AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
12 авг 2022 10:53:07 |
Цитата: Телеграм-канал Наука и университеты«Новые вызовы для инженерного образования. Взгляд представителей отрасли»
Круглый стол по вышеназванной теме состоялся в рамках традиционного казанского форума «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование». Журналисты издания БИЗНЕС ONLINE утверждают , что этот круглый стол явился самым жарким мероприятием форума.
Ниже приводим фрагмент их материала о прошедшем форуме.
(Образовательный коллапс или будет хуже: дети не хотят сдавать ЕГЭ по математике, а потом смотреть на плакаты из 1960-х в КНИТУ-КАИ)
В этом году более 50% вузов, особенно технического профиля, не закрыли планы приема, с ходу ввел в курс дела проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Роман Моисеев. Проходные баллы стали намного ниже. Если раньше в Татарстане математику как профильную выбирали 70% выпускников школ, то теперь — 50%. Все меньше сдают физику — минус 700 человек. «То есть востребованность инженерных специальностей снижается», — констатировал Моисеев. «Дети просто боятся сдавать физику и математику: понимают, что у них недостаточно знаний для приличных результатов ЕГЭ, — заметил проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов. — В школах к одному из самых сложных экзаменов готовят слабо, проще и надежнее сделать выбор в пользу обществознания».
«Готовы ли вы вместе с нами помочь ребятам в подготовке к этим экзаменам?» — обратился Михайлов к авиапромышленникам. «Наша ли это задача? — задалась вопросом руководитель управления кадровой политики и развития персонала „Вертолетов России“ Юлия Каталова, указав на низкое качество школьной подготовки. — Сегодня у нас нет другого выхода». Вертолетостроители организуют в школах профильные классы, накручивают своих сотрудников, чтобы те воздействовали на собственных детей. Уже понятно, что в 10–11-х классах начинать работу поздно — надо действовать с 1-го: например, возрождать кружки авиамоделирования (кстати, на нынешней выставке их впервые не было).
Следующий камень был уже в огород высших учебных заведений. Заместитель директора по кадрам КАЗа Айрат Гимадиев указал, что в вузах не уделяется должного внимания работе с чертежами, сборками. «Эти простейшие элементы, которые студенты инженерной специальности должны узнать еще в университете, им приходится осваивать уже на предприятии, — рассказал он. — Самое провальное — прочностные расчеты. Они совершенно не умеют считать ту конструкцию, которую разработали».
Эти замечания возмутили преподавателей. «В советское время были рекомендации для конструкторов (РДК). А сегодня они используются? — поинтересовался доцент КНИТУ-КАИ Игорь Федоров и, получив отрицательный ответ, продолжил: — Вы без РДК от молодого специалиста, как от старика Хоттабыча, ждете чуда. Он не может сразу генерировать, нужны рекомендации… Теперь давайте посмотрим, какая у выпускников база. В советское время была профессиональная подготовка в школах. Я по окончании получил рабочую специальность. Сегодня 70 процентов студентов пятого курса никогда не видели ни фрезерного станка, ни токарного, а 50 процентов не знают, какая между ними разница. Поэтому предприятия должны делать встречный шаг. Сейчас если дать задачу студентам, то они прежде всего открывают „Википедию“. Чтобы они посмотрели куда-то кроме, их нужно очень сильно мотивировать. А интерес необходимо подкрепить реальной жизнью, то есть практикой».
Но на этом претензии по существу к заводам не закончились. «Для привлечения школьников в вуз необходимо сделать так, чтобы там хотелось учиться, — продолжил Федоров. — КАИ оснащен агрегатами, парочкой вертолетов и плакатами по конструкции 60-х годов. Школьник не видит ничего новенького, а только старенькое. Может, заводу как-то повернуться лицом к КАИ?! У меня сегодня все агрегаты подарили мои выпускники, а предприятие ничего не дает, только организовывает какие-то презентации».
https://t.me/naukauniver/2165
ЦитатаЗа заводчан вступился директор казанского обособленного подразделения Уральского завода гражданской авиации Рамиль Ахмадеев: «Должны быть высококвалифицированные преподаватели, и я не говорю, что вы плохие, но вам и самим необходимо присутствовать на предприятиях, чтобы видеть, какие технологии используются и что востребовано, и понимать, на что делать упор в учебном процессе. Есть разрыв между университетом и промышленной задачей».
Но в чем, кажется, сошлись все стороны, так это в пользе целевой подготовки среди прочего, предполагающей трудоустройство с первого курса. У таких студентов отмечена высокая мотивация (при поступлении от них даже требуют написать эссе — зачем им это нужно) и, соответственно, отличные оценки. Но одновременно велики издержки: завод может претендовать только на один рабочий день; вузу надо составлять для целевиков индивидуальные учебные планы. Поэтому КАЗ решил на свои деньги возродить в КНИТУ-КАИ вечернюю форму обучения. «Вполне возможно, что такой студент в конце обучения сможет занимать инженерную должность, — подвел итог Гимадиев. — Да, для предприятия это затратно, но мы понимаем, что готовим для себя костяк».
Skur ( Слушатель ) | |
12 авг 2022 14:29:16 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
12 авг 2022 17:28:47 |
Цитата: Телеграм-канал Наука и университетыТомская история
Рассказываем о Томске, хотя подобные истории происходят в эти дни во многих региональных центрах. Итак, нескольким томским вузам в основной период зачисления не удалось полностью закрыть бюджетные места. В частности, не добирают технические направления подготовки.
Повторяем, речь идет о Томске – одном из крупнейших университетских центров России, где чуть ли не каждый вуз известен во всей стране.
Ответственные лица из томских вузов объясняют сложившуюся ситуацию проблемами, связанными с ЕГЭ по физике, которая просела, по их мнению, из-за ковида. Недобор легко было предсказать заранее: в томских вузах суммарно есть две тысячи бюджетных мест с предметом «физика». А одиннадцатиклассников в этом году, которые выбрали ЕГЭ по физике, было около 700 человек. Даже если все эти выпускники прошли минимальный порог, они займут только треть бюджетных мест в томских вузах.
Альтернативным предметом для физики по техническим направлениям была информатика, но это ситуацию принципиально не изменило. Абитуриенты, которые сдавали ЕГЭ по информатике, практически в полном составе пошли на IT-специальности и в некоторых случаях выбирали платную форму обучения вместо бюджетного места по технической специальности.
Так что же делать с физикой? ЕГЭ по физике с каждым годом сдают всё меньше выпускников, квалифицированных учителей физики в школах становится тоже меньше. Да и откуда они возьмутся, если в том же Томске, в педагогическом университете на единственное направление, где готовят учителей физики, «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Математика» и «Физика» можно поступить, не сдавая ЕГЭ по физике, так как этот предмет идет «по выбору». «Обществознание» - обязательное вступительное испытание, а «Физика» - по выбору.
Каких инженеров смогут подготовить томские вузы из первокурсников, поступивших в условиях недобора – ещё один вопрос, но это уже тема для отдельного разговора.
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
15 авг 2022 02:55:03 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
15 авг 2022 08:10:17 |
Skur ( Слушатель ) | |
15 авг 2022 12:15:42 |
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
15 авг 2022 14:04:43 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
15 авг 2022 17:08:33 |
luckyzzr ( Слушатель ) | |
30 ноя 2022 07:15:14 |
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
30 ноя 2022 09:04:43 |
luckyzzr ( Слушатель ) | |
01 дек 2022 13:28:36 |
_Sasha__ ( Слушатель ) | |
01 дек 2022 15:05:15 |
luckyzzr ( Слушатель ) | |
30 ноя 2022 07:08:05 |
AndreyK-AV ( Слушатель ) | |
03 дек 2022 22:57:19 |