ЦитатаВ чем первопричина глобальной "нехватки батарей"?
Проблема "нехватки чипов" в автомобильной промышленности еще не разрешилась, а мировой рынок уже столкнулся с новой трудностью - недостаточным предложением аккумуляторных батарей.
Тревожный звонок о нехватке аккумуляторов прозвучал в начале этого года. В январе основатель Tesla Маск заявил на конференции по доходам, что аккумуляторные батареи стали "препятствием для расширения использования электромобилей". Затем в марте Ли Бинь, основатель китайской Weilai Automobile, заявил, что поставки аккумуляторов во втором квартале станут самой большой проблемой. В мае производитель батарей - CATL сообщил, что возможности производства компании ограничены. Председатель компании Цзэн Юйцюнь позже добавил, что недавние заказы клиентов сделали эти запросы "почти невыполнимыми".
SNE Research, глобальная исследовательская организация по развивающимся энергетическим рынкам, ранее прогнозировала, что к 2023 году мировой спрос на аккумуляторные батареи для электромобилей достигнет 406 гигаватт-часов, в то время как предложение аккумуляторных батарей, как ожидается, составит всего 335 гигаватт-часов, т.е. разрыв составит около 18%. По данным, в первой половине этого года совокупный объем продаж автомобилей на новых источниках энергии в Китае составил 1,001 миллиона, что на 218,9% больше, чем в предыдущем году.
На быстрорастущем китайском рынке транспортных средств на новых источниках энергии растет спрос на аккумуляторные батареи, а силовые аккумуляторы производятся с полной загрузкой производств в различных частях страны. Представитель производителя аккумуляторных батарей из провинции Цзянсу недавно сообщил Global Times, что производственные мощности компании составляют около 400 миллионов аккумуляторов в год, в настоящее время загрузка линий - 100%-ная, и ожидается, что новая производственная линия будет запущена в эксплуатацию в четвертом квартале.
"В настоящее время все автомобильные бренды в мире, о которых вы можете подумать, обсуждают возможное сотрудничество с Fudi Battery (弗迪电池) по аккумуляторам. Мы чувствуем острую потребность в аккумуляторах на рынке", - признался представитель Fudi Battery, дочернего предприятия BYD. "Текущие общие производственные мощности отрасли аккумуляторных батарей превышают спрос автомобильной промышленности, но предложение высококачественной продукции сосредоточено в ведущих компаниях и эти "предложения в дефиците".
Ван Цзинчжун, вице-председатель Китайской ассоциации производителей аккумуляторов заявляет, что, помимо роста спроса, нехватка аккумуляторных батарей также является структурной проблемой в глобальной цепочке поставок. Ван Цзинчжун говорит: "Несмотря на то, что Китай обладает достаточными производственными мощностями, из-за продолжающейся эпидемии в других странах и регионах большое количество фабрик закрыто или не может полностью восстановить производственные мощности, что усугубляет глобальную нехватку аккумуляторов".
Ganfeng Lithium, производитель литиевых батарей для Tesla Model 3, BYD и многих других брендов, недавно заявил, что производство литиевых батарей ограничено. Сейчас в среднем 28 дней в месяц линии работают с полной загрузкой. Другой производитель аккумуляторов Yiwei Lithium объявил, что существующие производственные мощности и производственные линии компании работают на полную мощность, но спрос все равно превышает предложение.
Значительное удорожание сырья
Еще одна заслуживающая внимания проблема - резкое удорожание аккумуляторного сырья. Данные из открытых источников показывают, что цена на гексафторфосфат лития как на важный материал для аккумуляторного электролита недавно превысила 300 000 юаней (около 46 300 долларов) за тонну, произошел рост в геометрической прогресс со 100 000 юаней за тонну ранее. Инсайдеры в отрасли сообщают, что из-за высокого порога входа в отрасль в первой половине этого года "китайский" гексафторфосфат лития не получил новых производственных мощностей. Отраслевые данные показывают, что новые внутренние производственные мощности по производству гексафторфосфата лития запланированы в двух компаниях, Tianci Materials и FuDuo. Ожидается их ввод в эксплуатацию во второй половине года.
Подорожание аккумуляторных батарей - это гораздо больше, чем просто гексафторфосфат лития. Рыночная цена карбоната лития аккумуляторного качества составила 89 500 юаней (около 13 800 долларов) за тонну, что на 66,30% больше, чем в начале этого года; в то же время рыночная цена гидроксида лития составляла 79 800 юаней (около 12 300 долларов)за тонну, рост с начала этого года на 50,71%. Нехватка этого сырья и рост цен ограничивают возможности компаний, производящих аккумуляторные батареи, быстро наращивать производственные мощности.
Кроме того, запасы лития, кобальта и никеля в основном сосредоточены за пределами Китая и монополизированы ведущими горнодобывающими компаниями. Недостаточные мощности по производству и длительные циклы расширения производства привели к колебаниям в ценах на сырье для аккумуляторов.
Открытые данные показывают, что большая часть запасов лития и кобальта находится в Южной Америке, Океании и Африке. На долю Китая приходится всего 2,4% и 1,1% мировых запасов лития и кобальта, и соответствующее сырье необходимо импортировать в больших количествах. Под воздействием эпидемии международная логистика блокируется, что не только снижает скорость транспортировки, но и увеличивает цены, что еще больше усугубляет нехватку материалов для автомобильных аккумуляторов. Некоторые китайские производители аккумуляторов осознали неопределенность с импортом. Например, Ningde Times, Honeycomb Energy и некоторые другие компании начали разработку аккумуляторов без кобальта или ионно-натриевые аккумуляторы.
Снижение зависимости от зарубежья
Перед лицом «нехватки аккумуляторов» Ningde Times, BYD, AVIC Lithium, Honeycomb Energy, Yiwei Lithium и другие компании, производящие аккумуляторы, объявили о планах расширения. Статистика показывает, что в первой половине этого года в общей сложности было реализовано 57 инвестиционных проектов, связанных с расширением и оптимизацией производственных мощностей многих компаний по производству аккумуляторных батарей в Китае, с общим инвестиционным планом более 350 миллиардов юаней (около 54 миллиардов долларов). За рубежом такие компании, как LG Chem, Samsung SDI и Panasonic, также расширили свое производство.
Хотя глобальное расширение производства аккумуляторов ускоряется, Сяо Сяочуань, вице-президент исследовательского отдела CMB International Securities Co., Ltd., недавно подчеркнул, что производители аккумуляторов имеют длительный цикл расширения производства: от начала строительства до запуска производства потребуется около 18 месяцев. Кроме того, автомобильные компании первого уровня, особенно с иностранным финансированием и совместные предприятия, требуют длительный период проверки литиевых аккумуляторов.
В настоящее время Китай является крупнейшим в мире производителем аккумуляторных батарей. Согласно данным, опубликованным Институтом перспективных промышленных исследований (GGII), в 2020 году среди десяти ведущих производителей аккумуляторных батарей в мире китайские компании занимали 6 мест, а именно CATL, BYD, AVIC Lithium, Vision AESC, Guoxuan Hi-Tech и Yiwei Lithium с общей долей рынка 41,1%.
При расширении производственных мощностей китайских производителей прослеживается одна тенденция - ускорение сокращения зависимости от зарубежных ресурсов и уделение большего внимания внутренним поставкам. Ввиду ограниченного предложения, сложной торговой ситуации и растущего спроса на сырье сокращение зависимости от импорта является основной целью в этом году. Добыча лития из соленых озер в западном регионе является важным направлением для обеспечения автономности цепочки поставок на следующем этапе.
. А зря, конъюнктура хорошая.