Для мотопланёра моторный режим полёта является одним из двух основных, второй режим - планирующий полёт. Для самовзлётного планёра основной режим - планирующий. Двигатели используются исключительно для взлёта.
Цитата О планерлетах
Журнал «Самолет» в № 12 за 1933 г. опубликовал статью Л. П. Малиновского под многозначительным названием: «Новые пути планеризма» [93]. Автор статьи был человеком известным и влиятельным. Член партии с 1915 г., перед революцией один из руководителей московской военной организации большевиков, он принимал участие в боях против генерала Краснова, был комиссаром Туркестанского, затем Южного фронтов. Командовал войсками ВЧК на Украине. С 1923 г. занимал ряд командных должностей в РККА. За участие в боевых операциях
был награжден орденом Красного Знамени и отмечен знаками отличия. В 1928 г. Л. П.Малиновский был избран генеральным секретарем Осоавиахима СССР и РСФСР, а с 1932 г. он заместитель председателя Осоавиахима СССР.
...
Предлагая всеобъемлющий план внедрения планеризма в авиацию, автор не прошел и мимо такой возможности, как «использование в полете мускульной человеческой силы».Особое значение в своем плане автор придавал созданию нового типа летательного аппарата на основе планерной конструкции — планерлета, совмещающего достоинства самолета и планера. Самолетным свойством планерлета была определенная возможность совершать маневр независимо от интенсивности и структуры термических потоков. А планерными чертами планерлета были: высокое аэродинамическое качество, малая посадочная скорость и ограниченная нагрузка на крыло. Такой набор достоинств обеспечивался установкой на грузовой планер относительно маломощного мотора, позволяющего производить самостоятельный взлет машины без груза. Для подъема на высоту нагруженного планерлета должен был использоваться буксировочный самолет. В случае неблагоприятной погоды (сильного встречного ветра) буксировка продолжалась бы до места назначения груза, при иных условиях планерлет после подъема на высоту мог продолжать полет самостоятельно.
Главный тезис, которым руководствовался автор новой программы развития планеризма, формулировался так: скорость полета до известного и свыше известного предела находится в противоречии с экономикой, а иногда даже вредна (сельскохозяйственная авиация), она очень дорога,да и не всегда нужна. Ключом к созданию оптимальной конструкции он считал освобождение конструкторской мысли от гипноза скоростной машины. Создание планерлета должно было стать конструкторской мысли от гипноза скоростной машины. Создание планерлета должно было стать следующим после успешного осуществления «буксировочного направления» шагом к повышению экономичности авиации, как бы дальнейшим логическим развитием этого направления.
План Малиновского до опубликования обсуждался и был одобрен на заседании технического комитета IX слета, проводившегося с привлечением видных специалистов ЦАГИ, Главного управления авиационной промышленности, Военно-воздушной академии им. Жуковского, НИИ ВВС РККА. По итогам слета президиум ЦС Осоавиа^има принял постановление, в котором предлагалось: «Взять под
особое наблюдение и оказать всемерную помощь в осуществлении идеи сооружения и испытания планерлета».
...
По мнению Л. П. Малиновского, термин «плаперлет» имел самостоятельное значение как обозначающий новый тип летательного аппарата. Но эта точка зрения по получила поддержки специалистов, и в публикациях стали использовать нейтральный термин «мотопланер». Правда, переход на новую терминологию внес определенную путаницу, так как мотопланером стали называть любой планер с использованием мотора, а не только определенный, специально сконструированный для транспортных целей, оснащенный мотором минимально потребной мощности,
...