Сравниваем танки
21,442,939 47,378
 

  valery913 ( Слушатель )
09 июл 2021 09:06:21

Инновационные тачанки завтрашнего дня

новая дискуссия Статья  141

Минобороны уделяет особое внимание перспективным образцам бронеавтомобилей, а также реализации программ и опытно-конструкторских работ, способствующих оснащению Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
Перспективы модельного ряда
Анализ опыта войн и вооружённых конфликтов последних лет, а также специальных командно-штабных учений на всех стратегических направлениях показывает, что в условиях изменения характера вооружённой борьбы значительно возросла роль автомобильных транспортных средств. Оснащённые различным вооружением и специализированными комплексами, они обеспечивают высокую мобильность и эффективность боевого применения имеющихся сил и средств.
Не так давно заместитель министра обороны Алексей Криворучко посетил исследовательский полигон 3-го Центрального научно-исследовательского института в посёлке Смолино и предприятия в городе Набережные Челны. Помимо всего прочего, в этих поездках возглавляемая им делегация знакомилась как с ходом реализации Государственной программы вооружения, так и с коммерческими программами оте­чественной промышленности. При этом в планах таких рабочих поездок замминистра имеются пункты, в той или иной мере связанные с перспективами развития предприятий в плане создания и выпуска новых образцов ВВСТ.
Модельный ряд автомобилей, используемых в военном ведомстве, стремительно меняется как количественно, так и качественно. Несколько лет назад на различных конгрессно-выставочных мероприятиях в роли специализированных машин доминировало семейство автомобилей «Тигр».
В настоящее время в рамках реализации Государственной программы вооружения на финишную прямую вышли проекты по ВВСТ, связанные с развитием базовых автомобильных шасси и созданием на их основе нескольких модельных рядов. В отличие от легко защищённого «тигрового семейства» это другой класс с более высокой бронезащитой.
При проектировании новых бронеавтомобилей конструкторы основывались на принципе модульности. Машины разрабатывались в качестве базовых шасси, на которых можно разместить различные боевые и технические модули в соответствии с требованиями видов Вооружённых Сил и родов войск для их частей и подразделений.
На сегодняшний день наиболее ярким примером служит семейство «Тайфун». У всех на слуху бронированные автомобили К-63968 с колёсной формулой 6х6. Их внешний вид для обывателя всё ещё непривычнен и футуристичен. Вместе с тем это машины нового военно-технического уровня. Они имеют усиленную противоминную защиту с большим дорожным просветом, V-образным днищем, хорошо противостоящим осколкам и позволяющим эффективно рассеивать энергию взрыва. Бронеавтомобили этого типажа предназначены для выполнения боевых задач, а также для перевозки личного состава и воинских грузов.
Другая не менее популярная линейка продукции – семейство «Торнадо». Бронированное универсальное многоцелевое шасси К-53958 с колёсной формулой 8х8 имеет высокие характеристики подвижности и грузоподъёмности. Шасси может оснащаться оборудованием для грузоперевозок, а также быть основой для боевых машин различных типов. На базовом шасси возможно размещение полезной нагрузки массой от 8 до 30 тонн.
Модельные ряды «Тайфунов» с колёсной формулой 6х6 и «Торнадо» с колёсной формулой 8х8 ориентированы на использование в тыловой зоне воюющих войск. Важно отметить, что реализуются проекты по размещению на этих базовых шасси тяжёлого вооружения.
Параллельно с работами по этим двум семействам конструкторы трудились над созданием модельного ряда машины с колёсной формулой 4х4. В нём сохранили все уже используемые элементы защиты бронеавтомобилей, в том числе с высокой степенью противоминной баллистики.
При этом типы машин создавались с учётом их дальнейшего применения. Автомобили такого класса проектируются в большинстве случаев для выполнения боевых задач в тылу войск, находящихся на передовых рубежах.
Защищённым санитарным автомобилем «Линза» обеспечат медицинские структуры Минобороны до батальонного уровня.
Работы над бронированным автомобилем с колёсной формулой 4х4 начались в 2012 году. Первой ласточкой стала модель К-53949 «Тайфунёнок», оснащённая двигателем мощностью 350 л.с., со снаряжённой массой 14 тонн.

Созданный десятиместный рамный автомобиль предназначен для перевозки личного состава и воинских грузов. Первым шагом в его развитии стало оснащение бронеавтомобиля дистанционно-управляемым боевым модулем (ДУБМ) со стрелковым вооружением различного калибра.
На форуме «Армия-2018» машину К-53949 представили в модификации с противотанковым ракетным комплексом «Корнет».
Лидером проекта стал защищённый санитарный автомобиль (ЗСА) «Линза», имеющий два варианта комплектации. Первый предназначен для поиска, сбора и эвакуации раненых с поля боя, из очагов массовых санитарных потерь и техногенных катастроф, оказания им первой медицинской помощи по неотложным показаниям в процессе транспортировки с обеспечением заявленного уровня противопульной и противоминной защищённости.
Во втором – машина используется для перевозки медицинского имущества и развёртывания на её базе медицинского пункта батальона.
«Линза» успешно прошла госиспытания, принята на снабжение в 2019 году. В настоящее время идут поставки ЗСА в войска. Как пояснили военные специалисты, в ближайшее время предстоит обеспечить этой машиной медицинские структуры Мин­обороны до батальонного уровня.
На основе базовой модели «Тайфунёнок» ведутся работы ещё по ряду проектов в интересах Вооружённых Сил.
Десантный вектор
Воздушно-десантные войска в рамках реализации концепции по развитию ВВСТ на колёсном шасси предъявили ряд требований к К-53949.
Здесь необходимо пояснить, что требования видов и родов войск формируются исходя из места и роли военной автомобильной техники в используемой ими системе ВВСТ. Поэтому сформулированные ВДВ требования базируются на научно обоснованной концепции, учитывающей множество различных факторов по развитию Вооружённых Сил и особенности применения войск.
Реализация требований ВДВ привела к развитию проекта и созданию модификации «Тайфун-ВДВ» К-4386 – безрамного бронированного однообъёмного автомобиля.
Отмечу: машины К-53949 и К-4386 унифицированы по узлам и агрегатам. Вместе с тем имеются некоторые принципиальные конструктивные отличия.
«Тайфун-ВДВ» можно десантировать. Его корпусная конструкция позволила уменьшить габариты, снизить общий центр масс, а также облегчить снаряжённый автомобиль на три тонны. В совокупности это всё позволило увеличить проходимость и грузоподъёмность машины. Тем самым обеспечена возможность установки на бронеавтомобиль различного вооружения или систем и комплексов различного назначения. В данном случае на бронемашине разместили ДУБМ с 30-мм пушкой.
На форуме «Армия-2020» демонстрировался самоходный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-М», размещённый на базе «Тайфуна-ВДВ». По оценкам экспертов, такой самоходный вариант ПТРК «Корнет» значительно усилит боевую мощь десантно-штурмовой компоненты ВДВ.
В настоящее время испытания проходит машина технической разведки МТР-К. Она тоже сконструирована на базе «десантника» и предназначена для выполнения задач по технической разведке повреждённых (неисправных) образцов вооружения, военной и специальной техники, необходимых для организации технического обеспечения.
Основными преимуществами МТР-К считается возможность обеспечивать организацию связи и автоматизированное управление МТР-К, решение информационных, расчётных задач в составе ЕСУ ТЗ в масштабе времени, близком к реальному. Как пояснили военные специалисты, новая машина может быть принята на снабжение Вооружённых Сил до конца 2021 года.
На финишной прямой этапа испытаний находится ещё одна не менее интересная авиатранспортабельная модификация, созданная на базе «Тайфуна-ВДВ». Самоходный миномёт 2С41 «Дрок» имеет необычную, но весьма перспективную компоновку. Его основное вооружение – 82-мм полуавтоматический гладкоствольный казнозарядный миномёт. Он может вести огонь как с закрытых позиций, так и прямой наводкой.
В роли вспомогательного вооружения используется ДУБМ с 7,62-мм пулемётом, а также 82-мм носимый миномёт 2Б24.
Машина оснащена системой кругового видеонаблюдения, а также комплексом оптико-электронного противодействия со средствами обнаружения лазерного излучения.
На сегодняшний день в семействе «Тайфун-К» под выполнение различных задач имеется около 15 специализированных модификаций, ещё около десяти – на подходе. В их числе машины связи, технической помощи, управления огнём для артиллерии, минирования. Номенклатура специализации будет расширяться. По этой тематике для Минобороны в рамках Государственной программы вооружения запланировано несколько десятков опытно-конструкторских работ, каждая из которых сориентирована на создание нового специализированного образца бронеавтомобиля.
На форуме «Армия-2021» ожидается показ как минимум трёх новых перспективных разработок из семейства «Тайфун». Их практическую жизнеспособность военные оценят позже.
Здесь уместно напомнить очень интересную традицию, которая недавно сформировалась под эгидой Минобороны. Вот уже несколько лет военные управления и департаменты организуют экспедиции с участием новой автомобильной техники. В этих походах машины проходят проверку в реальных физико-географических условиях, лишённых каких-либо условностей. Реальные ветры, реальные осадки, реальный почвенный покров, которые в совокупности порой невозможно получить на самой совершенной испытательной базе. При этом прокладываются маршруты, на которых техника работает на износ, с максимальными нагрузками.
Такой подход к проведению экспедиций не случаен. Для каждого автомобиля это возможность пройти определённые этапы заводских или государственных испытаний. Одни машины получают зачёт, а другие после финиша отправляются на доработку. Одновременно с этим военные нарабатывают статистику как по машинам, так и по условиям проведения испытаний-экспедиций.
Военные специалисты рассказали, что во второй половине этого года Минобороны в рамках программы Русского географического общества проведёт научную экспедицию, в которой в качестве транспортных средств будут задействованы перспективные образцы автомобильной техники, в том числе создаваемой в интересах войск.
На форуме «Армия-2021» планируется показ как минимум трёх новых бронеавтомобилей из семейства «Тайфун»
Броневой стимул

Как это ни покажется странным, но создание бронеавтомобилей стало дополнительным фактором в области разработок отечественной бронезащиты.

На первый взгляд всё просто: броня должна обеспечивать как можно большую защищённость от пуль и осколков. Однако дальше выясняется, что эффективная защита не должна быть в ущерб снаряжённой массе машины по предназначению. Здесь озвучивается требование о необходимости снижения массы брони при сохранении всех защитных характеристик примерно на 10–20 процентов в сравнении с имеющимися марками броневой стали. К тому же не менее важно, чтобы броня не только обладала высокой твёрдостью и прочностью одновременно, но и сохраняла свои свойства при высоких и низких температурах.

К этому своеобразному ребусу в наше время добавилось требование о технологической пластичности стали, которую можно было бы изгибать с помощью современного станочного оборудования. При этом необходимо учитывать, что броневая сталь, изготавливаемая по технологическим принципам, разработанным ещё в прошлом веке, не равномерна по своим свойствам из-за несовершенства методики её изготовления.

Решение такой чрезвычайно трудной задачи избавляет производство от сварочных работ, что существенно снижает время изготовления и повышает бронезащиту изделия.

Сейчас стал возможным выход промышленности на новый технологический уровень, и это кардинально меняет ситуацию.

На сегодняшний день доминируют несколько путей решения этой задачи: использование многослойной структуры; добавление в сталь дополнительных элементов (присадок); разработка новой технологии управления выплавкой стали, обеспечивающей создание требуемой её структуры по всему объёму.

В Набережных Челнах Алексею Криворучко продемонстрировали образец бронированной кабины, изготовленной из новой марки отечественной броневой стали с использованием новейших технологий. Заместитель министра обороны заслушал обстоятельный доклад об имеющемся отечественном и зарубежном опыте создания брони нового образца и перспективах её применения.

В данном случае новую бронекабину предлагается использовать при изготовлении автомобиля многоцелевого назначения (АМН) из типового ряда «Тайфунёнок» грузоподъёмностью четыре тонны. Машина проектируется в инициативном порядке. Заводчане выполняют проект, который в последующем, по их оценкам, может стать базовой основой для ряда специализированных машин с колёсной формулой 4х4.

Эксперты заявляют о высокой востребованности АМН с бронированной кабиной, у которого остальной объём займёт специализированное оборудование с учётом необходимой бронезащиты.

А вместо сердца пламенный мотор

Не секрет, что Минобороны практически любое техническое изделие, в частности и транспортное средство, может выбрать за основу для дальнейшего использования в войсках. После этого предприятия оборонно-промышленного комплекса адаптируют его к требованиям военных. Затем изделие в определённой комплектации проходит весь цикл заводских и государственных испытаний. По результатам их положительного завершения рассматривается вопрос о принятии новинки на вооружение или снабжение с последующим серийным выпуском.

Любое новое изделие, как в отдельности, так и в совокупности с другими, может расширить возможности применения и эксплуатации уже действующего ВВСТ. Как свидетельствуют исторические факты, порой такие новшества приводят к кардинальной перестройке Вооружённых Сил и военной парадигмы.

Поэтому военные делегации во главе с Алексеем Криворучко уделяют немало внимания новинкам промышленности, а параллельно с этим знакомятся с возможностями предприятий. Особый интерес представители военных управлений проявляют к тому, в каких условиях, на каком технологическом оборудовании производится новое изделие, а также перспективам развития предприятия и выпускаемого им модельного ряда продукции.

На заводе двигателей в Набережных Челнах заместитель министра обороны с большим интересом ознакомился с новой конвейерной линией, отвечающей самым жёстким современным требованиям мирового уровня. Она создана в рамках второго этапа коммерческого проекта «Тибет» для практической реализации крупносерийного выпуска семейства перспективных шестицилиндровых рядных двигателей рабочим объёмом 12 литров.

На 2021 год заявлен выпуск в количестве 2000 новейших двигателей Р6. В следующем году – 12 000 моторов с возможностью дальнейшего увеличения объёма выпуска до 30 000. На сегодняшний день его межсервисный пробег составляет 150 тысяч км, ресурс – 1,5 млн км.

На ближайшую перспективу компания запланировала расширение модельного ряда за счёт освоения и запуска в производство пяти новых модификаций Р6: газовый, газодизельный, а также двигатель с повышенной энергоэффективностью, двигатель объёмом 13 литров. Диапазон мощностей заявленных модификаций рядной «шестёрки» будет варьироваться от 400 л.с. до 770 л.с. Старт серийного производства новинок намечен на 2023–2024 годы. Эти силовые агрегаты предусмотрены для установки на магистральных, транспортных, полноприводных, тяжёлых автомобилях и другой технике.

В настоящее время Р6 отвечает требованиям Евро 5, но в ходе модификации его дополнят двухступенчатым турбонаддувом, инновационной топливной аппаратурой и доведут до уровня экологического класса Евро 6.

Характеристики нового двигателя представляют интерес для военных в плане использования на технике, эксплуатируемой в Минобороны. Вместе с тем, несмотря на уже имеющийся подтверждённый эксплуатационный моторесурс, двигатель нуждается в определённой адаптации под требования военного ведомства и обязательном прохождении государственных испытаний. Как пояснили военные специалисты, часть испытаний пойдёт в зачёт на основании уже имеющихся официально подтверждённых статистических данных.

Однако всё это станет возможным лишь после того, как коммерческий проект финиширует в части своих опытно-конструкторских работ и крупносерийного производства, а заявленная продукция будет сертифицирована по действующим требованиям.
Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»
http://redstar.ru/innovatsionnye-tachanki-zavtrashnego-dnya/
  • +0.26 / 8
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!