У хаймарса официально вообще нет не фугасных снарядов 220мм, есть проникающий фугас M31, и шрапнельный M30А1.
И если говорить про чистые фугасы.
Итого имеем при на почти метр (20%) более короткой ракете, БЧ хаймарса легче только на 10%, и это с системой наведения/управления.
ВВ в M31 поменьше - так это проникающий фугас со стальной оболочкой/осколочной рубашкой приличной толщины, призванный проламывать перекрытия укрытий/строений и детонировать внутри. 9М27Ф чистый фугас с тонкой стальной скорлупкой вокруг заряда, с малой проникающей способностью. Для перепахивания окопов на передке идеален, но дальность у 9М27Ф 36км, а у M31 80-90км - это принципиально разные по возможностям системы, не поддающиеся простому количественному сравнению.
Объёмно-детонирующий снаряд ранних поколений. Обратили внимание, что вес БЧ в полтора раза больше чем у фугаса? За счёт чего? Правильно, дальности! Она доходит аж до 13км, превращая установку с ними из дальнобойной арты в машину поля боя (а там Урагану совсем плохо, не зря следующим поколением стал специализированный Буратиныч на базе танка). Ещё обратили внимание, что из полутора центнеров только 30 кг собственно огнесмесь? под катом чертёжик бч снаряда и её вид после отделения
Вот такое чудо военно-инженерной мысли, с кучей стадий работы и высокой чувствительностью к ветру, ныне вряд-ли кем-либо применяемое.
Если владелец Хаймарса решит покрошить пехоту, то у него есть шрапнельный M30 с более чем 100500 (180000) готовыми поражающими элементами, подрыв дистанционный, контактный, с замедлением, дальность те же 80-90 км. Вопрос от чего приятней помирать: внутренних кровотечений после объёмного взрыва, или от потери крови/болевого шока когда всё не укрытые бронёй части тела ободраны в фарш - оставлю для сотрудников организаций, выдумывающих предписания по гуманным методам массового убийства.
Как говориться, "какая разница как мощно ты бьёшь, если не попадаешь"? Почти трехкратная разница в дальности стрельбы делает бессмысленным прямое численное сравнение веса залпа.
Антоновский мост получается, имеет не отключаемую встроенную глушилку глушилки GPS, или с GPS глушением всё не так просто?
Не знаю точную скорость снаряда Хаймарса на конечном участке траектории, но пробегало интервью с нашим зенитчиком, сообщавшим что ракета химарса - сложная высокоскоростная цель, раза в 2 быстрее старой смерчевской ракеты, т.е. многие сотни метров в секунду, хороший сверхзвук, на грани гиперзвука. И коррекция должна начинаться за многие километры (если не пару десятков) до цели, и либо мы глушим простой глушилкой все СНС на километры вокруг (подставляя и собственные войска), либо глушим в узком секторе, специализированной машиной, которая сама по себе приоритетная цел, светить которую постоянно не следует.
Наконец, СНС у GMLRS это дополнение к инерциальной системе, которая сама по себе способна обеспечить меньшее отклонение чем у Урагана на сравнимой дальности, скомпенсировав тем самым меньший тротиловый эквивалент / число ракет в залпе.
Так, а как Смерчики, со средней нагрузкой более пяти тонн на 1500мм колёсико в грунт не зарываются? Или ещё есть приличный запас по удельному давлению на грунт, относительно безусловно выдающихся ЗИЛ-овских показателей? И сводить проходимость к простому сравнения отношений теоретической нагрузки на колесо к диаметру, не учитывая актуального распределения нагрузки по осям, подвески, трансмиссии, прочих технических приблуд (вроде централизованного управления давлением в шинах) как то слишком опрометчиво.
Последнее шасси Урагана выпущено в 91, первый хаймарс - в 10, самому молодому урагану тридцать, самому старому хаймарсу - 12. Шасси Урагана спроектировано в начале 60-х, имеет кучу неоптимальных решений, продиктованных необходимостью впихнуть требования ТЗ в возможности советской автопромышленности тех лет. Например, уникальная двигательная установка, с 2-мя карбюраторными движками, каждый работающий на свой борт, впоследствии заменили на один, но с хитрым, не имеющим аналогов межбортовым дифференциалом, отсутствие подвески у 2-х средних мостов, и т.д. Шасси Хаймарса напротив, сделано на базе вполне обычного грузовика, с традиционной, вылизанной на бессчётном множестве моделей трансмиссией, с чего ему быть более ломучим и сложно ремонтируемым чем полуэкспериментальный старичок ЗИЛ?
Если достаём с хранения все ураганы, то давайте и хаймарсы считать вместе с MLRS с консервации (их под тыщу, включая 200+ машин в строю), и к хаймарсам ещё тридцатник машинок у морпехов приплюсовать надо.
И сравнивать вес залпа бессмысленно: хаймарс не оружие перепахивания площадных целей, а гарантированного поражения относительно компактных объектов на большой дальности. Его прямой аналог (в варианте 220-мм) - наш перспективный Гермес / Клевок
Ну с РСЗО в нашем классическом понимании (системы для быстрого вываливания эшелонов взрывчатки на врага), у них да, проблемы, но у них вообще проблемы с вываливанием эшелонов чего угодно, т.к. гарантировать провоз этих эшелонов в любую точку шарика даже им сложновато (кроме свободнопадающих авиабомб, их можно заранее накопить на относительно немногочисленных авиабазах, с которых они на носителях до целей доедут). И я могу сказать, что у нас аналог Хаймарса только планируется (Клевок), ещё когда он будет, "мыфсеумрёмпрямзавтра"!
И что Хаймарс используется как пусковая ATACMS, запросто можно в подвиг обратить, нагнав жути: вот представляете, у нас менее 200 Искандеров всего, плюс сотня Смерчей, а у пиндосов под 600 пусковых ОТРК, и ещё столько же на хранении, опять "мы фсе помрём", причем у них уже на складах более двухсот M57E1, и они переделывают ATACMS предыдущих серий в M57E1, планируя получить арсенал из почти 2000 таких ракет. Т.е. единовременный залп многих сотен ОТР с MLRS / HIMARS, да ещё под прикрытием залпа тысяч отвлекающих GMLRS - задача чисто организационно-логистическая, у нас наземных пусковых для сравнимого по силе и глубине залпа запросто может не хватить.
Если оставить апокалиптические сценарии, и вернуться к плюсам хаймарса как машины для относительно ограниченных операций, то следует отметить бронированную кабину (в отличие от стекло-пластиковой будки Урагана) - выживаемость расчёта при накрытии позиции артой / в стрелковой засаде радикально выше (ещё можно люк в крыше открыть и отстреливаться / кидать гранаты / БПЛА с подарками запустить). Кассетное заряжание тоже повышает живучесть машины: если Урагану повредить направляющие - машина теряет боеспособность, хаймарс просто сбросит покоцанный блок (и так одноразовый) и зарядит свежий.
К урагану обязательна специализированная ТЗМ, по одной на каждую пусковую, при утрате ТЗМ-ки одна пусковая считай выключается из работы (или растёт время перезарядки всей батареи). Формально, у хаймарс ТЗМ есть, но это просто платформа с автопогрузчиком и прицепом, способная за рейс подвезти бк сразу четырём хаймарсам, просто раскладывающая кассеты на земле, с которой сами пусковые их зарядят, без участия ТЗМ. Практически, боеприпасы хаймарсам может подвозить любой бортовой грузовик с автоподъёмником/ отдельным автокраном, зарядить Ураган / Смерч без ТЗМ, гражданским автокраном / руками, наверно можно, но это ИМХО тот ещё смертельный номер, и потная возня.
Ещё один плюс - неприметное шасси, практически аналогичное стандартному трехосному грузовику, что сильно облегчает маскировку / создание ложных целей для видовой разведки противника. Если перемещение Смерча/Искандера можно чётко засечь тем или иным средством наблюдения и сразу понять их опасность, то Хаймарс запросто спрятать среди грузовиков, а найдя, ещё надо определить, какую опасность и на какую глубину он представляет, что он запустит GMLRS или ATACMS?
Так что просто мешать с не шоколадом машину не надо.
ИМХО самая мерзкая пакость из всего, что натащили невероятные партнёры. И пшеки не зря резко возбудились именно на Хаймарсы.