Благодарю за тёплые слова, Martyn!
Сегодня я собрал своё по политике, с изменениями и опубликовал с продолжением
Так как особого опыта в издании на этой платформе нет, получилось, что написанное оказалось в моём блоге. При публикации я отметил Radio–Button как Аналитика. Буду всем признателен за совет, как лучше публиковать, чтобы удобно для читателей было и находить.
Когда британцы после трех войн захватили Бирму, они отметили, что писать и читать здесь могли почти все. Это отметил и Джордж Оруэлл, который тут жил/служил года четыре, насколько помню. Книга у него есть "Дни в Бирме" / "Burmese Days".
Если принять, что Образование = Воспитанию + Знаниям, то скажу так:
-
Воспитание по всей Мьянме на высоте. Можно сказать все предупредительны, вежливы, доброжелательны, предлагают помощь, хотят сделать приятное, старших и учителей уважают... В целом – только положительное. Исключения есть, в семье не без урода, как говориться.
Как-то сюда заехала съёмочная группа из России вместе со спонсорами-бизнесменами. Артисты оказались кондовыми православными: "не знают Христа – не спасутся", "буддизм это не вера" и тд. Через пару дней я их спросил в автомобиле: видели, несколько раз нас обогнали неправильно, подрезали, не дали дорогу... Правила здесь простые надо туда – едешь; преграда – остановился; пересеклись – с улыбкой, уступают друг другу путь, и помахав рукой, разъехались. Да... ответили артисты, здесь не Россия; у нас бы раздраженные бы были, могло что и похуже что произойти. Вот я и говорю им: видите, какие они "нехристи дикие", а у них многому нам, носителям "великой православной" культуры, поучиться можно и нужно. Думаю, полезная для них эта поездка была.
-
Знания технические, научные, культурные (в смысле книг, картин и тп) – всего этого большинству этого сильно не хватает, но это поправимо. Я считаю, что это архи-важнейший вопрос, как у нас в своё время план ГОЭЛРО. Мьянманцы тянутся к знаниям, много сметливых, умных и талантливых. Куча частных образовательных центров, с громкими названиями "академий" и "университеты". Востребовано обучение английскому/японскому/корейскому языкам, IT и MBA. Простые программы, с неспешным расписанием, но и недорогие. Вы удивитесь, что не менее 2/3 студентов – это девушки. Тайна сия велика есть... Выучиться очень престижно, семья и родственники гордятся таким ребенком. Но планку задают учителя, а их
не хватает, особенно международного уровня нет. Вот поэтому вы и встретили таких специалистов из Мьянмы. И поймите, что высшее военное образование здесь в среднем лучше других университетов. Но, когда после такие офицеры едут учиться в Россию, то им приходится год и более подтягиваться до приемлемого уровня и постоянно догонять. И не все выдерживают.
На трех российско-мьянманских межправкомиссиях поднимался образовательный вопрос, заносился в протоколы, но не сдвинулось. Продуктивности встречной пока не наблюдается, а значит не созрело.
Бриты оставили мьянманцам в основном колониальную систему образования – только британцы и другие европейцы могли быть инженерами, а остальным достаточно знать прибор номер 1, 2..., и иметь скилы. То, что они называют "инженером", в СССР называли бы "техником". Хотя отмечу, что до развития Сингапура, Рангунский университет был один из престижнейших в этой части Азии. Рангуном раньше назывался Янгон, столица Бирмы, а потом Мьянмы.
Широкая образовательная система здесь в основном выстраивается на уровне Vocational –– Профессиональное, с набором обязательных и дополнительных скилов/знаний, с набором баллов. Последние лет 8 активно с помощью иностранных НПО разрабатываются программы обучения, скомпилированные на основе малазийских, австралийских. Хотя на выходе пока ничего не получено, ведь нужны не только тексты, а и профессиональные преподаватели, оборудованные помещения, организация, аттестация в АСЕАН... Осложняется еще и тем, что сертификация АСЕАН означает, что обученный человек сможет легче находить работу в других странах – и почти наверняка уедет надолго из Мьянмы за лучшими условиями. Вот и вопрос, зачем кому-то вкладываться?
Если бы вы видели, как мастерски и со смекалкой с правильно приделанными руками ремонтировали в горах и джунглях разбитые старые 20-30 летние автомобили всякие Toyota Corolla и им подобные... Это просто песня!
Университеты местные... есть с пяток на всю страну общих "удовлетворительных", мягко сказать. Есть сильный университет традиционной медицины в Мандалае. У кого есть возможность – едут учиться в Сингапур, Бангкок, США, Лондон, Австралию... Остальные университеты -- или как я называю "деревенские" в населённых пунктах с населением 30 и больше тысяч, где типовое двухэтажное бетонное здание стоит в чистом поле далеко на отшибе, окруженное пустырём с пасущимися коровками и другой живностью. Как там выучить хорошего специалиста? Десять лет назад на одном из проектов мне дали помощника, сказали, что он закончил университет, бакалавр по IT. Оказалось, что он по-настоящему посидел за компьютером только у меня в офисе. Как было у них в том университете, даже говорить стыдно. Парень толковый, быстро научился тому, что я от него требовал. Сейчас, конечно, многое изменилось в лучшую сторону.
Конечно же, за лучшим образованием едут в крупные города, молодежь очень мобильная.
Останавливаюсь, пора спать