Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,692,159 18,936
 

  Владимиров Владимир ( Слушатель )
16 июл 2020 20:11:12

Испытан электродвигатель, работающий на принципе высокотемпературной сверхпроводимости.

новая дискуссия Новость  585

В России испытали электродвигатель на основе технологий сверхпроводимости


Это прорыв.
Интересно, а на наземный транспорт можно будет устанавливать?
Использовать в других устройствах, где электродвигатели применяются.
Отредактировано: Владимиров Владимир - 16 июл 2020 20:16:02
  • +0.03 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (23)
 
 
  Luddit ( Слушатель )
16 июл 2020 21:15:22

Сильно подозреваю, что взят прицел на использование для охлаждения сверхпроводников сжиженного метана, который после испарения будет сгорать в ДВС/турбине, питая генератор.
То есть всё упрётся в инфраструктуру по заправке СПГ. Для ограниченного числа аэропортов это сделать проще, чем для наземного транспорта, который может остановиться где угодно. И уж себе в гараж вы вряд ли такую арбу поставите.
  • +0.09 / 4
  • АУ
 
 
  Владимиров Владимир ( Слушатель )
16 июл 2020 22:57:16

Так на стационарных электродвигателях это же не вопрос.
Можно газ подвести трубой или привезти в баллонах.
Кстати, на ТЭЦ ведь много электродвигателей и мощные есть, вот там как раз и можно эти электродвигатели метаном и охлаждать, а уже потом сжигать в топке..
  • -0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
16 июл 2020 23:10:29

Вам нужен газ, температура кипения которого обеспечивает работоспособность сверхпроводников. Пропан из баллонов сейчас не подходит, нет таких сверхпроводников. Метан подходит, но "из трубы" требует сжижения, то есть охлаждения до конкретного такого минуса.
И заодно - предосторожностей при хранении. Пропан ("из баллонов") - всегда тяжелее воздуха, и его поведение при утечке предсказуемо.
Газообразный метан ("из трубы") легче воздуха и тоже предсказуем. А вот жидкий метан будет течь вниз, и испаряясь, уходить вверх, очень эффективно и не очень предсказуемо перемешиваясь с воздухом. 
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  Владимиров Владимир ( Слушатель )
17 июл 2020 15:23:44





А вдруг уже появились материалы, в которых сверхпроводимость наличествует уже при температуре выше 0 Цельсия? Да и на высоте полёта за бортом по минус 50.
Так тут то и весь смак в том, что, вероятно, там использованы проводники у которых сверхпроводимость не при минус 273 или минус 190 Цельсия наблюдается, а как я предположил проводники со сверхпроводимостью при температуре выше 0 Цельсия.
В информации о температуре при которой у них сверхпроводимость возникает   ничего не сказано, не сказано и о составе материала  самих сверхпроводников.
Ну а мне за это минусов наставили.
Мечту на корню убивают.
  • -0.10 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  rommel.lst ( Слушатель )
17 июл 2020 15:56:57

А вдруг появились маги, которые научат каждого летать?  Веселый Мечту лучше не доставать из широких штанин..
  • +0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  polpol ( Слушатель )
17 июл 2020 22:59:38

Вообще то о таких вещах не заявляют в открытую. Разработки ведутся в тайне.
Вот есть проект генерации электроэнергии в Сахаре используя солнечные панели, но от его осуществления отказались, т.к. не понятно как электроэнергию транспортировать в Европу потребителям.
ЛЭП всю выгоду из-за потерь нивелирует.

Поэтому тот кто получит сверхпроводимые материалы, которые можно использовать для передачи электроэнергии при положительной температуре без потерь, тот и будет в выигрыше.


Кто рассказывает о двигателе на"Буревестнике", какой он, на каких принципах работает? И почему эта ракета может находится в полёте неограниченно долгое время?
Никто ничего не знает достоверно, только слухи и домыслы.
Так и со сверхпроводимостью.
Информация об испытаниях электродвигателя со сверхпроводимой обмоткой ведь никаких данных больше не содержит.
Вот и гадай тогда как там всё устроено.
  • -0.12 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  slavae ( Слушатель )
17 июл 2020 23:21:11

Я уже писал, что однажды на Хабре в комментах читал сообщение сотрудника фирмы, который писал, что у них можно купить даже метр сверхпроводника, для устройства самодеятельных опытов, типа сверхпроводящей левитации. Они не прячут устройство своих шин. Гадать не надо.
  • +0.04 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
17 июл 2020 23:40:27

Отказались так как кончились деньги на дотации (попил, говоря по простому).
А то что в проекте было слово табу ("песок") как бы и не секрет. Ведь песок и Сахара... никак не могут быть в одном месте.
  • +0.05 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  polpol ( Слушатель )
18 июл 2020 18:08:16

Если дотации перестали давать то стало понятно, что экономическая выгода от солнечной генерации электроэнергии в Сахаре полностью съедается на транспортировке в Европу.
А в этом случае электроэнергию надо продавать дороже, чем сгенерированную при использовании углеводородов.
Поэтому деньги и кончились.
И потом. Там не дотации основную роль играли на строительство. Это мелочи.
Главное было это наличие возможности потом получать доход теми, кто участвовал в этом проекте.


Про двигатель.
Да даже если в этом двигателе для получения сверхпроводимости надо обмотку охлаждать лишь до -1000С это тоже прорыв.
И никто не расскажет как это делается, какие материалы(сплавы) используются.
Вот как сделают, как продавать начнут и защитят своё первенство - тогда можно и тайну раскрыть.
 И то не полностью, чтобы повторить не смогли.
  • -0.07 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Danila96 ( Слушатель )
19 июл 2020 06:36:23

 
Даже если это будет прорывом, все равно коммерческое использование не будет иметь смысла. Слишком дорого.
А вот передать это электросетям - почему бы и нет. На переброске лектричества на большие расстояния очень большие потери. Так что коммерческий успех может и быть, но не в авиацииУлыбающийся
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ILPetr ( Слушатель )
20 июл 2020 07:28:10

Электросетям и в каблук не впилось. Практически все потери образуются на "последней миле", как технические, поскольку это бытовой уровень напряжения и, соответственно, самые большие токи. Так и коммерческие - кража электроэнергии занятие весьма популярное. И получается так, что переход на сверхпроводимость в распредсетях (от ТП до щитка в квартире) - это из области фэнтези, а экономия на транзитных линиях 220-750 кВ - тоже фантастика, поскольку потери в этих линиях минимальны, а длина линий устрашающа, при этом многие проходят по незаселенной местности, где монтаж и эксплуатация холодильных станций будет тем еще геморроем. Улыбающийся 
  • +0.13 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Danila96 ( Слушатель )
20 июл 2020 08:09:15

 
Получается, что чисто технически, нет никаких проблем с минимальными потерями перебрасывать лектричество между континентами, верно?
  • -0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
21 июл 2020 16:42:48

.
Что за детский сад...
Есть баланс между ценой инфраструктуры (поделенной на срок службы) и ценой потерь в единицу времени. И итоговая цена доставки в результате.
Вопрос не чисто технический (существуют линии постоянного тока с напряжением больше МВ) а ценовой.
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  polpol ( Слушатель )
22 июл 2020 22:58:14

Величина потерь от выработанной должна быть до 5%.
В Западной Европе потери ограничены 7%
В России  в пределах 11 - 13%
В  Беларуси — 11,13%.
78% теряется в электросетях с напряжением 110 кВ и ниже, причем 
33,5%  теряется  в сетях 0,4÷10 кВ.
  • +0.02 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
22 июл 2020 23:07:19

.
"маленькое" уточнение:
78% всех потерь (т.е. от, например, 11-13%) происходит в электросетях с напряжением 110 кВ и ниже, причем...
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
17 июл 2020 17:29:59

Не, ВТСП керамика с охлаждение жидким азотом. Научились делать пленки на гибких подложках (лентах), которыми и мотают обмотки.
Очень не слабое достижение.
  • +0.12 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
17 июл 2020 18:07:29

Вот пусть сначала они появятся, потом их поисследуют на предмет чего в каких условиях от них ждать, научатся производить серийно, проведут опытную эксплуатацию в наземных условиях - и только потом можно думать о небе.
Сейчас "азотные" сверхпроводники на стадии опытной эксплуатации, а "комнатных" вроде вообще не видно.
И потом, имея технику, спроектированную под "азотные", особых проблем перейти на "комнатные" быть не должно. При этом полностью отказаться от охлаждения какой-либо жидкостью - это надо иметь температуру перехода около +150 С.
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
22 июл 2020 15:44:23

Серийно клепают уже моторы. Лень идти искать ссылку. Я уже кидал на российскую контору в ветке про альтернативную энергетику.
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Прокруст ( Слушатель )
22 июл 2020 16:47:55

Как я понимаю, охлаждение жидким азотом не проблема, тем более что и сам движок практически не греется.
Сейчас одно из основных направлений - вертикально взлетающий самолет для комерсов.
Вот итальянцы давно разрабатывают конвертоплан AgustaWestland AW609 - но все никак не выпустят в продажу. Полагаю сложно сделать надежный конвертоплан, ведь стоит одному движку отказать - и привет (хотя таки да - авторотация есть у них, так что шансы таки есть, если есть высота). У военных требования в этом плане попроще.
Из альтернатив - Trifan 600, пока вовсе проект. Обычный турбодвижок + генератор + обычные электродвижки. Взлетать на 3 движках проще чем на двух. Полагаю в подобном проекте очень актуальны электродвижки на сверхпроводниках, как и генератор. Думаю будущее за подобными гибридами.
PS.
По поводу сверхдальней передачи электроэнергии - непосредственно передавать с помощью сверхпроводников на температуре жидкого азота - это вряд ли. Но на обычной постоянке с высоким напряжением намного меньше издержек, а вот главную их проблему - преобразование напряжения, сверхпроводники решить могут.
  • -0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  EddB ( Слушатель )
22 июл 2020 19:06:48

Преобразование напряжения в высокое как раз и делается для уменьшения потерь в проводах, имеющих сопротивление. Для теоретической сверхпроводниковой линии напряжение можно и не менятьУлыбающийся. Ну все это так, к слову...
p.s. Кстати, и трансформатор со сверхпроводящими обмотками однозначно эффективнее обычного.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Senya ( Слушатель )
22 июл 2020 19:26:26

У всех сверхпроводников ограничение по плотности тока. Чем больше ток, тем глубже должно быть охлаждение ("температура при которой наступает сверхпроводимость" - чисто ориентировочная величина, там эффект разрушается при любой попытке пропустит значимый ток). Так что повышать напряжение тоже имеет смысл.
Пару лет назад планировали:

ЦитатаИспытанный с проведением полной имитации рабочего режима опытный образец ВТСП кабельной линии постоянного тока протяженностью 2,5 км в 2020 году будет введен в эксплуатацию в энергосистеме Санкт-Петербурга и соединит две подстанции – 330 кВ «Центральная» и «РП-9», что повысит надежность электроснабжения города.
https://minenergo.gov.ru/node/10421

Правда свежих новостей по теме я не нашёл (кроме упоминаний в тендерах и отчётах).
  • +0.25 / 15
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  BALcat ( Слушатель )
23 июл 2020 17:25:36

У трансформатора вылазит проблема с насыщением магнитопровода (железа). У мощных тр-ров итак КПД до 98+ % и затраты на дальнейшее снижение потерь просто не окупятся. Для обмоток может быть выигрышь в габаритах, но по железу проблематично.
  • +0.08 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  BUR ( Слушатель )
22 июл 2020 20:26:10

.
А вот внутри города, где в кабелях напряжение ограничено, а расстояния небольшие - сверхповодники очень к месту.
  • +0.01 / 1
  • АУ