности была создана новая модификация двигателя – М-504, по сути к М503 добавили ещё две секции, в результате чего количество цилиндров составило 56. Двигатель также получил переработанную комбинированную систему турбонаддува, впускной и выпускной коллекторы также были изменены, и каждый впускной коллектор получил промежуточный охладитель воздуха. На полной мощности турбонагнетатель создаёт давление в 1.42 кг/см2 . Двигатель M-504 с рабочим объемом 191,4 развивает максимальную мощность 5 163 л. с. (3,850 кВт) при 2000 об / мин и максимальную непрерывную мощность 4 928 л. с. (3,675 кВт) при 2000 об / мин. Двигатель имеет длину 4,40 м, диаметр 1,67 м и вес 7,250 кг, расход топлива 224 г / кВт / ч и время между капитальными ремонтами 4000 часов.



М-504
Самым мощным мотором с 56-ю цилиндрами, стал М-517, который развивает 6370 л. с. (4750 кВт) при 2000 об / мин. В остальном характеристики M-517 те же, что и у M-504, за исключением расхода топлива и времени между капитальными ремонтами, которые составили 230 г / кВт / ч и 2500 часов.
Также был разработан ещё один двигатель, в котором соединили две секции по 56 цилиндров, с отбором мощности между ними, в результате получился агрегат с 112-ю цилиндрами, он получил индекс М-507. М-507 развивает максимальную мощность 10 453 л. с. (7 795 кВт) при 2000 об / мин и максимальную непрерывную мощность 9 863 л. с. (7 355 кВт) при тех же оборотах. Двигатель имеет длину 7 м, массу 17,100 кг, расход топлива 230 г / кВт / ч и время между капитальными ремонтами 3500 часов .
1 из 2



М-507

Сегодня ПАО "Звезда" продолжает выпускать, ремонтировать и развивать линейку рядных радиальных двигателей серии М-500 (ЧН16/17), а также других двигателей морского и промышленного назначения.
1 из 3




Современные версии двигателей М-500

Один очень интересный факт, эти двигатели, правда сильно модифицированные, применяются на соревнованиях очень популярных на западе, в так называемом трактор-пуллинге, это когда «трактористы» тягают за собой груза на расстояние и время. Одним из таких примеров может послужить немецкий «трактор» Dragon Fire, где используется сильно модифицированный двигатель M-503. Этот двигатель был переделан для работы с искровым зажиганием, а топливом служит метанол. Каждый цилиндр имеет три свечи зажигания в специально изготовленных головках цилиндров, также используется модифицированный нагнетатель без турбины. Двигатель Dragon Fire выдает около 10 000 л. с. (7466 кВт) при 2500 оборотах в минуту и весит 3200 кг.







https://zen.yandex.r…mpaign=dbr

  • +0.41 / 16
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!