Цитата: DMAN от 01.09.2021 11:21:46....крыло тоже "железяка". Чему там гореть?
....
Механизация крыла, как раз элерон, о неисправности которого, ставшей причиной катастрофы шла речь выше, изготовлена из композитных материалов на основе препрегов. Два комплекта механизации крыла для Ил-112 сдавали заказчику как раз в мою бытность начальником отдела промышленной безопасности (и прочая, и прочая, и прочая) "КАПО-Композит".Писал уже здесь об этом, когда обсуждали остановку производства "СуперДжета".
Была интересная история с этими препрегами.
Я, как начальник ОПБ, обеспечивал разработку планов мероприятий по локализации и ликвидации аварии (ПМЛЛА) на опасных производственных объектах (ОПО) предприятия, соответственно, с автоклавами, где идёт полимеризация пакета будущей детали для закрылка или элерона, тоже.
По информации, полученной мною от технологов для составления ПМЛЛА, при полимеризации этого пакета в силу особенностей входящих в него конструкционных материалов исключено любое газовыделение в рабочую зону автоклава. Однако, это оказалось не совсем так, когда пришёл новый главный инженер и начал разбираться с организацией этого технологического процесса.. Он выяснил, что азотная станция, которая должна обеспечивать нейтральную среду в рабочей зоне автоклава в процессе полимеризации уже пару лет не работает, соответственно всё это время детали изготавливаются с нарушением утверждённого и согласованного с заказчиком техпроцесса. При этом он "выкопал" информацию, что примерно за год до моего прихода на "КАПО-Композит" произошёл технический инцидент на одном из автоклавов, когда в процессе полимеризации в рабочей зоне автоклава произошёл хлопок, то есть выделение газа неизвестного состава из технологического пакета будущего изделия, носившее взрывной характер . Пакет был разорван, автоклав не пострадал. Случай наскоро расследовали и итоговые документы положили ,под сукно". Мне технологи об этом сообщить не удосужились. То есть, в исходных данных, которые я получил от них для разработки ПМЛЛА, изначально содержалась ложная информация.
Азотную станцию благодаря усилиям нового главного запустили, но долго он на "КАПО-Композит" не проработал, ушёл примерно через четыре месяца после меня.
Вообще, у крыльев и деталей механизации крыла, изготовленных из новых композитов на основе препрегов, помимо их достоинств есть один большой недостаток - они сохраняют прочность и работают, пока не получили повреждения определённой площади, оговоренного в КД и ТД, после чего они либо рассыпаются как карточный домик, либо не подлежат ремонту в отличие от "наборной" конструкции, состоящей из лонжеронов, шпангоутов и стрингеров. "Наборное" крыло или элерон могут работать даже в определённых нерасчётных случаях, имея повреждения силового набора и сохранив только часть обшивки, сохраняя некоторый запас прочности, предотвращающий дальнейшее разрушения конструкции летательного аппарата. Цельный композитный узел в подобных случаях с высокой степенью вероятности становится источником дальнейшего развития аварии, переходящей в катастрофу.