На форуме "Армия-2020" 24 августа прошел круглый стол "Направления развития морских спасательных технологий в Вооруженных силах Российской Федерации". Начальник научно-исследовательского управления НИИ спасания и подводных технологий ВУНЦ ВМФ ВМА капитан 1 ранга Андрей Краморенко представил расчеты подъема затонувшего в Кольском заливе плавучего дока ПД-50. По словам специалиста, док целесообразно поднимать целиком, его разделка под водой чрезвычайно трудоемка.
Работы по расчету судоподъема ПД-50 научно-исследовательский институт ведет в инициативном порядке. По словам Краморенко, рассматриваемая задача "беспрецедентна по масштабу для Российской Федерации".
Ранее в 2020 году НИИ спасания и подводных технологий разработал технический проект подъема по частям затонувшего на Камчатке плавдока ПД-64. Его предполагается разделать на фрагменты габаритами 4x2 метра. Для этого будет привлечена гражданская организация.
Общее количество железобетонных фрагментов, на которые разрежут ПД-64, составит 2952 штуки. Металлических фрагментов будет получено меньше - всего 1299. Общая длина резов, которые потребуется выполнить, достигнет 19,5 км, площадь сечения по резу - 5000 кв.м.
На основе этих расчетов специалисты поняли, что разделка более габаритного плавдока ПД-50 нецелесообразна. "Поэтому подъем ПД-50 планируется провести путем продувки балластных отсеков", - объяснил Андрей Краморенко.
Опасность при подъеме этим способом ПД-50 представляют гидрозатворы, которые могут возникнуть при неполной продувке балластных отсеков. Они могут не позволить расширяющемуся воздуху спокойно выйти через отжимные трубы, что приведет к разрушению отсека. Решением в институте видят установку предохранительных клапанов.
"Клапан универсален и может пригодится для подъема не только ПД-50, но и других объектов. Расчеты, проведенные НИИ спасания и подводных технологий, подтвердили возможность его создания организациями промышленности", - сообщил офицер.
Для установки отжимных труб и предохранительных клапанов предполагается использовать технологию лазерной резки. Такая установка отечественного производства прошла испытания под контролем НИИ, в ходе которых под водой в струе воздуха смогла разрезать металл толщиной 10 мм. При увеличении мощности она сможет справиться со сталью толщиной 16 мм - именно из такой сформирован корпус ПД-50.
Плавучий док ПД-50 затонул 30 октября 2018 года при выводе из него авианесущего крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". ЧП произошло на 82-м судоремонтном заводе.
Mil Press