О прошлом
2021 год уходит. Год, который было трудно пережить, еще труднее его будет забыть. Год, проведенный под постоянным прессингом коронавируса и информации о очередных ограничениях, которые страны налагали друг на друга. Год потерь и сосредоточения. Давайте попробуем вспомнить несколько событий или процессов, которыми запомнился год и которые стали определяющими для этого года и будут иметь продолжение в будущем.
Продолжение пандемии и вакцинные войны
Практически весь год мир жил в надежде на то, что пандемия коронавируса, пришедшего еще из года 2019 наконец то отступит. За это время мы осилили практически весь латинский и частично греческий алфавит, перебирая штаммы вируса, включая пресловутую «дельту» и новый «омикрон».
На самом деле мир в каком-то роде привык жить в условиях пандемии, а неизбежные потери теперь воспринимаются, если не легче, то по крайней мере гораздо более буднично. Ушли многие и великий режиссер Меньшов, и гениальный актер Лановой и многие, многие другие. Это уже произошло и это можно только принять.
Вирус породил в совершенно невообразимых масштабах самоубийственные течения в обществе. Это и отрицатели вируса, и искатели «скрытого», искавшие везде то ли какие-то чипы, то ли число зверя, то ли еще что-то столь же рациональное, и противника вакцинации и выступающие против ограничительных мер. Последние стали центром протестной активности по поводу вируса и в многих срана стали чуть ли не главным драйвером протеста. Где-то это протест был тихим и практически незаметным (в России, например, свелся к выходу локальных групп протестующих, к местам, где их не найдет полиция, а в Нидерландах дошло до побоищ, столкновений с полицией и т.д.). И это, являясь знаком уходящего года будет ждать нас и в следующем. Может быть в меньших формах, но ждать будет.
Параллельно шел процесс расширения вакцинации. И это вылилось в общемировую борьбу то ли за доходы от вакцин, то ли за стремление побороть вирус. Победило первое. Под давлением мировых фармацевтических компаний так и не был принят акт о снятии авторских ограничений на вакцину, зато в полной мере был бойкот к сертификации Спутник V в странах ЕС и США. Одновременно оказалось, что вакцинироваться можно (и нужно) не один или два раз, а как можно чаще (кто-то говорит трижды в год, кто-то четырежды).
Всепобеждающий симбиоз стремления к безопасности и еще большего стремления на этом нажиться сал символом года. И будет отражаться и на событиях следующего.
Новый экономический кризис
Еще одним весомым событием в мире стал новый эпизод мирового экономического кризиса. Вслед за резким падением экономик мира в период коронавируса эксперты предрекали V образный восстановительный рост, которого, естественно не последовало. Последовала же гонка количественных смягчений.
Это гонка продолжалась весь год. Страны наперебой повышали планку вкачиваемых вы экономику средств. Под этот проект они пытались изобрести кто инфраструктурный план развития, как США, кто фонд помощи предпринимателям, как некоторые страны Европы, кто придумывал еще какой-то легальный способ расширить денежную массу. Некоторые страны и вовсе приобретали к тактике раздачи денег населению, как бы стимулируя потребительский спрос. Насколько спрос возрос до настоящего времени не ясно. Видимо рост какой-то произошел, но явно не в тем объемах, в которых этого хотели бы организаторы данного смягчения.
При этом, нынешние смягчения, фактически оказались копией ранее проводившихся, но только в гораздо более сжатые сроки и с существенно увеличившимися масштабами. Еще лет 10 назад те суммы, которые в экономики мира наперебой вливались правительствами считались бы запредельными и вызвали серьезное непонимание со стороны экономистов. Разбалансировка экономической системы очевидна, эффект же не столь. Однако, судя по всему, весь мир перешел на практику так называемого меньшего из зол. И на фоне грозящей глобальной рецессии раздувание денежной массы как раз и рассматривалось в качестве такого меньшего зла.
Итог оказался весьма плачевным. В настоящее время практически во всех странах мира наблюдается рост инфляции. Где-то он напрямую вызван смягчениями, где-то возник в связи с наличием таковой в доминирующих экономических системах. Самое печальное для мировой экономики то, что дальнейшее смягчение ведет к двум негативным последствиям: дальнейшему разгону инфляции и уменьшению эффективности количественных смягчений (почти как по Марксу, в части стремления нормы прибыли к понижению). А это значит, что вскоре смягчать уже больше будет нельзя, ставки центральных банков нужно будет вести вверх, а рост экономик может смениться падением, при этом инфляция из-за эффекта протяженности во времени буде сохраняться. В результате следующий год, вероятнее всего, станет годом стагфляций в мировой экономике.
Эти экономические проблемы носили в уходящем году универсальный характер и проявлялись в отношение всех государств. Где-то менее заметно, где-то крайне резко. Аргентина объявила очередной дефолт, Турция принялась сжигать валеные резервы.
Видимые проявления постепенного ослабевания гегемонии
В сфере международной политики ключевым моментом оказалось видимое проявление ослабления влияния США, как мирового гегемона. И раньше это влияние имело свойство постепенно истощаться, но в этом году оно получило крайне заметное проявление.
Этим проявлением стало бегство США и союзников из Афганистана. Нет конечно, идея вывести войска была в общем-то верной. США, конечно. поддерживали марионеточный режим в Кабуле, пытались продемонстрировать какую-никакую стабильность и политический процесс, изображали формирование прообразов западных представительных органов и светскость правительства. В конечном итоге всё встало на свои места. Ширма, стоявшая более чем десятилетие, рухнула и оказалось, что за фасадом американского «миротворчества» и миллиардов, израсходованных на обучение афганской армии, ровным счетом, ничего нет! Точнее есть, но настолько хлипкое и театрализованное, что не продержалось и нескольких месяцев с момента выведения основных американских сил. Закончилось это и того позорнее Бегством остатков американского контингента, посольских чинов из Кабульского аэропорта под надзором стволов Талибана. Причем настолько жалко, что всему миру стало понятно. Не американцы вышли из Афганистана, а их оттуда откровенно говоря выдавили.
Параллельно деградировали разведывательные институты, идеологическое оружие США начало ржаветь и покрываться плесенью (на «творчество» CNN, Голоса Америки, Радио Свободы без содрогания не взглянешь – некомпетентность, неэффективность, растление).
Единственное, что в США улучшилось – это взаимодействие правительственных органов. Вместо традиционной при Трампе войны между президентской администрацией и Конгрессом, сейчас сдержанное единство во мнениях, правда на фоне полнейшей деградации самих политических институтов, погрузившиеся в пучину зеленой повестки и новой этики.
Новые альянсы, которые США принялись городить в Азии (альянс с Индией, альянс с Австралией) и на Ближнем Востоке имеют еще больший крен в сторону США по сравнению с НАТО. При этом. они не способны в полной мере повлиять на расклад сил в Азии или на Ближнем Востоке.
Тем более, что пришедшие к власти демократы начали душить американо-израильские отношения и прямо сейчас начали обвинять Саудовскую Аравию в подготовке программы разработки баллистических ракет. Это значит, что Ближний Восток в обозримой перспективе существенно уменьшит присутствие в своих странах США. Выход США и Сирии из Ирана становится неизбежным. Вопрос только в том насколько позорно.
Северный Поток-2 и мировые энергетические войны
Еще одной вехой этого года стала эпопея вокруг «Северного потока-2». Его всё же достроили, хотя изначально предполагалось, что это будет сделано еще год назад. Американские «санкции» оказались успешными, но лишь в части отложения срока завершения строительства.
Сейчас газопровод наконец-то достроен и моет использоваться по назначению. Пауза в сертификации, конечно же является в большей степени политической, чем экономической, правовой, или технической. Но и в этом плане всё более-менее четко. Проамериканское правительство Германии (в рамках коалиции «Ямайка» из СДПГ, Зеленых и Свободных демократов) готово потянуть время сертификации (правда не боле чем на полгода), потом эта проволочка вызовет серьезные проблемы с немецкой промышленностью, чего даже «Зеленые» в общем то не хотят. Так что сертификация будет проведена, это неизбежно, но только тогда, когда текущий острый политический момент будет исчерпан. Сделано это будет неожиданно и негласно для немецкой прессы., по тому, что именно через нее и идет прокачка дискурса, определяющая Россию в качестве врага.
Достройка «Северного потока-2» была частью договоренностей «Женевы - 1» самой эффективной за весь год попытки диалога между Россией и США, закончившейся, правда, из-за американского нетерпения во время визита Нуланд провалом.
Сейчас вся игра идет на не допуске сертификации «Северного потока -2» и тут у правительства Германии и властей ЕС нет никакого варианта повернуть всё вспять. Трубопровод построен и его не допуск сейчас не позволит использовать даже страховку, а это будет означать, что акционеры строительства понесут убытки. А среди этих акционеров есть и немецкие компании. Сейчас Германия идет на поводу у США в попытке использовать газопровод в качестве одного из козырей в диалоге с Кремлем. Но этот козырь чрезвычайно слаб и не принимается Кремлем. Низкие температуры в Европе, малый объем закачки газа в хранилища и высокие аукционные цены дают Кремлю возможность использовать газопровод как встречный контраргумент.
При этом, нужно отметить, что сейчас «Запад» пытаясь использовать газопровод как аргумент фактически вредит лишь своей позиции. Попытка заставить Газпром качать больше газа через Украину и Польшу оборачивается провалом. Контракт есть, и никто не собирается его перелицовывать под нужды. Газпрому выгоднее не закачивать сейчас большие объемы газа. А дождаться, когда формулярная цена поставки будет совпадать с нынешними аукционными. Изменить это может лишь настойчивое указание президента.
Так что год прошел в этом плане под знаком «трубы», которая из незавершенного строительством объекта, превратилась в готовый трубопровод и головную боль для ЕС.
Новая этика и новый зеленый порядок
Наконец в 2021 году по планете нерушимым шагом двигалась новая этика и новый зеленый порядок. Практически весь год прошел под аккомпанемент обсуждения климатической повестки (от Давосского форума, до встречи в Глазго).
Новая этика – это дикая смесь из зеленой повестки, прав нетрадиционных сообществ, мульти-культуризма, замешанного на BLM пропаганде и изрядно сдобренного американскими и европейскими репрессивными практиками по поводу «штурмовиков» Белого Дома, русских шпионов и, как апофеоз – Джулиана Ассанжа, которого всё же выдают США.
Гротескный характер новой этики и новой повестки в настоящее время очевидна всем. Даже те. Кто является горячими сторонниками и поборниками таких практик, на самом деле знают, что выглядит это как откровенное трюкачество в поисках быстрой наживы на грантах и продвигаемых медийных продуктах.
В минувшем году эта этика и повестка подучили новые ракурсы в части не только политического признания (этому уже как несколько лет) и экономического наполнения (тут работа тоже велась по крайней мере лет пять), но и масштабирования в ракурсе конструирования будущего, что особо проявляется на примере водородной энергетики.
В настоящее время практически никто не сомневается в так называемой водородной энергетике, хотя еще год назад эта мера вряд ли вышла бы на широкое обозрение. Сейчас именно это направление рисуют в качестве будущего (причем, единственного). Дело в том, что солнечная и ветровая генерация показали свою ограниченность и высокую себестоимость, а более зеленая повестка предложить ничего не может. Нет, конечно, можно пытаться назвать атомную энергетику самой чистой в мире (что недалеко от истины). Но тут они наступают на горло собственной песне, которую пели ранее, когда закрывали одна за другой АЭС в Германии. Некрасиво получается.
Эта новая этика и новая повестка которой сопротивляется (в части неформальных культур) и пытается рационально встроится (в части зеленой повестки) Россия. При этом, Кремль совершенно не желает маршировать в тесном строю поддерживающих Байдена. Что показал в свою очередь саммит в Глазго. И тут возникает самый важный вопрос. И России, и Китаю и многим другим важно не допустить, чтобы именно в США решался вопрос, что экологически приемлемо, а что нет, так как по заведенной американской традиции это будет использовано против всех остальных в целях бизнеса.
Вот такой он получился, уходящий 2021 год, год ожиданий и преодолений. Год страданий и надежд. Надеюсь, что для Вас этот год не был связан с трагическими потерями и что Вы сохранили оптимизм смотреть в будущее с надеждой. Берегите себя.