От интеграции к ассимиляции - почему в Дании принудительно ликвидируют этнические «гетто»

Статья   07 ноября 2021, 13:52:13 998 7 + 2,28 / 50
Александр Д
 
russia
56 лет
Слушатель
Карма: +365.83
Регистрация: 09.05.2021
Сообщений: 690
Читатели: 0
В отличие от своих соседей по региону и многих других европейских государств Дания сознательно отказалась от естественной интеграции своих «новых» граждан, попавших в страну в качестве беженцев или по программе воссоединения семей. Напротив, был выбран путь их принудительной ассимиляции, а главной задачей стало уничтожение образовавшихся в датских городах районов компактного проживания этнических меньшинств. Что самое поразительное, в борьбе против «гетто» (и это вполне официальный термин) объединились почти все политические силы: от ультраправых популистов до левых социал-демократов.


Параллельные общества

Несмотря на предпринимаемые попытки рассеять мигрантов по стране, они продолжали накапливаться в возникающих этнических анклавах. В крупных датских городах появлялись целые районы, где большинство населения составляли переселенцы из «незападных» стран (прежде всего выходцы из исламского региона, Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки). Они компактно занимали кварталы недорогого социального жилья, которого в годы создания скандинавской модели было построено в избытке, и постепенно вытесняли прежнее население, замещая его своими бизнесами, финансовыми, социальными, культурными и религиозными организациями. Школы и детские сады в районах вроде копенгагенского Мьольненпаркен или Геллеруппаркен в Орхусе становились в лучшем случае двуязычными, а по факту зачастую дети и подростки полностью находились в своей языковой среде.

Такие районы (по сути, этнические анклавы) в официальных документах сперва именовались «параллельными обществами». В Министерстве строительства и жилищных вопросов подчеркивали, что проживание в них создает ограничения, а не возможности, лишает детей перспектив в получении образования и хорошего рабочего места в будущем. Впоследствии для подобного рода мест компактного проживания мигрантов стали использовать термин «гетто», причем не только в быту или СМИ, но и в официальных правительственных документах, в принятых парламентом законах. Все попытки людей доброй воли указать, что это «стигматизированный» термин, что со времен Второй мировой и нацистской политики в отношении еврейского населения он несет негативные коннотации, закончились провалом. От использования слова никто не отказался.

Более того, в 2010 году очередное правоцентристское правительство сделало это понятие политико-административной категорией. Чтобы получить статус «гетто», тот или иной район должен был соответствовать трем из пяти критериев:

Уровень безработицы выше 40%.
Количество мигрантов и их потомков из «незападных» стран превышает 50%.
Количество осужденных в три раза превышает средний уровень по стране.
Количество жителей только с начальным образованием или без него превышает 50%.
Уровень совокупного дохода жителей не превышает 55% от среднего по региону.
В 2010-м власти насчитали в различных датских городах 29 районов, которым был присвоен статус «гетто». Каждый год, в декабре, этот список обновляется.
В десятых годах XXI века правительство продолжало ужесточать антимиграционное законодательство. Особенно это процесс активизировался после начала гражданских войн в Сирии и Ливии и цунами из беженцев, которое в этой связи обрушилось на европейские страны. По сути, Дания максимально ограничила мигрантам возможность легального въезда в свои пределы и получение официального статуса, позволяющего претендовать на финансовую и иную помощь со стороны государства. Одновременно ухудшалось и отношение датского общества к переселенцам, включая тех, кто въехал уже давным-давно, по другому поводу и даже успел получить местное гражданство.

Такую смену общественной парадигмы в отношении мигрантов зафиксировала также королева Дании Маргрете II. В 2016 году в своем интервью для книги «Глубокие корни», где она рассуждала о стране, ее населении, культуре и «датскости» как таковой, королева заявила, что датский народ должен более четко определить правила и ценности своей культуры, чтобы иметь возможность передать их новым жителям страны. Далее Маргрете II отметила, что датчане недооценили трудности в успешной интеграции мигрантов, не объяснили правила демократии мусульманскому населению и проявили неготовность принуждать к исполнению этих правил. Вероятно, именно это мнение датской королевы, ставшее отражением эволюции мнения общественного, и привело к отказу от добровольной интеграции «новых датчан» в пользу ассимиляции, которую некоторые эксперты назвали даже принудительной.

Ликвидация «гетто»

В 2018 году правоцентристское правительство Ларса Расмуссена представило парламенту пакет законов, получивший название «Одна Дания без параллельных обществ — Ликвидация гетто к 2030 году». По сути, в отсутствие других серьезных проблем в государстве, была обозначена центральная задача на ближайшее десятилетие: покончить с этническими анклавами, живущими своей жизнью отдельно от окружающей их страны, сделать их частью датского общества. В парламенте инициатива была поддержана коалицией, куда вошли не только ведущая правая партия Венстре и популисты из Датской народной партии, но и фракции левого спектра — социал-демократы и Социалистическая народная партия. Фактически принятый набор законов стал результатом широкого парламентского консенсуса, отражавшего, видимо, настроения в обществе.

Принятые в, казалось бы, прогрессивной скандинавской стране меры могли удивить. В частности, для нарушителей закона, проживающих в районе со статусом «гетто», вводились более суровые наказания. То есть представитель «параллельного общества» мог получить больший срок за одно и то же преступление, чем его «коллега» из благополучного квартала. Вводилась коллективная ответственность за преступление: в случае его совершения из квартиры в «гетто» выселялся не только нарушитель, но и члены его семьи.

Был принят и целый ряд других мер. Например, наказание за длительный вывоз детей мигрантов на «историческую родину», где они могли бы получить альтернативное образование. Или запрет на ношение женщинами паранджи или никаба, полностью или частично закрывающих лицо.

Впрочем, все эти законы вряд ли способны растворить этнические анклавы. Главной мерой в пакете законов 2018 года стало фактическое расселение «гетто», которое должно было начаться 1 января 2020 года и продлиться десять лет (отсюда цель — отсутствие «гетто» к 2030-му).


В соответствии с этой нормой, начиная с 2020 года в каждом из районов, которые квалифицировались как «гетто» (28 штук на начало года), объем социального жилья принудительно снижался до 40%. По сути, жилищные ассоциации, управляющие этими кварталами, должны были расселить нужное количество домов для достижения этого показателя. Нынешним арендаторам (в массе своей как раз мигрантам из «незападных» стран) предлагается определенная денежная компенсация и альтернативное жилье схожих потребительских качеств, но уже в районе, где мусульманское население не составляет большинства. Отселяемые дома могут реконструироваться или сноситься со строительством на их месте частных кварталов современного типа, продажа квартир в которых будет служить источником финансирования для возведения новых социальных домов в других районах датских городов.

Говоря коротко, основная цель этой инициативы — принудительно ликвидировать этнические анклавы. До 60% их населения будет рассеяно по другим районам, а оставшиеся 40% разбавят новыми благополучными жильцами. Это позволит создать приемлемый микс, пропорции которого уже не позволят мигрантам вновь сконцентрироваться на ограниченной территории.




Получится ли ассимилировать «незападные меньшинства» у датского правительства, покажет ближайшее десятилетие. Процесс запуска в работу пакета законов 2018 года в текущем сезоне был заторможен из-за коронавирусной эпидемии, но настойчивость властей, похоже, не оставляет выбора. Даже проигрыш правоцентристами парламентских выборов 2019 года, полный провал на них Датской народной партии, формирование нового «левого» правительства социал-демократки Метте Фредериксен не принес смены курса. Эксперты отмечают, что новый кабинет министров модернизировал лишь риторику (например, назначенный министр строительства и жилищных вопросов безуспешно призывал отказаться от термина «гетто»), но магистральное направление миграционной политики осталось тем же. Похоже, громкий социальный эксперимент в Дании продолжится, а ее соседи с пристальным вниманием будут наблюдать за его итогами.



статья

 
Возможно, датский опыт по ликвидации "паралельных сообществ" пригодится и в России.
  • +2.28 / 50
КОММЕНТАРИИ (7)
 
Поверонов
 

Уже поздно - микросоциальные этнические сообщества образуются в социальных сетях. Для общения в совместном проживании уже нет необходимости. Да и раньше было полно этнических забегаловок, куда приезжали пообщаться
  • +0.29 / 11
 
 
Александр Д
 
russia
56 лет

Социальные сети проще контролируются.
Да и работает весь пакет мер - начиная от более жёсткого наказания и прекращения приёма новых "беженцев" до отправки в Африку на многолетнее проживание и "обучение".
Отредактировано: Александр Д - 07 ноября 2021 14:20:51
  • +0.67 / 11
 
змий
 
russia
Захарово

Каким боком? Расселить Чечню и Дагестан? Как опыт "ногтя мизинца" на карте - Дании - может быть экстраполирован на огромную Российскую Федерацию?
  • +0.31 / 11
 
 
AltTab
 
russia
Москва
41 год

На любую попытку кучковаться по национальному признаку (диаспора) радостно потирать ручки "О, УК РФ Статья 210. Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)" 
  "...Создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами -

   наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет..."
http://www.consultant.ru/docum…0d047d6fb/
   Т.е. клубы по любым интересам (футбол, шахматы, вышивание, кулинария,.., онанизм) где люди собираются не по нацпризнаку не запрещены, а вот попытка создания этнической ОПГ (диаспора) - пожалуйте бриться...
  • +1.16 / 34
 
 
 
Sliventiy
 
russia
Москва

Как всё гладко у Вас… ну что ж, попробуйте начать с Российского еврейского конгресса.
  • +1.96 / 44
 
 
 
ILPetr
 
russia
Екатеринбург
60 лет

А у диаспоры по умолчанию есть цели "совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений либо руководство преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями, а равно координация действий организованных групп, создание устойчивых связей между ними, разработка планов и создание условий для совершения преступлений организованными группами, раздел сфер преступного влияния и (или) преступных доходов между такими группами"? Не, когда есть - все понятно, но когда нет? Вы не пытались читать законодательные акты по словам, понимая их в основном значении? С учетом знаков препинания?
  • +0.14 / 3
 
 
Александр Д
 
russia
56 лет

Да там же статье перечислены серия мер, начиная от "более сурового наказания чем из благополучных районов"
У нас же наоборот, как бы не обидеть диаспору

А при чём тут Чечня и Дагестан?
Это российские регионы и российские граждане. А вот мигрантов у нас от 10 до 12 миллионов. И приглашаются ещё.
Насчёт небольшой территории тоже есть интерес.
В том то и дело - эффект виден сразу.
А в соседних Швеции и Норвегии и таких мер нет. Не так давно была статья про Швецию, где говорилось о 101-м неподконтрольному правительству районе. И они не знают, что делать
Цитата
 


Только "страдают".
Проблема беженцев и миграций не уменьшается в мире, а только растёт.
И здесь повод для российских законодателей рассматривать в качестве одного из примеров как проблему решают(или не решают) в Европах.
Отредактировано: Александр Д - 08 ноября 2021 03:45:01
  • +0.58 / 12