Ну давайте не будем лукавить. Методы коллективного и трудового воспитания - без угрозы наказания - увы не работают.
Можно конечно акцентировать внимание на трудовое и коллективное воспитание, но по факту - начать Макаренко пришлось с того , что главарю в торец дать, и поставить себя вожаком стаи.
Да и угроза лишения еды, карцера и перевода в обычную колонию - тоже элемент воспитания. Даже если его ни разу применить не пришлось.
Ну и талант нужен - что бы стать вожаком стаи - нужно иметь характер и уметь поддерживать авторитет и добиваться результата, просто рукой водить - увы недостаточно.
Это могут не только лишь все, мало кто может на самом деле.
Ксати я когда в армии на КМБ был - никого на дисбат ни разу не оправили. Но возможность такая существовала, ужасы дисбата пересказывались шепотом, пальцем показывали на единственного идиота, (на почти 500 человек) который даже не в дисбат, а на обычную губу загремел на 2 недели и рассказал - как оно.
Это не идея - это всего лишь конкретные методы и приемы, применяемые учителем. Они сильно зависят от среды, возраста воспитуемых и других факторов.
Основная идея - что учитель должен быть личным примером
Понимаете - если просто разрешить в детдоме трудовое воспитание, но не обеспечить Макаренко в каждый класс - то главарь классной стаи и его шестерки будут заставлять слабых работать. И вместо трудового воспитани, вы получите микро АУЕ в масштабах класса и или детдома целиком.
Надо только уточнять, что не к труду, а к работе без оплаты и в условиях несоблюдения норм гигиены и условий труда, и непредусмотренных образовательным процессом.
То есть методику Шаталова - может только учитель русского языка или математики применять? Смешно.
На самом деле вы правы в том, что методика обучения и воспитания по Шаталову - требует от учителя фактически жить в школе. И это могут себе позволить только очень немногие.
Когда вы говорите что типовая нагрузка в школе не позволяет использовать методику Шаталов - это вообще то и означает - что масштабировать методику в реальную массовую всеобщую школу - невозможно.
И идея по сути - та же что и у Макаренко - учитель должен быть личным примером и вожаком стаи. А проверка тетрадей или совместные турпоходы - это всего лишь конкретные методы и приемы.
Это элементарные и очевидные меры.
Но именно эти меры - встречают наибольшее противодействия со стороны тех, кого мы с вами называем "яжемать" и "яжебать". И это как вы понмаете совсем не маргиналы и асоциальные личности - которые в таких общешкольных инициативах не участвуют и вообще не подозревают об их существовании.
Из недавнего - на классном собрании - подняли вопрос соблюдения дресскода и запрета косметики в 6 классе. На что очередная "яжемать" - просто развела руками и сказала - "ну как я ее заставлю, она меня все равно не слушается" (с).