Спецслужбы
1,319,943 7,947
 

  Vediki977 ( Слушатель )
03 июн 2022 07:48:33

Как абсолютный мерзавец превратился в легенду

новая дискуссия Статья  140

Один из самых кровавых нацистских палачей Третьего рейха, начальник тайной государственной полиции (гестапо) – IV управления Главного управления имперской безопасности (РСХА), группенфюрер СС и генерал-лейтенант полиции Генрих Мюллер по прозвищу «гестапо-Мюллер» олицетворял собой нацистский террор, пытки и казни.
В последние часы гитлеровской Германии ему удалось исчезнуть с исторической сцены. Дальнейшая его судьба стала достоянием легенд.

В ЦЕНТРЕ ПАУТИНЫ
Мюллер поставил политический сыск на рельсы технического прогресса. Он опутал земной шар агентурной сетью, вхожей в высшие властные структуры важнейших государств мира.
Мюллер знал шифры многих правительств и армий, их разработчиков и носителей. Он был в курсе военных и государственных тайн союзных и вражеских коалиций. Наконец, он знал, кто и чем занимается в Германии – в науке, в инженерии, в военном производстве и Генштабе, в политике: кто чего стоит, кто на кого работает.
Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер поручал Мюллеру многие деликатные миссии, где требовался человек, не обремененный «химерой совести». При участии Мюллера была подготовлена провокация в Глейвице, послужившая поводом для начала Второй мировой войны. Он руководил ликвидацией подпольной антифашистской организации «Красная капелла», расследованием заговора против Гитлера 20 июля 1944 года, под его руководством его подчиненный Адольф Эйхман осуществлял «окончательное решение еврейского вопроса».

ПРИГОВОР НЮРНБЕРГСКОГО ТРИБУНАЛА
Однако на скамье подсудимых Международного военного трибунала в Нюрнберге Генриха Мюллера не было: он считался мертвым. Что же касается «конторы» Мюллера – приговор трибунала «по делу о преступлениях против мира, о военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершенных СС, гестапо и СД» гласил:
«Вскоре после создания РСХА, в ноябре 1939 года, полиция безопасности была «координирована» с СС путем производства всех чиновников гестапо и уголовной полиции в звания СС, соответствовавшие занимаемым ими постам. Созданием РСХА достигались координация деятельности всей полиции и разграничение функций среди высших полицейских чиновников... Аналогичная координация существовала и в местных управлениях…
Одной из основных функций местных частей СД было служить в качестве разведывательной агентуры для местных частей гестапо... Как гестапо, так и СД представляли собой важные, тесно связанные между собой группы в составе организации полиции безопасности и СД… Первоначально одной из функций гестапо являлось предотвращение какой-либо политической оппозиции нацистскому режиму – функция, которую гестапо выполняло с помощью СД...
Гестапо и СД также занимались рассмотрением дел, связанных с государственной изменой, прессой, церковью и евреями. По мере того как нацистская программа антисемитских преследований усиливалась, роль, которую играли эти группы, становилась все более важной…
Местные части полиции безопасности и СД продолжали свою работу на оккупированных территориях после того, как они переставали быть театром военных действий. Полиция безопасности и СД занимались местными арестами гражданского населения в этих оккупированных странах, заключали большое число этих арестованных в тюрьмы, где их содержали в нечеловеческих условиях, подвергали зверским допросам третьей степени и посылали многих из них в концентрационные лагеря...
Управления полиции безопасности и СД использовались в проведении в жизнь программы рабского труда... Управления гестапо внутри Германии несли функции надзора над рабочими, вывезенными в Германию для рабского труда, и отвечали за привлечение к ответственности тех, кто отсутствовал на месте работы.
Местные управления полиции безопасности и СД также принимали участие в совершении военных преступлений, заключавшихся в убийстве военнопленных и жестоком обращении с ними. Советских военнопленных, находившихся в лагерях для военнопленных в Германии, проверяли эйнзатцкоманды, которые действовали в соответствии с указаниями местных управлений гестапо. Комиссары, евреи, представители интеллигенции, «коммунисты-фанатики» или даже те, кого считали неизлечимо больными, рассматривались как «нетерпимые элементы» и уничтожались».
Трибунал пришел к заключению, что гестапо и СД «использовались для целей, которые являлись, согласно Уставу, преступными и включали преследование и истребление евреев, зверства и убийства в концентрационных лагерях, эксцессы на оккупированных территориях, проведение программы рабского труда, жестокое обращение с военнопленными и убийство их». Трибунал «признает преступной, согласно Уставу, группу, состоящую из тех членов гестапо и СД… которые вступили в организацию или оставались в ней, зная о том, что она использовалась для совершения действий, объявленных преступными… или как члены организации лично принимали участие в совершении подобных преступлений. Основой для вынесения настоящего приговора является то, участвовала ли организация в совершении военных преступлений и преступлений против человечности».


ЗАГАДОЧНОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ
Факт смерти шефа гестапо долгое время не был точно установлен, что послужило основанием для многочисленных спекуляций о его местонахождении. Западные спецслужбы долгое время полагали, что Мюллеру удалось выжить во время войны. В 1949 году его якобы видели в чешских Карловых Варах. Следы «гестапо-Мюллера» искали то в Южной Америке, то в США, то даже в СССР.
Последней версии придерживался известный «охотник за нацистами» Симон Визенталь. Эта версия основывалась на воспоминаниях шефа внешнеполитической разведки СД (VI управления РСХА) Вальтера Шелленберга, опубликованных после его смерти. Шелленберг писал, что Мюллер был завербован советской разведкой и после войны жил в Советском Союзе. Ходили слухи, будто он скончался в Москве в 1948 году. По другим предположениям, Мюллер пережил раскол Германии в 1949 году на два государства и стал сотрудником Министерства госбезопасности ГДР.
Были версии, что Мюллер скрылся в Патагонии. Назывались разные места его пребывания: Аргентина, Боливия, Бразилия, Парагвай, Чили.
В 1990-е годы в США были опубликованы «Вербовочные беседы» и «Дневники» Мюллера, которые оказались фальшивкой. Согласно этой литературно-исторической мистификации, Мюллер был завербован ЦРУ, в дальнейшем жил в США и умер в 1982 году в Калифорнии. Однако само ЦРУ исходило из того, что Мюллер скончался в начале мая 1945 года в Берлине.

ВЕРСИЯ О САМОУБИЙСТВЕ
2 мая 1945 года, после захвата Красной армией имперской канцелярии (вместе с «фюрер-бункером») и задержания органами контрразведки «Смерш» приближенных Гитлера, начался кропотливый сбор информации о местах возможного нахождения высших руководителей Третьего рейха. Среди свидетелей последних дней нацистского государства и его фюрера был и личный пилот Гитлера, командир «эскадрильи фюрера» Ганс Баур (в некоторых русских текстах – Бауер или Бауэр). Именно Баур сообщил о самоубийстве Генриха Мюллера.
В 2022 году накануне 77-летия Победы ФСБ России впервые опубликовала документы следственного дела Баура. В «собственноручных показаниях» от 19–22 декабря 1945 года личный пилот Гитлера утверждал:
«Группенфюрер СС Мюллер еще 30 апреля, после смерти Гитлера, сказал мне, что и он вместе с еще двумя сотрудниками СД застрелится. Для тебя, Бауер, уйти отсюда (из имперской канцелярии. – Б.Х.) имеет смысл: как пилоту, тебе не приходилось никого арестовывать или расстреливать. А я вел следствия по делу заговора 20 июля и делал еще кое-что, о чем я не имею права говорить… Если встретишь Гиммлера, то скажи ему, что мы были ему верны до последнего вздоха… В плену от монтера Хеншеля я узнал, что Мюллер и еще два его сотрудника застрелились в имперской канцелярии».

СЫН ЖАНДАРМА – ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК
Биографию Мюллера написал историк из ФРГ Андреас Зегер (его книга «Гестапо-Мюллер» есть в русском переводе).
Генрих Мюллер родился 28 апреля 1900 года в Мюнхене, столице Баварии, в католической семье бывшего чиновника жандармерии Алоиза Мюллера и его жены Анны, урожденной Шрайндль. Генрих был единственным ребенком в семье: его сестра умерла сразу после рождения. В 1907 году родители отправили мальчика в рабочую школу. Генрих хорошо учился, но учитель охарактеризовал его как избалованного, подозрительного и склонного ко лжи.
Окончив восьмой класс в 1914 году, Генрих стал подмастерьем на авиационном заводе в Мюнхене. После трехгодичного обучения в июне 1917 года он записался добровольцем в кайзеровские люфтваффе. Обучался летному делу в Мюнхене, Аугсбурге, Нойштадте. В марте 1918 года завершил летную подготовку и был направлен на Западный фронт в авиационную часть А-187.
Юный летчик хотел прославиться, стать героем. Он самостоятельно совершил налет на Париж и был награжден Железным крестом I класса. Но в июне 1919 года в возрасте 19 лет вице-фельдфебель Генрих Мюллер был уволен в запас. До ноября он работал экспедитором в инспекции по аэронавигации.

ЧИНОВНИК БАВАРСКОЙ ПОЛИЦИИ
1 декабря 1919 года Мюллер поступил на службу в административную часть управления полиции Мюнхена. 16 октября 1920 года переведен в службу безопасности (отдел VI А – политическая полиция). Мюллер занимался борьбой с организациями левого толка, прежде всего коммунистами.
В 1923 году Мюллер, обучавшийся в частном порядке в реальном училище, получил свидетельство о полном среднем образовании. В том же году его назначили ассистентом полиции.
17 июня 1924 году Мюллер женился на Софии Дишнер, дочери состоятельного владельца издательства и типографии. Со своей будущей женой он познакомился в 1917-м. В браке с Софией родились сын Райнхард и дочь Элизабет, которая сохранила об отце самые теплые воспоминания. Но отношения с женой складывались непросто. Мюллер жил отдельно от жены, но не развелся с ней: развод мог повредить карьере. Став начальником гестапо, Мюллер завел двух любовниц: секретаршу Барбару и делопроизводительницу Анну. София Дишнер пережила мужа и скончалась в 1990 году в возрасте 90 лет.
1 июля 1929 года, успешно сдав экзамен, Мюллер получил должность секретаря полиции Мюнхена. В его обязанности входило взятие показаний у подозреваемых коммунистов и закрытие уже рассмотренных дел. Начальство видело в нем «добросовестного, находчивого и исполнительного чиновника», готового к повышению по службе.
Мюллер был аполитичен, придерживался традиционных национально-консервативных (но не нацистских) взглядов. На выборах голосовал за Баварскую народную или Немецкую национальную партию.


Генрих Мюллер (в первом ряду слева) на военном кладбище в Осло.  Фото Норвежского телеграфного бюро, 1941 год


КАРЬЕРА ПРИ НАЦИСТАХ
После прихода к власти национал-социалистов Генрих Мюллер стал быстро продвигаться по служебной лестнице. 1 мая 1933 года он получил повышение, став старшим секретарем полиции, а 1 сентября 1933 года его перевели в баварскую политическую полицию, где он стал инспектором-криминалистом. Новым шефом Мюллера стал Рейнхард Гейдрих – одна из самых зловещих фигур в Третьем рейхе, будущий начальник РСХА, исполняющий обязанности имперского протектора Богемии и Моравии, один из организаторов Холокоста.
«Уйдя на повышение», Гейдрих в 1934 году забрал Мюллера вместе с 37 его баварскими коллегами в Берлин. Мюллер автоматически получил чин штурмфюрера (лейтенанта) СС и был зачислен в ряды главного управления службы безопасности (СД). Мюллер работал во втором отделе тайной государственной полиции под непосредственным руководством Гейдриха и занимался борьбой с внутриполитическими противниками нацистского режима.
4 июля 1934 года Мюллер был повышен до оберштурмфюрера (старшего лейтенанта) СС, хотя непосредственного участия в «ночи длинных ножей» не принимал. Еще через два года, перепрыгнув сразу через три ступени, он получил звание оберштурмбаннфюрера (подполковника) СС и старшего инспектора полиции. Мюллер стал в гестапо вторым человеком после Гейдриха.
Но карьера Мюллера чуть было не сорвалась. В конце 1936 года партийное руководство в Мюнхене высказалось против повышения его по службе. В «строго конфиденциальной политической характеристике» гауляйтер (начальник гау – партийно-административного округа) Мюнхена – Верхней Баварии писал: «Старший инспектор Генрих Мюллер не является членом партии (НСДАП. – Б.Х.)… Только в силу своего применения в тайной государственной полиции он пользуется почетным правом ношения формы оберштурмбаннфюрера СС».
Партийные аппаратчики из Мюнхена признавали, что Мюллер еще до 1933 года «очень жестко, отчасти не обращая внимания на правовые положения, боролся против левых». Однако, по их мнению, «при всем огромном рвении и его невероятном честолюбии, если бы потребовалось преследовать правых, то Мюллер и тут сделал бы все, чтобы добиться признания со стороны начальства», поскольку «он явно не был национал-социалистом».
Еще хуже мюнхенские партайгеноссе отзывались об особенностях характера Мюллера:
«Он бесцеремонный человек, не терпит в своем окружении людей, которые препятствуют его стремлению продвинуться по служебной лестнице… однако охотно дает похвалить себя за работу, которой не занимался. При этом он не стесняется нарушения элементарных понятий товарищества... Для предпочтительного повышения Мюллера по службе нет никакого повода, так как он не имеет никаких заслуг в деле национального подъема».
Руководство гау запросило в парторганизации НСДАП в мюнхенском районе Пазинг характеристику на Мюллера. Оттуда пришел ответ: «Как Мюллер получил свое почетное звание в СС, нам неизвестно… Мы плохо можем представить себе его в качестве члена партии». Далее шло короткое, но красноречивое примечание: «Пожертвование на «День Айнтопф» (Айнтопф – «общий горшок», еда, объединяющая первое и второе блюдо, символ «немецкого народного сообщества». – Б.Х.) по 40 пфеннигов».
Тем не менее Мюллер доказал, что такие специалисты, как он, могли сделать в нацистской Германии карьеру, даже если против них выступала партийная организация. В январе 1937 года, вскоре после получения отрицательной характеристики из Мюнхена, старший инспектор Мюллер перескочил еще несколько ступеней служебной лестницы, став главным правительственным советником и советником уголовной полиции. Вскоре после этого он получил звание штандартенфюрера (полковника) СС.
Вскоре Мюллер заявил о выходе из Римско-католической церкви, чтобы соответствовать требованиям СС. Для его религиозных родителей этот шаг стал оскорблением. Но Мюллер решил, что вера в Гитлера принесет ему больше преимуществ, чем вера в Христа.
В 1939 году Мюллер наконец все-таки вступил в НСДАП. Внешность его – невысокий (170 см), темноволосый, с карими глазами – мало соответствовала «арийским канонам». Но когда понадобилось доказать свое «арийское» происхождение (офицеру СС и члену НСДАП надо было иметь арийских предков начиная с 1750 года), Мюллеру удалось, хоть и не совсем полно, подтвердить документально свою родословную: его предками в основном были баварские крестьяне....

Полная статья по ссылке

Ссылка
  • +0.12 / 4
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!