Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,104,971 7,840
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
12 авг 2022 10:53:07

«Новые вызовы для инженерного образования. Взгляд представителей отрасли»

новая дискуссия Дискуссия  210

«Новые вызовы для инженерного образования. Взгляд представителей отрасли»
Цитата: Телеграм-канал Наука и университеты«Новые вызовы для инженерного образования. Взгляд представителей отрасли»

Круглый стол по вышеназванной теме состоялся в рамках традиционного казанского форума «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование». Журналисты издания БИЗНЕС ONLINE утверждают , что этот круглый стол явился самым жарким мероприятием форума.
Ниже приводим фрагмент их материала о прошедшем форуме.
(Образовательный коллапс или будет хуже: дети не хотят сдавать ЕГЭ по математике, а потом смотреть на плакаты из 1960-х в КНИТУ-КАИ)

В этом году более 50% вузов, особенно технического профиля, не закрыли планы приема, с ходу ввел в курс дела проректор по образовательной деятельности КНИТУ-КАИ Роман Моисеев. Проходные баллы стали намного ниже. Если раньше в Татарстане математику как профильную выбирали 70% выпускников школ, то теперь — 50%. Все меньше сдают физику — минус 700 человек. «То есть востребованность инженерных специальностей снижается», — констатировал Моисеев. «Дети просто боятся сдавать физику и математику: понимают, что у них недостаточно знаний для приличных результатов ЕГЭ, — заметил проректор по научной и инновационной деятельности КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов. — В школах к одному из самых сложных экзаменов готовят слабо, проще и надежнее сделать выбор в пользу обществознания».

«Готовы ли вы вместе с нами помочь ребятам в подготовке к этим экзаменам?» — обратился Михайлов к авиапромышленникам. «Наша ли это задача? — задалась вопросом руководитель управления кадровой политики и развития персонала „Вертолетов России“ Юлия Каталова, указав на низкое качество школьной подготовки. — Сегодня у нас нет другого выхода». Вертолетостроители организуют в школах профильные классы, накручивают своих сотрудников, чтобы те воздействовали на собственных детей. Уже понятно, что в 10–11-х классах начинать работу поздно — надо действовать с 1-го: например, возрождать кружки авиамоделирования (кстати, на нынешней выставке их впервые не было).

Следующий камень был уже в огород высших учебных заведений. Заместитель директора по кадрам КАЗа Айрат Гимадиев указал, что в вузах не уделяется должного внимания работе с чертежами, сборками. «Эти простейшие элементы, которые студенты инженерной специальности должны узнать еще в университете, им приходится осваивать уже на предприятии, — рассказал он. — Самое провальное — прочностные расчеты. Они совершенно не умеют считать ту конструкцию, которую разработали».

Эти замечания возмутили преподавателей. «В советское время были рекомендации для конструкторов (РДК). А сегодня они используются? — поинтересовался доцент КНИТУ-КАИ Игорь Федоров и, получив отрицательный ответ, продолжил: — Вы без РДК от молодого специалиста, как от старика Хоттабыча, ждете чуда. Он не может сразу генерировать, нужны рекомендации… Теперь давайте посмотрим, какая у выпускников база. В советское время была профессиональная подготовка в школах. Я по окончании получил рабочую специальность. Сегодня 70 процентов студентов пятого курса никогда не видели ни фрезерного станка, ни токарного, а 50 процентов не знают, какая между ними разница. Поэтому предприятия должны делать встречный шаг. Сейчас если дать задачу студентам, то они прежде всего открывают „Википедию“. Чтобы они посмотрели куда-то кроме, их нужно очень сильно мотивировать. А интерес необходимо подкрепить реальной жизнью, то есть практикой».

Но на этом претензии по существу к заводам не закончились. «Для привлечения школьников в вуз необходимо сделать так, чтобы там хотелось учиться, — продолжил Федоров. — КАИ оснащен агрегатами, парочкой вертолетов и плакатами по конструкции 60-х годов. Школьник не видит ничего новенького, а только старенькое. Может, заводу как-то повернуться лицом к КАИ?! У меня сегодня все агрегаты подарили мои выпускники, а предприятие ничего не дает, только организовывает какие-то презентации».
https://t.me/naukauniver/2165



ЦитатаЗа заводчан вступился директор казанского обособленного подразделения Уральского завода гражданской авиации Рамиль Ахмадеев: «Должны быть высококвалифицированные преподаватели, и я не говорю, что вы плохие, но вам и самим необходимо присутствовать на предприятиях, чтобы видеть, какие технологии используются и что востребовано, и понимать, на что делать упор в учебном процессе. Есть разрыв между университетом и промышленной задачей».

Но в чем, кажется, сошлись все стороны, так это в пользе целевой подготовки среди прочего, предполагающей трудоустройство с первого курса. У таких студентов отмечена высокая мотивация (при поступлении от них даже требуют написать эссе — зачем им это нужно) и, соответственно, отличные оценки. Но одновременно велики издержки: завод может претендовать только на один рабочий день; вузу надо составлять для целевиков индивидуальные учебные планы. Поэтому КАЗ решил на свои деньги возродить в КНИТУ-КАИ вечернюю форму обучения. «Вполне возможно, что такой студент в конце обучения сможет занимать инженерную должность, — подвел итог Гимадиев. — Да, для предприятия это затратно, но мы понимаем, что готовим для себя костяк».

От себя, две ремарки по материалу, пока две...
Одна из причин подобного, из школы практически исчезло черчение, а геометрию с начала реформ превратили в пасынка математики, заем "похоронили", а сейчас вроде начали реанимацию, а кем и как непонятно, ведь в преподавание математики пришли люди выращенные в годы "уничижения геометрии", а заставших её качественное преподавание и готовых преподавать все меньше и меньше, как по объективным, так и субъективным причинам...
Вторая, кстати, когда то давным-давно, во времена "исторического материализЪму", практически на любой инженерной специальности в курсовые работы входил расчёт зубчатого соединения (передачи), и надо было начертить узел и рассчитать его.  Вроде простейшая работа, но знание разных предметов и начерталки и математики и... Делалось все по методичкам, но ручками, иначе не сдать, как результат в голове оставалось какое то понимание сопряжения деталей, ибо напрягало пространственное представление и крепило межплеменные связи...
Ну и с новомодными знания есть в "гугле"/кармане, ваша задача только их найти"(с)от "современных академиков"), все превратилось в фарс, когда нажал несколько кнопок покрутил изображение, распечатал его, сдал курсовую, а в голове ноль и кнопки, и полное отсутствие понимания как узлы и детали сопрягаются между собой. Зато бизнес того кто нажимает кнопки, а затем продает результаты, но чаще всего в голове пустота и у тех и у других...
Отредактировано: AndreyK-AV - 12 авг 2022 10:56:30
  • +0.11 / 7
КОММЕНТАРИИ (13)
 
 
  Skur ( Слушатель )
12 авг 2022 14:29:16
На этом фоне можно делать ставки - когда в качестве самостоятельного предмета из школьного курса исчезнет физика. В том, что это произойдёт, по меньшей мере в обычных школах, у меня уже сомнений нет. И даже радикальная смена образовательной стратегии не поможет. Нужны десятилетия работы для того, чтобы хотя бы восстановить уровень преподавания дисциплины, который был на момент кончины СССР. Спросите откуда пессимизм? Собственными глазами почти тридцать лет наблюдаю медленную, но неуклонную деградацию в системе подготовки кадров для преподавания данной дисциплины. Сегодня в работу активно включился принцип обратной связи - в значительной степени физику в школах преподают выпускники педвузов, которые сами знают предмет едва-едва. Дальше будет только хуже ...
  • +0.03 / 2
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
12 авг 2022 17:28:47
Про физику 
https://t.me/naukauniver/2180
Цитата: Телеграм-канал Наука и университетыТомская история

Рассказываем о Томске, хотя подобные истории происходят в эти дни во многих региональных центрах. Итак, нескольким томским вузам в основной период зачисления не удалось полностью закрыть бюджетные места. В частности, не добирают технические направления подготовки.
Повторяем, речь идет о Томске – одном из крупнейших университетских центров России, где чуть ли не каждый вуз известен во всей стране.

Ответственные лица из томских вузов объясняют сложившуюся ситуацию проблемами, связанными с ЕГЭ по физике, которая просела, по их мнению, из-за ковида. Недобор легко было предсказать заранее: в томских вузах суммарно есть две тысячи бюджетных мест с предметом «физика». А одиннадцатиклассников в этом году, которые выбрали ЕГЭ по физике, было около 700 человек. Даже если все эти выпускники прошли минимальный порог, они займут только треть бюджетных мест в томских вузах.

Альтернативным предметом для физики по техническим направлениям была информатика, но это ситуацию принципиально не изменило. Абитуриенты, которые сдавали ЕГЭ по информатике, практически в полном составе пошли на IT-специальности и в некоторых случаях выбирали платную форму обучения вместо бюджетного места по технической специальности.

Так что же делать с физикой? ЕГЭ по физике с каждым годом сдают всё меньше выпускников, квалифицированных учителей физики в школах становится тоже меньше. Да и откуда они возьмутся, если в том же Томске, в педагогическом университете на единственное направление, где готовят учителей физики, «Педагогическое образование» с двумя профилями подготовки «Математика» и «Физика» можно поступить, не сдавая ЕГЭ по физике, так как этот предмет идет «по выбору». «Обществознание» - обязательное вступительное испытание, а «Физика» - по выбору.
Каких инженеров смогут подготовить томские вузы из первокурсников, поступивших в условиях недобора – ещё один вопрос, но это уже тема для отдельного разговора.

Ну и... инженеров государство заказало 2 тысячи, а выпускников учивших физику 700 чел, да ещё и подлог предлагается когда за инженерные выдают программистские специальности Быдло
.
Да и в целом с физикой занятные выкрутасы, мы в лицее даем в старших классах до 5 часов физики, а в соседней гимназии физики в старших классах нет, а ведь она сильная, но считается гуманитарной, вот и убрали физику, ФГОС позволял(ет) это.
Впрочем у многих физики в старших классах нет по банальной причине, отсутствие преподавателей, а раз нет часов то нет ставок, нет запроса на физиков, а те что пока есть ищут часы чтобы ЗП была более менее, или полностью уходят на репетиторство, и этот замкнутый круг все уже и уже...
Так что, если не принять чрезвычайных мер, то Ваш прогноз сбудется...
  • +0.09 / 7
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
15 авг 2022 02:55:03
  
  
не могли бы вы уточнить какой такой уровень преподавания дисциплины был на момент кончины СССР?
Вот я как раз на этапе кончины СССР учился - никакого такого уровня не было. Были единичные талантливые учителя и все. Никакого супер-пупер уровня не было. Правда отсев был побольше. 
  
Принцип обратной связи работал уже тогда, когда я в 94 поступал в педВУЗ на ту самую физику. 
Проходной бал на специальность 9 из 15. 
И вы не поверите - я тоже в школе сдавать физику не захотел. 
В 16-17 лет - очень много гормонов и очень мало мозгов, и все это густо замешано на синдроме гнезда и конфликте отцов и детей - большинство будет выбирать путь наименьшего сопротивления и наименьшего труда. О профориентации и сознательной подготовке к будущей профессии думают единицы и единицы же действительно готовятся к специальности.
  
И да из группы в школы пошли работать исключительно те кто в физике не понимал ничего.
Так что принцип обратной связи - он не сегодня включился, а так то еще при Хрущеве. 
  
так что хреново было и 10 лет и 20 лет назад и 30 лет назад. 
И утверждать что сейчас прямо сильно хреновее чем тогда в 94 - это уже лукавство.
  • +0.05 / 5
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
15 авг 2022 08:10:17
Про сегодняшние проблемы в образование на примере 90-е увязав да ещё увязав с ним Хрущева, это зачетное смешивание тёплого с мягким!
Не менее зачетно связывать единичных талантливых учителей, с тем что физика была обязательна! Не менее зачётно...
Вот только есть ой-ё-ёй...
Общий уровень преподавания зависит не от количества талантливых учителей, хотя они конечно его поднимают, но
но их всегда немного,
а от уровня методической проработки предмета, качества разработанных программ и способности основной массы учителей их исполнять.
Так вот в СССР как раз последние было на хорошем уровне, и средний учитель вполне себе уверенно готовил учеников способных знать физику на 4 и 5..., да и не только физику...
Естественно были и откровенно слабые учителя, однако не они задавали тон...
Ах да, не приветствовалось в СССР брать две, три и более ставок...., ибо чем больше ставок, тем ниже качество и прогрессия отнюдь не арифметическая....
Ах да, в те старорежимные времена предметные планы учитывали межпредметные связи, и математические темы  и формулы необходимые для освоения тех или иных тем по физике, химии давались до появления потребности, а не "на кого бог пошлёт".
.
Ну а отсылы к Хрущёву, это обыкновенная попытка скрыть текущую немощь, и откровенный развал образования последних 30-лет...
Ведь для того чтобы промышленность была на уровне,  да и экономика в целом, одних гениев и талантов, которых надо признать готовим успешно, мало, говоря грубо ничтожно мало, должен быть общий уровень....
  • +0.03 / 5
 
 
 
  Skur ( Слушатель )
15 авг 2022 12:15:42
Отмечу лишь несколько моментов, характеризующих особенности преподавания дисциплины тогда и в сегодняшнее время.
1. Не припомню проблемы нехватки учительских кадров в конце восьмидесятых-начале девяностых. Сегодня даже в городах нехватка учителей физики - катастрофическая. Предмет зачастую ведется любым учителем, который согласится его вести. Ни о каком качественном процессе обучения в таких условиях не может идти и речи. 
2. В обычных, не профильных классах количество уроков физики в лучшем случае сокращено до двух часов в неделю. И это в старших классах. В таких условиях из образовательного процесса в старших классах полностью исключен физический практикум, а лабораторные работы зачастую "проводятся" только в тетради по диктовку. 
3. Процесс подготовки учителей физики в педвузах сегодня отличается радикально. В прежние времена он был более полноценным и системным, в значительной степени направленным на освоение будущим учителем не столько методики преподавания предмета, сколько на понимание и всестороннее строго последовательное изучение самого предмета. Четыре семестра курса общей физики, четыре - основ теоретической, отдельные курсы элементарной физики, истории физики, основ классической электронной теории, электротехники, автоматики, радиотехники и т.п. Сегодня подобного нет и в помине. Всё скомкано и радикально сокращено. Да, даже в таких условиях хоть и нечасто, но рождаются хорошие учителя. Но их выход - единичен, и едва ли в состоянии покрыть даже сотую часть потребностей. Основная часть - слабо подготовленная масса, многие из которых предмета не знают сами. Проблема качества выпускников приобрела особую остроту после введения системы подушевого финансирования, когда любого, даже самого бесталанного студента, администрация вуза старается удерживать до получения диплома. Иными словами если тридцать-сорок лет назад практически любой выпускник, получивший диплом учителя, был вполне способен к работе по специальности, то большинство сегодняшних выпускников я бы поостерегся допускать к самостоятельной работе в школе.
  • +0.00 / 3
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
15 авг 2022 14:04:43
Хотелось бы уточнить речь идет об областном/краевом центре или о менее крупных населенных пунктах?
Скажем прямо за пределами областных центров и в конце 80-ых было не айс. Может из этого не раздували проблему - но насчет качественного процесса в обычной среднеобразовательной школе райцентра  - я бы не обольщался.


Камрад - понимание физики не зависит от количества часов - если нет способностей - то и 4 часов не хватит, если есть - то со времен Хрущева - дорога в физмат класс\школу - потому что понимающих физику на все школы не напасешься.
Но вообще - вот прям сейчас нехватки учителей физики у своего ребенка я не замечаю, зато остро заметна нехватка учителей информатики. Которой несмотря на все громкие заявления о цифровизации - вообще всего 1 час в неделю. И без практики вообще.


Камрад, ну зачем вы меня за советскую власть агитируете - весь этот полноценный и системный курс - на всю нашу группу учителей физики - худо-бедно понимали и осваивали 3-4 человека на всю группу. Ни один из них в школу не пошел - даже тот. который мог бы стать учителем физики в 3 поколении - ушел в аспирантуру и потом в науку.
Может процесс подготовки формально  и ухудшился - но результат то как был хреновым так и остался. А если не видно разницы - зачем напрягаться? 

Более того - даже на нашей кафедре физики был доцент - который собственно преподаваемый предмет не понимал - он тупо вызубрил лекции и шаг влево шаг вправо - плавал как студент первокурсник с иняза.


Ну как вы понимаете к этому явлению министерство образования никакого отношения не имеет.

Кто бы спорил - я нет. Просто это слабо подготовленная масса - не в 90-ых и не в 00-ых появилась а гораздо раньше. Поэтому искать какие то рецепты в прошлом - безперспективно.
как начал Хрущев курс на упрощение школьного образования, с акцентом на трудовые и практические навыки - так с тех пор и виляет наша система образования как маркитанская лодка.
И физмат школы которые продавили в 64 году - это как раз реакция на упрощение  и деградацию уровня образования, которого перестало хватать инженерным ВУЗам и попытка спасти хоть что то.


Слушайте - ну мне на 3-м курсе уже завкафедрой сказал открытым текстом - раз уж доучились до 3 курса - теперь вас уже никто не отчислит.
Так что насчет того что любой выпускник был готов - я бы так не сказал. 
Одна моя одногруппница - была настолько "готова" работать учителем физики, что в итоге пошла работать в школу учителем химии, хотя в дипломе у нее не было не одной тройки. А 4-ки ей преподы рисовали тупо за старательность, усидчивость и 100% посещяемость (что на 4-м курсе когда на лекции могло присутствовать 2-3 человека из группы) - выгодно ее отличало от других студентов. Но физику при этом она не понимала от слова совсем.
   
Хотя конечно в отделениях по продаже отсрочек от армии - отчислить студента действительно практически невозможно и это здорово всех демотивирует. Но просто не надо изначально строить в отношении таких заведений никаких иллюзий.
   
З.Ы. Про комсомольский призыв в педВУЗы эпохи Брежнева в курсе? правда думаете - что все выпускники этого призыва были готовы к самостоятельной работе? 
Или что поговорка про "ума нет иди в пед" - появилась на пустом месте?
  • +0.03 / 2
 
 
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
15 авг 2022 17:08:33
Именно так и происходит, если есть хоть какая то возможность...
У нас молодого препода допустили к физике, только после двух лет информатики - математики, и после поступления в магистратуру, да и то первый год присматривали за каждым шагом.  У соседей (сильных) аналогично, а вот у находящихся в депрессивной части района вариантов нет, полуфабрикат балаквариата "грудью на амбразуры", и результат есть, через три четыре провальных года, человек или уходит, или начинает хоть как то работать....
Провал всей концепции образовательных реформ наглядно виден именно на физике, когда у государства (по его словам) спрос на инженеров есть, а школы не могут выдать должное количество абитуриентов, а вузы не способны исправить ситуацию, а лишь усугубляют её, а министерства орут, двое одной глоткой "всё хорошо прекрасная маркиза, все хорошо... все хорошо..."
  • +0.05 / 4
 
 
 
  luckyzzr ( Слушатель )
30 ноя 2022 07:15:14
Если вы поступали в 1994, то физику учили уже не в СССР
.
  • +0.02 / 1
  • Скрыто
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
30 ноя 2022 09:04:43
Ну в 94 я поступал в ВУЗ, физику учил в школе с 90 по 94. Что характерно что в 90-м, что в 94 - меня учили одни и те же учителя по одним и тем же учебникам - изданным в СССР, и  ВУЗе меня тоже учили преподаватели, те же что и 5, и 10, и 15 лет назад. по учебникам что характерно тоже изданным в СССР.
  
Или вы считаете что в 91-м наш учитель физики условно говоря "выбросил партбилет", и стал учить нас как то по другому? не так как раньше? 
  
В нашей группе резко выделялись несколько выпускников физматклассов - на первом курсе им какое то время было сильно легче. Но ближе к концу второго курса расширенный запас знаний исчерпался и на первый план вышли чисто индивидуальные способности.
  • +0.05 / 3
 
 
 
 
 
  luckyzzr ( Слушатель )
01 дек 2022 13:28:36
Я считаю, что инфляция в 1990 году была 19%, в 1991 - 160% (хотя зто еще СССР), в 1992 - 2508%, в 1993 - 840 %, в 1994 - 214 %
И да, учил он скорее всего по-другому, больше сил тратя на выживание, чем до 1990 года
  • +0.00 / 0
 
 
 
 
 
 
  _Sasha__ ( Слушатель )
01 дек 2022 15:05:15
ну не знаю, не знаю я ничего подобного не замечал.
   
Кроме того, не знаю как там в то время было в остальной части России - но у меня в регионе "выживание" началось где то после 94\95 года. Крупных промышленных предприятий и многочисленных почтовых ящиков у нас не было. Рыбная отрасль по сравнению с другими - можно сказать и не пострадала.
   
А так поздний СССР от ранней РФ у нас в регионе по части выживания отличался не принципиально. до 91 года был нечего покупать. после 91 не на что. А так что до 91, что после 91 все жили с дач и огородов года до 2001-2003.
З.Ы. да и не было у учителей - каких то особых возможностей для какого то дополнительного выживания. ты или работаешь или нет.
  • +0.01 / 1
 
  luckyzzr ( Слушатель )
30 ноя 2022 07:08:05
Кстати, как вам вариант такой реформы образования. Школы при предприятиях независимые от минобра. Причем, если зто будет совместный проект (школа) РЖД, Газпрома, ОАК и еще пары-тройки фирм, то и аттестат государственного образца выпускникам не очень и нужен
  • -0.01 / 1
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
03 дек 2022 22:57:19
Никак, я за всеобщее бесплатное среднее образование.
А вот школы над которыми или шефствуют или в партнёрских отношения ГК, я только за, для учащихся это плюс. 
Правда я сам в такой работаю, так что.... Веселый
  • +0.07 / 4