Цитата: AEro от 21.10.2009 23:48:09
Еще вопрос - когда-то мельком видел в журнале статью про возможность посадки спускаемого аппарата по "вертолетному". Как я понял, сначала торможение идет с помощью парашюта, потом на конечном участке раскрываются лопасти. Обосновывалось это возможностью маневра на конечном участке. Нет ли подробностей об этом проекте.
Вот ролик
http://www.youtube.c…r_embedded Называется этот кирогаз Delta Clipper. Проект фирмы McDonnell Douglas (если я правильно понял). Если владеете английским в Вике есть статья на английском. Из того, что известно мне-это попытка сделать возвращаемую (возвращаемые) ступени для многоразовой РН. Смутно припоминается, что в этом проекте (но не факт) должны применяться ЖРД с вытеснительной схемой подачи (для удешевления). Баки такой ракеты должны быть толстые, что по идее упрощает задачу возвращения ступени более менее целой. Лично я думаю, что эта фигня с лопастями не маневра на конечном участке, а для управляемой и контролируемой посадки, все таки парашют это не совсем то. Вообще идея сделать РКН по вытеснительной схеме-идея давняя, будоражит пытливые умы перманентно и периодически всплывает. Иногда применяется. По моему на Ариане верхний движок вытеснительный, а баки для него Лавка (НПО им. Лавочкина) делает. Ну а возвращения "жидких" ступеней для последуещего использования-мечта со стажем. Но пока-увы...