Современные российские ВС
37,903,498 98,916
 

  valery913 ( Слушатель )
09 дек 2021 16:56:17

Первый зампред коллегии ВПК: новая программа вооружения изменит облик российской армии

новая дискуссия Статья  174

   Москва. 9 декабря. ИНТЕРФАКС - Российская армия в ближайшие годы получит линейку перспективных беспилотных летательных аппаратов, а танк "Армата" уже получил новый боекомплект, сообщил первый заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Андрей Ельчанинов. В интервью специальному корреспонденту "Интерфакса" Александру Белову он рассказал о новой Государственной программе вооружения, "Морском старте" и судьбе Ил-112В.

  - Андрей Федорович, в ноябре президент провел традиционные военные совещания в Сочи. Какие вопросы обсуждали, какие задачи поставили перед отраслью?

       - Помимо общей оценки состояния дел в вооруженных силах и оборонно-промышленном комплексе страны обсудили перспективы развития беспилотной авиации различного типа. Докладывал главнокомандующий Воздушно-космическими силами генерал армии Сергей Суровикин. По сути, военные ознакомили Верховного Главнокомандующего со своим видением развития этой сферы, представили ему потенциальную номенклатуру беспилотных комплексов, которые планируется принять на вооружение как в ближайшей перспективе, так и в рамках новой Государственной программы вооружения на 2024-2033 годы. Их подход был поддержан.

       К совещанию привлекались генеральный директор концерна ВКО "Алмаз-Антей" Ян Новиков, глава КТРВ Борис Обносов, которые рассказали о перспективах развития систем ПВО-ПРО, новых образцах гиперзвукового оружия, в том числе технологических особенностях их создания, о необходимости развития стендовой, полигонной базы.

       Кроме того, обсудили проблемные проекты. Таковы основные итоги, которые могут быть раскрыты публично.


       - И какие же беспилотники можно будет увидеть в войсках в ближайшее время?

       - Запланированы поставки ударных беспилотников, специализированных беспилотников, которые будут решать задачи радиолокационного дозора и наведения. Также придут беспилотные летательные аппараты, которые будут помогать решать задачи преодоления ПВО противника. В общем, различная номенклатура, не менее шести типов. Акцент сделан на развитии тяжелых беспилотников, для применения которых будут задействоваться взлетно-посадочные полосы ВКС.

       На следующей такой встрече, которая запланирована на май 2022 года, Минобороны доложит свои подходы к изменению структуры ПВО-ПРО в нашей стране, соответственно будут уточнены задачи и для беспилотников. Объемы поставок появятся в 2022-2023 году, когда Минобороны будет готовить параметры новой ГПВ.

       Кроме того, обсудили вопросы создания образцов вооружения для беспилотников. Это будет и высокоточное оружие, и неуправляемое оружие, и бомбы, и ракеты.


       - РФ готова выводить на внешний рынок новые беспилотники и конкурировать с турецкими Bayraktar?

       - Мы уже активно конкурируем. Говорить, что их образцы превосходят наши – некорректно. На совещании у президента был одобрен подход представителей промышленности о необходимости активно выходить на этот рынок. Сразу после совещания в Сочи отдельные образцы комплексов с БПЛа ("Орионы") были продемонстрированы в Дубае на воздушно-космическом салоне. Есть у нас и другие типы, которые завершают испытания, мы не уступаем турецкой технике. Не исключаю, что маркетинговая политика в этой сфере может быть более агрессивной. Но нельзя забывать о режиме санкционного воздействия. Будем бороться за каждую нишу, за каждое предложение.


       - Как идет реализация программы "Охотник"? Беспилотник получит двигатель с плоским соплом?

       - Облик беспилотника типа "Охотник" определен, идут соответствующие этапы испытаний. Если по результатам будет необходимость внести изменения, беспилотник доработают. Одно из технических решений, которое сейчас рассматривается, – так называемое, плоское сопло. Но пока это лишь конструкторское предложение, которое нужно отработать. Сроки поставок беспилотников в войска сохраняются – с 2024 года.


       - На какой стадии формирование новой Государственной программы вооружения?

       - Формирование ГПВ проходит в три этапа. На первом, в 2020 году, были сформированы единые методические материалы, проведён анализ, оценка возможных угроз и экономической ситуации. Этот этап успешно завершен, все необходимые решения приняты, одобрены коллегией ВПК и доложены Верховному Главнокомандующему.

       На втором этапе, чему был посвящен этот год, формировалась единая система исходных данных для программно-целевого планирования обеспечения реализации военно-технической политики и перехода к дальнейшим шагам. Также разрабатывались основные направления развития вооружения и военной техники на 15-летний период – исходя из прогнозов развития техники в России и в мире.

       Следующие два года будет идти третий, основной этап формирования ГПВ, на котором разрабатываются конкретные предложения по составу, содержанию, технико-экономическим показателям и мероприятиям программы. Именного на этом этапе планирования на первый план выходит координирующая и объединяющая роль коллегии ВПК.

       Основные заказчики в рамках ГПВ будут формировать так называемый "президентский" ряд образцов вооружения и военной техники, который определит перспективный облик вооруженных сил и других воинских формирований до 2033 года. Исходя из этих задач, мы планируем в течение 2022-2023 годов на площадке коллегии ВПК сформировать рабочие группы по основным направлениям: ВКС, сухопутная группировка, ВМФ – там будем детально рассматривать предложения государственных заказчиков с учетом их потребностей и возможностей предприятий оборонки.

       Ключевое – детальный разбор по каждому образцу. Работа не только с головными исполнителями, но и с основными участниками кооперации. Будет оцениваться подготовка производства, обеспеченность персоналом, наличие технологической оснастки – глубина погружения достаточно большая. Основная задача – сформировать на площадке ВПК консолидированное мнение о возможности реализации конкретного образца в интересах конкретного заказчика с учетом возможностей промышленности за реальные сроки и деньги.

       Надеемся, мы выйдем на финальную редакцию ГПВ в конце 2023 года.


       - Есть ли новшества при создании новой программы?

       - Мы привлекли к работе над новой ГПВ генеральных конструкторов, Фонд перспективных исследований как источник прогнозных данных и не только. Фонд доказал свою состоятельность и способен работать в быстро изменяющихся условиях. Кроме того, в рамках ГПВ сразу будут предусмотрены работы по капитальному строительству объектов военной инфраструктуры для размещения объектов вооружения и военной техники. Эти задачи взаимосвязаны, всё должно быть скоординировано при вводе в строй новых образцов. В первую очередь, это перспективные образцы, определяющие облик Вооруженных сил РФ. Шахты, здания, аэродромы – все должно быть подготовлено.


       - Объемы финансирования определены?

       - Позиция коллегии ВПК – объём финансирования новой ГПВ не должен быть ниже предыдущей. Мы эту позицию отстаиваем. Эта планка - не менее 2,4 трлн рублей на 2024 год. Объемы финансирования всей программы до 2033 года мы обсуждаем с Минфином. Есть два сценария: "оптимистичный" (30 трлн рублей на десятилетнюю программу) и "пессимистичный" ( 20 трлн рублей на этот же период). Ищем золотую середину с учетом возможностей государства.


       - Как будете решать вопросы ценообразования на продукцию?

       - Очень важно заходить с ясным и четким формированием цены новых образцов вооружения и военной техники. Ценообразование должно быть объективным, основанным на экономических реалиях, а не на мнении заказчика. Как показала жизнь, на далёкую перспективу спрогнозировать все экономические показатели невозможно. Поэтому нужен адаптивный механизм, позволяющий как увеличивать, так и уменьшать цену продукции. Над этим придется серьезно поработать - коллегии ВПК, министерству промышленности и торговли, государственным заказчикам и представителям частного капитала. Вопрос очень тонкий.

       Должны быть единые механизмы формирования цены на основе нормативных актов. Заказчик в процессе изготовления той или иной продукции не должен переосмысливать её стоимость. Это дело контролирующих органов – Счетной палаты и других.

       Еще один момент: средства государства на исполнение ГПВ и ГОЗа имеют целевое назначение и целевую окраску. Закон запрещает тратить их на иные нужды. Эта практика показала свою дееспособность, она должна сохраниться – деньги ГОЗа могут тратиться только в рамках ГОЗа. Но есть особенности – каждый государственный контракт подразумевает открытие специального счета в банке. Один контракт – один счет. В итоге у предприятия ОПК может быть достаточно большой набор госконтрактов – соответственно, большой набор спецсчетов, что влечет за собой дополнительные издержки по их сопровождению, по работе с кооперацией, по предоставлению отчетности, но финансовые маневры при этом ограничены. Позиция коллегии ВПК: у оборонного предприятия должен быть один специальный счет для взаиморасчетов в рамках исполнения гособоронзаказа, там будут аккумулироваться все средства по всем контрактам. В условиях нехватки оборотных средств это позволит маневрировать. Этот вопрос вновь поднят.


       - Как насчет рентабельности?

       - Уровень рентабельности в ходе исполнения ГОЗа не позволяет предприятиям инвестировать в другие проекты, в диверсификацию. В ходе работы совета по ценообразованию при коллегии ВПК мы существенно доработали постановление правительства РФ № 1465 и добились согласованной позиции хотя бы о минимальном уровне рентабельности - 5%. Задача – позволить предприятиям зарабатывать на ГОЗе, развиваться, иметь средства на инициативные проекты и избегать закредитованности, ведь этот клубок мы только недавно распутали.



https://www.militarynews.ru/story.asp?rid=2&nid=562036&lang=RU
  • +0.53 / 17
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!